Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Четверг| 21 Ноября, 21:41 |
|
|
Тема номера
|
Алла СОЛДАТОВА, директор по розничному бизнесу СГ "ХОСКА": Ответственность судовладельцев: нивелировать возможные риски
Водный транспорт - одна из системообразующих отраслей Дальнего Востока. Морские и речные грузоперевозки, рыбодобыча исторически формируют весомую часть ВВП региона. Значительные бюджеты, высокая цена ошибки, зависимость в том числе и от погодных условий - все это формирует интерес к страхованию, как инструменту нивелирования возможных рисков.
Морское страхование возникло еще в Средневековье и за прошедшее время получило широкое развитие как с точки зрения ассортимента видов и условий, так и с точки зрения законодательного регулирования. И если по страхованию судов (каско), как правило, решение остается за судовладельцем, то в части страхования ответственности существует целый ряд требований международного права. В России страхование ответственности судовладельцев также является обязательным, либо на них возлагается ответственность за причинение вреда согласно действующему законодательству (к документам, регулирующим страхование судов на территории Российской Федерации, относятся, например, Кодекс торгового мореплавания (КТМ) РФ, Кодекс внутреннего водного транспорта (КВВТ), Гражданский кодекс РФ и т. д.).
Страховым случаем при страховании ответственности судовладельца признается факт причинения вреда жизни, здоровью и/или имуществу третьих лиц и/или окружающей природной среде в результате происшествия, наступившего в процессе эксплуатации застрахованного судна. Это могут быть, например, такие ситуации, как столкновение с другим судном, причинение вреда пассажирам или грузам, повреждение различных объектов.
При этом страхование ответственности владельцев морских и речных судов несколько различается. Для речных судов, осуществляющих работу на территории нашей страны, страхование ответственности является обязательным, основывается на законодательстве РФ. Для тех же судов, которые совершают международные маршруты, состав и условия страхования могут варьироваться в зависимости от требований принимающей страны. Часто объем ответственности в таких случаях составляет несколько десятков миллионов долларов. Как мы понимаем, речь идет о весьма существенных суммах, поэтому подход к выбору страховщика является принципиально важным.
Во-первых, крайне важна перестраховочная политика: поскольку речь идет о крупных суммах, грамотные страховщики предпочитают не оставлять договор на собственном удержании, а перестраховывают договор в крупных компаниях. Например, СГ «ХОСКА» все свои риски перестраховывает в синдикате Lloyd’s и компании Gannover Re. Второй важный момент - наличие у страховщика такого специфического опыта и компетенции, а не работа от случая к случаю (СГ «ХОСКА» входит в число крупнейших дальневосточных страховщиков по этому виду бизнеса). При осуществлении страхования ответственности судовладельцев необходимо учитывать требования международных правил судоходства, международных конвенций и законодательства тех государств, где плавает застрахованное судно.
Важна и репутация страховщика, т. к. при наличии каких-либо претензий к судовладельцу зачастую требуется предоставление финансовых гарантий при появлении каких-либо финансовых претензий, подпадающих под условия договора страхования. Кроме того, поскольку речь идет о страховании коммерческих объектов, любые задержки с решением вопроса о страховой выплате могут повлечь недополучение судовладельцем прибыли, или хуже того - возникновение убытков.
Значительная часть договоров страхования гражданской ответственности судовладельцев заключается созданными самими судовладельцами через так называемые «клубы взаимного страхования», которых в настоящее время насчитывается около 70. При этом примерно полтора десятка ведущих из них, на которые приходится около 90% рынка данного страхования, образуют международную группу «Пи энд Ай» (P&I) клубов. Среди российских страховщиков не так много тех, кто имеет соглашения с такого рода организациями. Например, СГ «ХОСКА» недавно заключила договор с компанией Hannover Re, открыв дальневосточным судовладельцам доступ к страхованию P&I на гораздо более выгодных условиях, чем мы могли ранее обеспечить с помощью российских перестраховщиков. В частности, появилась возможность принимать на страхование суда старше 40 лет, а также сами тарифы и объем покрытия существенно более комфортны для потенциальных клиентов.
В целом, поскольку страхование ответственности судовладельцев - вид довольно специфический и требующий узкой компетенции, хотелось бы рекомендовать представителям дальневосточного бизнеса чаще использовать лучшие мировые практики. Это не только выгодно по стоимости, но и гораздо более эффективно с точки зрения гибкости и надежности. Благо, что такие услуги становятся все более доступны непосредственно у нас в регионе.
- Сфера страхования на Дальнем Востоке фиксирует убытки
- "Банковский сектор "справляется "со всеми вызовами…"
- Купить активы для бизнеса
- Как преумножить деньги, вложенные на индивидуальный инвестиционный счет
- Бизнес-карта ускорит платежи
- Сбербанк в новом формате
- Денежные переводы без комиссии становятся доступнее дальневосточникам
- Банк и Клиент: вместе в одной лодке
- Банки: рост на фоне падения
- Николай ДОЛГУШЕВ, управляющий Дальневосточным филиалом банка "Открытие": Мы последовательно наращиваем свою долю на рынке