Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Воскресенье| 24 Ноября, 07:13 |
|
|
Тема номера
|
Нефть: добывать и экспортировать по-прежнему выгоднее, чем перерабатывать и продавать
Такие тезисы сформировались в ходе заседания круглого стола «Вопросы ценообразования и обеспечения нефтепродуктами в Хабаровском крае», проведенного НК «Альянс» на территории Хабаровского НПЗ.
Важнейшая составляющая цены топлива – стоимость сырья. В январе 2011 года оно доставалось «Альянсу», поставляющему сырье для переработки на Хабаровском НПЗ, по 7,75 рублей за литр (чтобы было удобней понимать «вес» сырья в литре топлива), в ноябре 2011 цена литра выросла до 9,64 рублей, в январе 2012 года до 9,96 рублей, в начале марта – до 11,93 рублей за литр. Кроме того, рост акцизов и тарифов, инфляция привели в течение минувшего года к увеличению стоимости производства и реализации примерно на 4,23 рубля на тонну бензина Регуляр-92. Какой должна быть цена литра топлива на АЗС, чтобы компенсировать такой рост и обеспечить минимальную (1%) рентабельность реализации? При сложении всех составляющих получаем цифру в 35,06 рубля за литр бензина Регуляр-92, в то время как на заправках «Хабаровскнефтепродукта» этот товар отпускается в розницу по 29,48 рубля за литр.
Вот, собственно, и вся математика. Хотя нет, надо еще учесть, что с июля 2012 года ожидается очередное повышение акцизов на нефтепродукты. И вопрос уже не в том, будут ли повышаться цены, а только: когда? Руководитель пресс-службы НК «Альянс» Андрей РУМЯНЦЕВ отказался говорить о возможных датах смены ценников на АЗС розничной сети компании на Дальнем Востоке, сообщив также, что холдинг не имеет возможности дополнительно снизить затраты на производство, тем более что значительную их часть он просто не контролирует.
По данным председателя комитета правительства Хабаровского края по развитию ТЭК Анатолия ШАТАЕВА, почти 30% производственных затрат при выпуске и реализации бензина составляют расходы на транспорт и оплату акцизов. Также давно известно, что доля налоговых платежей в литре топлива в России – около 60%. И программы развития нефтепереработки в стране нет. Может быть, конечно, где-нибудь в недрах одного из федеральных министерств она и существует, может, даже принята, но положение переработчиков, вопреки здравой логике, благодаря «ручному управлению» продолжает ухудшаться.
Добывать и экспортировать сырье по-прежнему выгоднее, чем перерабатывать и продавать его в России. НК «Альянс», например, добыла в 2011 году 2,35 млн тонн нефти, а переработала на Хабаровском НПЗ и поставил российским потребителям 3,7 млн тонн. При этом Ebitda – прибыль компании, рассчитанная до вычета налогов, процентов по кредитам и амортизации, в секторе добычи составила $411 млн, а в сфере переработки и сбыта – $315 млн. В расчете на 1 баррель, Ebitda в добыче составляет $23,5, в переработке и сбыте – $11,4.
В прежние годы рентабельность нефтепереработки существенно поддерживалась за счет экспорта нафты, являющейся, по сути, отходами производства в России и сырьем для зарубежных предприятий. Но и этот источник иссяк после введения запретительных таможенных пошлин на вывоз данного продукта. Особенно «продуманным» такое регулирование выглядит на фоне того, что российском рынку нафта вообще не нужна.
Андрей Румянцев рассказывает, что руководство его компании почти каждую неделю предоставляет в Минэнерго РФ отчеты о положении дел и аналитические записки по перспективам развития. Такая активность свидетельствует об очередных попытках выработать меры государственного управления условиями деятельности в области нефтепереработки и нефтесбыта, чтобы снять растущее напряжение и избежать негативных последствий грядущего повышения розничных цен. Есть надежда, что будут приняты меры институционального регулирования, а не установлен очередной жесткий вербальный запрет лично новым президентом.
Александр НИКОЛАЕВ, «Дальневосточный капитал».
- ННК поздравила ветеранов с юбилеем Великой Победы
- "Торэкс" переплавили в "Амурсталь"
- Международный пассажирский терминал аэропорта Хабаровск получил одобрение
- Амурский ГМК ждет гиганта
- В Солнечном планируют новый ГОК
- На "Амурсталь" пришли со своим ломом
- Топливные пеллеты для японских печей будут выпускать в Амурске
- Профессионализм сотрудников "ННК-Хабаровский НПЗ" подтвержден на региональном отраслевом конкурсе
- Инвестор из Гонконга займется проектом по производству металлоконструкций
- Международный терминал аэропорта Хабаровск пойдет вторым этапом