Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Четверг| 21 Ноября, 22:41 |
|
|
Тема номера
|
СК "Звезда" станет главным центром судостроения
Судостроительный кластер на базе завода «Звезда» (входит в Дальневосточный центр судостроения и судоремонта, ДЦСС) должен стать главным центром судостроения, который будет специализироваться на строительстве судов и оборудования для шельфовых проектов, в том числе в Арктике. И, несмотря на сложности мирового рынка энергоресурсов, катастрофическое снижение цены на нефть в последний год, федеральный центр намерен это проект запустить в полном объеме и в намеченные сроки.
Только в последние два месяца прошлого года это предприятие удостоилось нескольких совещаний на самом высоком уровне, которые проводили полпред президента РФ в ДФО Юрий ТРУТНЕВ, глава НК «Роснефть» Игорь СЕЧИН.
В конце декабря на «Звезде» побывал председатель правительства РФ Дмитрий МЕДВЕДЕВ в сопровождении нескольких вице-премьеров, министров и глав компаний, ради потребностей которых приморская «Звезда» и должна засверкать по-новому. Обеспечить судами и оборудованием будущие шельфовые проекты, а заодно стать конкурентоспособным игроком на международном рынке судостроения.
С советских времен так для дальневосточных предприятий задача не ставилась. Остатки существующих судоремонтных и судостроительных мощностей морально и физически устарели, отсутствие крупных заказов не давало им перспектив к развитию. Разве что неглобальные оборонные заказы позволяли предприятиям оставаться на плаву. Относительно гражданского судостроения и в частности для нужд рыбных компаний дальше разговоров в регионе пока тоже не пошли. «Звезда» должна обеспечить прорыв в отрасли, стать флагманом импортозамещения.
Общая стоимость проекта на период 2010-2024 гг. оценивается в 145,5 млрд рублей. Планируется, что комплекс «Звезда» станет первой в России верфью крупнотоннажного судостроения мощностью переработки до 330 тыс. тонн металла в год. Проект создания нового судостроительного комплекса реализуется в три очереди. Первая пусковая очередь СК «Звезда» должна обеспечить строительство среднетоннажных судов и морской техники. Вторая очередь предусматривает введение в эксплуатацию сухого дока и производственных цехов полного цикла для производства крупнотоннажных судов и морской техники. Реализация третьей очереди подразумевает введение сухого дока с производственными цехами для строительства офшорной морской техники в бухте Пяти Охотников. В итоге в приморском Большом Камне должен появиться полноценный судостроительный кластер, где будут создавать не только суда ледового класса, производить для них оборудование и материалы, но и элементы шельфовой добычной инфраструктуры.
Планируется, что здесь помимо верфи, где уже в 2016 году будет заложено первое судно, будут построены заводы для производства энергетических установок, дизельного оборудования. Стоит задача максимально локализовать производство компонентов для судостроения. В конце концов в Большом Камне будет создан мощный инжиниринговый центр, где должна «биться» передовая инженерная и технологическая мысль.
Напомним, что судостроительный комплекс «Звезда» создается в Большом Камне с 2009 года на базе АО «Дальневосточный завод «Звезда», входящего в Дальневосточный центр судостроения и судоремонта (ДЦСС). Проект реализует консорциум компаний ОАО «НК «Роснефть» и ОАО «Газпромбанк» в лице совместного предприятия ЗАО «Современные технологии судостроения» (ЗАО «СТС»).
Нужно отметить, что проект постоянно находится в поле внимания президента Владимира ПУТИНА, и он свои обещания выполняет. Так, в условиях жесточайшего экономического кризиса для ускорения модернизации верфи в Большом Камне было принято решение об инвестировании в «Звезду» 60 млрд рублей до 1 декабря 2015 года, что зафиксировано в поручениях президента РФ, которые даны по итогам Восточного экономического форума.
Досье «Дальневосточного капитала»: Общая стоимость создания судостроительного комплекса «Звезда» на период 2010-2024 гг. оценивается в 145,5 млрд рублей, включая ранее понесенные расходы в 21,1 млрд рублей. Первый этап строительства судоверфи заканчивается в 2016 году, вторая и третья очереди - в 2018 году. Запуск производства планируется уже в первом квартале 2016 года.
Дмитрий Медведев, посетив предприятие, провел в конце декабря во Владивостоке заседание правительственной комиссии, которое было посвящено суперпроекту.
- В Арктике и на Дальнем Востоке нам предстоит разрабатывать немало шельфовых месторождений, поэтому потребности компаний в судах, морской технике огромны. Для того чтобы судостроители могли уверенно себя чувствовать в условиях жесткой конкуренции со стороны соседей, нужен стабильный гарантированный спрос на продукцию, - подчеркнул он и призвал министра промышленности и торговли Дениса МАНТУРОВА и главу «Роснефти» Игоря Сечина выложить на стол карты. Сколько чего будет необходимо? И как обеспечить жесткий контроль за исполнением заказов?
Собственно, только такая постановка вопроса и может обеспечить эффективность многомиллиардных вложений, в том числе государственных. Пилотную загрузку комплексу обеспечивает компания «Роснефть», которая заключила с ДЦСС эксклюзивное соглашение о размещении всех заказов на строительство новой морской техники и судов на его мощностях. Что дальше? По словам министра промышленности Дениса Мантурова, у министерства есть более-менее четкое представление о потребностях:
- Заявленная потребность в судах и морской технике до 2030 года суммарно составляет 237 единиц, из них 36 относятся к крупнотоннажному судостроению для обеспечения транспортной доступности шельфовых месторождений. Совместно с Минтрансом, «Совкомфлотом» и «Росатомом» определена потребность в ледокольном флоте. Предприятия отрасли уже выполняют заказы по строительству четырех дизель-электрических ледоколов и трех универсальных атомных ледоколов на 60 мегаватт мощности, которые будут сдаваться в 18,19 и 20 годах. Принято решение о продлении этой серии еще на два ледокола. Начато проектирование уникального ледокола мощностью порядка 110 мегаватт для обеспечения круглогодичной навигации по Севморпути, - доложил министр.
Досье «Дальневосточного капитала»: В России компетенциями строительства судов с необходимыми характеристиками обладает 12 предприятий, 8 из которых входят в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК), 3 - независимые компании и «Звезда» - с государственным участием.
Разработан порядок согласования заказов, контроля их размещения. А на базе ДЦСС, по словам главы «Роснефти» Игоря Сечина, создан единый центр размещения заказов. «Роснефть» и «Совкомфлот» уже заключили соглашения с ДЦСС и заказали 4 судна ледового класса. В ноябре 2015 года совет директоров компании одобрил формирование очередного заказа на добычные платформы.
Благодаря применению передовых технологий крупноблочного строительства судов, на тяжелом стапеле будет размещен уникальный кран типа «Голиаф» грузоподъемностью 1200 тонн. Это первый подобный объект на российских верфях, пояснил Игорь Сечин.
Ближайшая перспектива с заказами понятна. Как и практически решен первостепенный вопрос с финансированием. По словам Игоря Сечина, НК «Роснефть» уже вложила в проект порядка 22 млрд рублей; из 60 млрд рублей (сумма сформирована из дивидендов на пакеты госкомпаний), выделенных проекту через компанию «Роснефтегаз», 30 млрд уже направлены предприятию.
Тем временем «Роснефть» ведет поиск инвесторов для проекта и технологических партнеров для создания в судостроительном кластере новых производств. Так, по словам главы компании, «Роснефть» уже приобрела специализирующееся на судостроительной тематике ЦКБ «Лазурит», на базе которого будет создано два филиала инжинирингового центра - в Приморье и Санкт-Петербурге.
Идут переговоры с рядом зарубежных компаний и в частности General Eleсtric по локализации производства морского оборудования. Речь идет о совместном производстве энергетических установок, транспортно-подъемного оборудования и т. д. Осенью глава «Роснефти» приглашал в проект японские компании, летом в Большом Камне побывала представительная голландская делегация.
Так что деньги и интерес к проекту есть, но, чтобы он реализовался, самим нужно двигаться быстрее. Дмитрий Медведев говорил не только об ускорении строительства верфи, но и о необходимости выполнить проект в полном объеме, призывая не «палить деньги в разных местах», а сосредоточиться на «Звезде». Ситуация на рынке углеводородов стала гораздо более сложной, чем еще пару лет назад, когда «проект легко структурировался». Но это не повод к отступлению.
Активному развитию проектов должно способствовать и создание в Большом Камне территории опережающего развития. Такое решение уже принято правительственной комиссией в конце декабря.
Лариса ЛАРИНА. Журнал "Дальневосточный капитал", январь, 2016 год.
- Альтернатива фондовому рынку: почему россияне выбирают ЗПИФы для инвестиций в недвижимость
- "Деревню спортсменов" откроют на время VII Международных игр "Дети Азии" в Приморье
- Реконструкция аварийного моста в районе АртемГРЭС начнется осенью
- Одно из старейших предприятий Приморья продолжает модернизацию
- Приморская ГРЭС проходит реновацию
- Экология – приоритет: приморский порт утвердил новую экологическую повестку
- Находкинский гуманитарно-политехнический колледж и НЗМУ запускают программу целевого обучения
- Наставники научат математике бизнеса
- "Дальзавод" против "Дальморепродукта"
- "Акцент" на первой линии помощи