Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Пятница| 22 Ноября, 03:50 |
|
|
Тема номера
|
Нефтяники взялись за устранение топливного дисбаланса Дальнего Востока
Предприятие с проектной мощностью в 30 млн тонн в год по углеводородному сырью планируется к размещению на территории Партизанского муниципального района Приморского края, в районе Пади Елизарова. ЗАО «Восточная нефтехимическая компания» (ВНХК) - дочернее предприятие ОАО «НК «Роснефть» - с 2011 года работало над проектом строительства нефтехимического комплекса в районе п. Врангель недалеко от Восточного порта. Однако в конце 2013 года ОАО «НК «Роснефть» приняло решение увеличить мощность производства в три раза.
Что теперь представляет собой проект ВНХК и когда в Приморье начнут строить самый крупный и современный нефтехимический комплекс в России, рассказал генеральный директор ЗАО «Восточная нефтехимическая компания» Юрий КАСЮК.
- С чем было связано решение изменить конфигурацию проекта?
- С поручением президента РФ Владимира ПУТИНА закрыть дефицит топлива на Дальнем Востоке. Действующие нефтеперерабатывающие предприятия в Комсомольске-на-Амуре и Хабаровске не обеспечивают в полной мере спрос на нефтепродукты в регионе. Их модернизация позволит частично заместить текущий дефицит продукции, но, с учетом активного развития Дальнего Востока, проблема полностью не решится. Так, если в 2012 году объем дальневосточного рынка моторного топлива составил 6,2 млн тонн, то к 2020 году прогнозируется увеличение спроса до 8 млн тонн.
Строительство нового предприятия - единственное решение проблемы. Мощность нашего проекта была увеличена с 10 до 30 млн тонн в год по углеводородному сырью, принято решение начать с нефтеперерабатывающей части комплекса, а на втором этапе запустить нефтехимию.
- То есть ваш нефтехимический проект, который вы разрабатывали под площадку во Врангеле, будет реализован, но несколько позже?
- Совершенно верно. Вся нефтехимическая часть будет интегрирована в новый проект. Проект, который мы реализуем сейчас, будет представлять собой комплекс технологических конфигураций Туапсинского нефтеперерабатывающего завода и Восточной нефтехимической компании.
Технологическая конфигурация нефтеперерабатывающей части предполагает переработку 12 млн тонн нефти в год с выпуском бензинов и дизельного топлива, авиационного керосина, соответствующих стандарту Евро-5. При реализации второй очереди из 3,4 млн тонн прямогонной нафты и сжиженных углеводородных газов мы будем получать в год около 2 млн тонн полиэтилена и полипропилена.
Решение о реализации третьего этапа будет приниматься в 2017 году, основываясь на конъюнктуре рынка.
- Можно уже сегодня сказать, какие меры будут предприняты для защиты окружающей среды?
- Во-первых, сами технологии, которые мы закладываем в проект, - лучшее, что есть в мире в сфере нефтепереработки и нефтехимии в плане безопасности. Технологии в нефтепереработке и нефтехимии шагнули далеко вперед, вслед за ними развиваются технологии, направленные на безаварийную работу и защиту окружающей среды. Сегодня технологии позволяют сократить выбросы органических веществ (углеводородов) до 98%, а иной раз до 100%. Во время внештатной ситуации используются системы термического окисления и факельные системы, которые позволяют до 99% обезвредить аварийный выброс. Автоматизация производства, направленная на предупреждение и исключение возможных аварий, вызванных человеческим фактором, сейчас играет главенствующую роль при проектировании.
Олег Клименко
мнение
Михаил Леонтьев, вице-президент НК «Роснефть»: Для Приморья этот проект глобальный и уникальный
Во время недавнего визита в Приморский край вице-президент НК «Роснефть» Михаил ЛЕОНТЬЕВ заверил, что все спорные вопросы по строительству нефтехимического производства в Приморье будут решаться в форме диалога.
Главной темой встречи с журналистами и учеными стал экологический вопрос, в который рано или поздно в любом случае упирается любой перспективный проект. ВНХК - не исключение. Михаил Леонтьев призвал приморцев к конструктивному диалогу, подчеркнув, что, собственно, по проекту отступать уже некуда.
По словам вице-президента, «Роснефть» намерена общаться со всеми, кого тревожит строительство Восточного нефтехимического комплекса в Приморье: с учеными, экологами, с жителями Находки.
- Перенос площадки под размещение ВНХК связан не с давлением экологов и протестами населения, а с изменением формата и предполагаемого масштаба производств. Мало ли какие технологии в ближайшем будущем могут появиться. Мы не можем строить огромный комбинат, а потом окажется, что у него нет никакого потенциала для развития. Проект очень долгосрочный с большими перспективами.
- Почему Приморью важно поддержать проект ВНХК?
- Вообще, этот проект глобальный и уникальный. Много говорилось о том, что надо дать Дальнему Востоку развиваться, главное, чтобы население не уезжало, чтобы это были не какие-то перевалочные проекты. Собственно, один из немногих этих проектов - это ВНХК. Это предприятие по масштабам в тройке мировых. Сам комбинат создаст 4,5 тыс. рабочих мест, смежные производства добавят еще несколько десятков тысяч. Регион должен бороться за такой проект. Мне казалось, что к такому колоссальному проекту должны были относиться очень нежно. Я понимаю, что не бывает такого строительства, чтобы все было идеально. Это всегда некий компромисс. Компания хочет серьезно вкладывать в экологию проекта и территории.
- Как к этому проекту относятся приморские власти?
- Я думаю, что отношения гармоничные. Для края это премиальный проект.
Мнение
Александр КАЗАКОВ, член Всероссийского Общества охраны природы, сопредседатель экологической палаты России, консультант-эксперт общественной палаты РФ:
- Я считаю, что строительство НПЗ - однозначно не повод для паники, все зависит от уровня технологий и экологической ответственности компании. Абсолютно любая деятельность человека наносит вред окружающей среде. Поэтому наша задача - не полный отказ от производства, а строгий общественный контроль за соблюдением всех регламентов.
Первейшая вещь, которая волнует людей в случае реализации таких проектов, - выбросы и влияние производства на атмосферу. Хотя это как раз тот фактор воздействия, который сегодня можно свести практически к нулю.
На самом деле, самая сложная и стрессовая для природы - стадия строительства. Но в то же время строительство - это изученный и понятный всем процесс. Существует перечень мероприятий, при соблюдении которых возможно свести к минимуму вред, наносимый окружающей среде и на этой стадии.
Конечно, возможны внештатные ситуации. Но ведь существуют производства, где при возникновении ЧС последствия просто невозможно ликвидировать, так как не придумали еще в мире таких технологий. Здесь на возможные внештатные ситуации, которые могут возникнуть при работе НПЗ, имеются технологии, при помощи которых эти последствия можно ликвидировать.
Если все будет сделано грамотно, я уверен, размещение такого предприятия не ухудшит, а, скорее, улучшит экологическую обстановку в регионе, поскольку современный комплекс не сможет работать в архаическом окружении, он неизбежно будет вынужден инвестировать в улучшение инфраструктуры.
ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА
Президентское поручение
Нефтеперерабатывающее производство должно было появиться рядом с Находкой еще сорок лет назад. Первоначальный проект НПЗ был утвержден Советом министров РСФСР 1 августа 1974 года. Однако из-за последствий мирового нефтяного кризиса 1973 года проект в советское время так и не реализовали.
В 2007 году о возможном строительстве НПЗ в конечной точке трубопровода «ВСТО» заявила НК «Роснефть». В 2009 году в Находке была открыта дирекция ООО «РН-Приморский НПЗ». Проект предполагал переработку 20 млн тонн нефти в год и был ориентирован на экспорт в страны АТР. В августе 2010 года проектная документация ПНПЗ успешно прошла государственную экологическую экспертизу. Однако к тому моменту планы нефтяной компании уже изменились. Кризис мировой экономики 2008-2009 годов потребовал пересмотреть первоначальные планы с учетом изменившейся конъюнктуры мирового рынка.
В 2011 году началась история Восточной нефтехимической компании. Комплекс мощностью 10 млн тонн сырья в год (ВНХК-10) планировали разместить в районе Восточного порта, на территории микрорайона Находки «пос. Врангель». К концу 2012 года была полностью готова проектная документация будущего производства. В 2013 году две природоохранные организации - Всероссийское общество охраны природы и Общественный институт экологической экспертизы «ЭКОЭКС» - провели независимые экологические экспертизы и дали положительные заключения по проекту. Позднее проект завода получил положительное заключение и государственной экологической экспертизы.
Но на этот раз планы нефтяников были скорректированы президентом РФ Владимиром ПУТИНЫМ. Глава государства в марте 2013 года, после очередного обострения топливной проблемы на Дальнем Востоке, дал поручение президенту «Роснефти» Игорю СЕЧИНУ полностью закрыть дефицит топлива в регионе. Возможность для этого была только одна - увеличить объемы производства топлива в рамках проекта ВНХК. Конфигурация проекта была изменена, площадку размещения производства вновь перенесли в Партизанский район, в Падь Елизарова.
Сегодня дочернее предприятие НК «Роснефть» ЗАО «Восточная нефтехимическая компания» приступило к проектированию уже совершенно нового производственного комплекса.
- Альтернатива фондовому рынку: почему россияне выбирают ЗПИФы для инвестиций в недвижимость
- "Деревню спортсменов" откроют на время VII Международных игр "Дети Азии" в Приморье
- Реконструкция аварийного моста в районе АртемГРЭС начнется осенью
- Одно из старейших предприятий Приморья продолжает модернизацию
- Приморская ГРЭС проходит реновацию
- Экология – приоритет: приморский порт утвердил новую экологическую повестку
- Находкинский гуманитарно-политехнический колледж и НЗМУ запускают программу целевого обучения
- Наставники научат математике бизнеса
- "Дальзавод" против "Дальморепродукта"
- "Акцент" на первой линии помощи