Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Пятница| 22 Ноября, 03:36 |
|
|
Тема номера
|
"Роснефть" создает мощный нефтеперерабатывающий центр на Дальнем Востоке
Оператор проекта, дочернее общество «Роснефти» «Восточная нефтехимическая компания» (ВНХК), c начала года провел десятки презентаций для населения, представителей бизнеса, власти, коллективов предприятий. Вопрос о выгодах звучал практически на каждой встрече. Фразы «мультипликативный эффект», «инвестиции», «толчок для экономики» для большинства слишком расплывчаты. Так давайте попытаемся понять: что за ними кроется и кому действительно выгодно строительство НПЗ?
Попытка №3: бензин Приморью
Данный проект - строительство комплекса нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств мощностью до 30 млн тонн углеводородного сырья в год - уже третий для ВНХК. Комплекс планируется разместить в пади Елизарова, это под Находкой, но на территории Партизанского района, рядом с поселком Новолитовск.
Первый проект, мощностью до 20 млн тонн по сырью, располагался на этой же площадке и был ориентирован на экспорт нефтепродуктов. В 2010 году «Роснефть» приняла решение переориентировать завод на производство нефтехимии и уменьшить его мощность, площадку перенесли в район порта Восточного. Однако в марте 2013 года президент России Владимир ПУТИН дал поручение нефтяной компании устранить дефицит топлива на Дальнем Востоке. «Роснефти» пришлось вновь менять конфигурацию ВНХК. В связи с увеличением мощности завод вернули в падь Елизарова.
По расчетам компании, строительство нового мощного производства - единственная возможность решить вопрос топливного дефицита не только на ближайшие годы, но и на перспективу. Производство топлива в Приморье должно положительным образом отразиться и на его стоимости.
- Мы не можем сейчас гарантировать, что бензин станет дешевле значительно, основная часть стоимости топлива приходится на акцизы и налоги, кроме того, мы должны учитывать инфляцию. Но строительство ВНХК как минимум позволит стабилизировать цены на топливо и снизить розничные цены на сумму транспортных расходов. Сейчас недостающие объемы топлива на Дальний Восток идут с НПЗ Сибири, стоимость доставки одного литра - от 2 до 4 рублей, - говорит и. о. заместителя генерального директора ЗАО «ВНХК» по развитию Максим КУВШИНОВ.
- Все говорит о том, что после строительства ВНХК цены на нефтепродукты будут сопоставимы со стоимостью автомобильного топлива в Центральной России. В частности, Приморью в этом плане повезет больше всех. Край должен встать в один ряд с регионами, где располагаются крупные центры нефтепереработки и топливо самое дешевое в стране, - это Татарстан, Омская область, - считает доктор экономических наук, директор Института международного бизнеса и экономики (ИМБЭ) ВГУЭС Александр ЛАТКИН.
Налоги
Проект ВНХК должен до 2030 года пополнить бюджеты всех уровней на 1 трлн рублей. Для примера, это около 13 годовых бюджетов Приморского края, 400 годовых бюджетов Находки или 2,3 тыс. годовых бюджетов Партизанского района.
Однако местное население эта сумма не особенно впечатляет. Главным образом потому, что среди жителей распространено заблуждение: все налоги уйдут в Москву.
«Сейчас ЗАО «ВНХК» зарегистрировано в Находкинском городском округе, в Партизанском муниципальном районе пока действует обособленное подразделение. В дальнейшем предприятие будет зарегистрировано в Партизанском районе, соответственно, основные доходы пойдут туда. Но и сейчас бюджет Партизанского муниципального района получает арендные платежи за землю», - прокомментировали в финансовой службе Восточной нефтехимической компании.
По прогнозам компании, в период с 2021 по 2030 годы доходы краевого бюджета от налоговых поступлений ВНХК будут варьироваться от 13 до 32 млрд в год, бюджет Партизанского муниципального района в качестве налогов будет получать от 400 до 620 млн рублей ежегодно.
Значимость налоговых поступлений трудно переоценить. Как известно, от доходов бюджетов зависит вся социальная сфера городов и поселений, начиная от состояния дорог, школ, спортивных секций, детских садов и больниц, заканчивая зарплатами бюджетников. При этом ни одно направление деятельности не в состоянии обеспечить такие объемы доходов в бюджеты, как промышленность.
Новая экономика юга Приморья
«Находка раньше всегда считалась городом моряков, рыбаков и портовиков, но сегодня такой статус город теряет, остается всего несколько предприятий морского направления, они в десятки раз снизили объемы работы, - говорит глава Находки Олег КОЛЯДИН. - Развитие города невозможно без технического прогресса. Наш незамерзающий порт и географическое положение делают территорию привлекательной для строительства крупных предприятий, таких как нефтеперерабатывающий комплекс Восточной нефтехимической компании. Необходимо использовать преимущества ВСТО и не только отгружать сырье в АТР, но и перерабатывать его здесь, чтобы обеспечить регион бензином, развивать смежные отрасли».
Развитие смежных производств и есть перспективная цель строительства под Находкой нефтеперерабатывающего и нефтехимического производства. ВНХК должна стать ядром дальневосточного газонефтехимического кластера, а сам кластер - развернуть экономику от экспорта сырья к его переработке в продукцию с высокой добавленной стоимостью.
Из полимеров сегодня производят сотни видов самой разнообразной продукции, но парадокс в том, что Россия вынуждена закупать сами полимеры либо продукцию, произведенную из них, за рубежом. И нередко эти продукты произведены из нашей же нефти.
«В 2012 году производство полимеров в России составило 3,5 млн тонн при внутреннем потреблении 5 млн тонн. Мы вынуждены закрывать дефицит по ряду позиций за счет импортных поставок. Упущенная выгода. Пока мы закупаем товары, которые вполне могли бы производить сами, теряем налоги, рабочие места. Конечно, не всегда нужно стремиться к импортозамещению, но там, где это возможно, учитывая наш сырьевой потенциал, к этому нужно стремиться. Мы должны стать хозяевами на собственном рынке», - подчеркнул президент РФ Владимир Путин на совещании по вопросам развития нефтехимической промышленности, состоявшемся в конце прошлого года в Тобольске.
ВНХК планирует производить нефтехимическую продукцию на втором этапе - с 2020 года. Предполагаемая мощность - порядка 2 млн тонн полимеров в год. Руководство ВНХК подчеркивает: отечественные производители в приоритете, на экспорт будут уходить объемы, не востребованные на внутреннем рынке.
Как заявил недавно президент «Роснефти» Игорь СЕЧИН, на продукцию нефтехимического предприятия есть и конкретные заявки.
- Мы получили предварительные заказы от наших автомобилестроительных компаний, таких как «Соллерс», на весь объем выпускаемой продукции, с учетом потребления ими самими и потребления их партнерами, - отметил президент нефтяной компании в ходе совещания правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока под руководством премьер-министра Дмитрия МЕДВЕДЕВА.
При этом кластерный подход позволяет развивать не только крупные предприятия. Эффективность симбиоза между малым и средним бизнесом и крупными нефтехимическими производствами подтверждает отечественный опыт. В Тобольской и Тюменской областях, Республике Татарстан и в других регионах России таким образом успешно развиваются целые индустриальные парки.
Работа для всех
Однако главный плюс развития такого производства и сопутствующих предприятий для большинства жителей - создание новых рабочих мест.
Сам завод обеспечит работой не менее 10 тыс. человек на этапе строительства и не менее 4 тыс. на этапе эксплуатации. Однако, по оценкам экспертов, в целом газонефтехимический кластер способен создать от 80 до 100 тыс. рабочих мест.
«Нефтегазохимический комплекс развивает нашу экономику в новом направлении. Мы рассматривали этот проект на общественном экспертном совете на предмет того, каков будет его вклад в бюджет края, социальный вклад, сколько будет создано рабочих мест и получит ли комплексное развитие территория, - говорит научный руководитель разработки программы социально-экономического развития Приморского края на 2013-2017 годы Александр АБРАМОВ. - Если мы говорим об НПЗ, все будет вполне неплохо. Будут созданы рабочие места с высокой зарплатой, но люди, которые займут их, должны обладать соответствующими компетенциями. Поэтому здесь обязательно создание образовательных кластеров, где будут представлены несколько уровней образования. Обучаться, переучиваться будут люди, которые проживают в этой зоне, потому что в этом случае издержки бизнеса будут минимальны. Это очень неплохой проект. Мы прогнозировали, что число новых рабочих мест будет около 45-50 тыс., но если говорить о модернизации рабочих мест, то их будет более 80 тыс. Это очень значительно для Приморья».
Юрий РОГОВ. Журнал "Дальневосточный капитал", июль, 2014 год.
- Альтернатива фондовому рынку: почему россияне выбирают ЗПИФы для инвестиций в недвижимость
- "Деревню спортсменов" откроют на время VII Международных игр "Дети Азии" в Приморье
- Реконструкция аварийного моста в районе АртемГРЭС начнется осенью
- Одно из старейших предприятий Приморья продолжает модернизацию
- Приморская ГРЭС проходит реновацию
- Экология – приоритет: приморский порт утвердил новую экологическую повестку
- Находкинский гуманитарно-политехнический колледж и НЗМУ запускают программу целевого обучения
- Наставники научат математике бизнеса
- "Дальзавод" против "Дальморепродукта"
- "Акцент" на первой линии помощи