Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Среда| 04 Декабря, 03:49 |
|
|
Тема номера
|
Алексей ЧЕКУНКОВ: ФРДВ переходит к более комплексному и масштабному участию в экономике Дальнего Востока
Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона в течение февраля провел ряд инвестиционных сессий, определив горизонты сотрудничества с бизнесом Магаданской и Амурской областей. Бизнес заявляет о готовности проектов, способных обеспечить многомиллиардные инвестиции, но и задает вопросы об участии институтов развития, специально созданных государством для обеспечения экономического прогресса на востоке страны.
- Алексей Олегович, сегодня все разговоры главным образом об антикризисных мерах. Роль государства в экономике возрастает, и от этого, похоже, никуда не деться…
- Мы находимся на определенной развилке: углеводороды, на которые делалась ставка, уже не будут востребованы в мире в таком количестве и по такой цене, как это было еще пару лет назад. Эта экономическая основа у нас из-под ног уходит. Надеяться на то, что какой-то предпринимательский класс сам осуществит экономическую реставрацию, построит новые заводы, приведет в страну высокие технологии, не приходится. Мы, к сожалению, возвращаемся к модели управления, когда именно государство должно дать очень мощный толчок для развития бизнеса, создавая инфраструктуру. Если говорить образно, то оно выращивает ствол с крепкими корнями, а от него уже растут ветки, на которых потом распускаются листья. Это транспортные коридоры, порты, новые города, как среда для жизни, и так далее.
- Пока мы рассуждаем о транспортных коридорах, их перспективы становятся все более призрачными на фоне резкого падения грузооборота в дальневосточных портах. Тем временем наши соседи активно выстраивают свои логистические пути и в Европу, и в Америку, и делают это комплексно, на государственном уровне, не перекладывая такие глобальные задачи только на плечи бизнеса…
- Именно транспортным коридорам мы в этом году надеемся уделять повышенное внимание. Это действительно бизнес очень больших игроков. В мире всего несколько таких компаний с очень большим оборотом и капитализацией, в России они бы попали как минимум в топ-10. Скажите, с какой стати им менять привычный и ставший комфортным Далянь, к примеру, на российский порт Зарубино?
Самая простая базовая причина - география. Но это пока и все преимущества. Чтобы быть конкурентоспособными, нам необходимо создать железнодорожный путь с минимальным количеством барьеров, с регуляторной средой, которая позволяла бы без остановки ехать из Китая до порта разгрузки. Нужна автомобильная дорога соответствующего качества, погранпереход, а самое главное - необходимо создать порт, способный конкурировать с лучшими азиатскими гаванями, которые выросли в последние годы и прочно заняли лидирующие позиции в отрасли. Для этого необходимы инвестиции в миллиарды долларов. Такой проект должна реализовывать соответствующая организация с соответствующими компетенциями: менеджерскими, маркетинговыми, финансовыми и так далее.
Нам необходимо затащить под этот «флаг» крупнейшие российские и зарубежные компании, которые могли бы помочь по-настоящему открыть международные транспортные коридоры (МТК) в Приморье.
В России на сегодняшний день такая организация - РЖД. Нужно вместе с РЖД организовывать компанию, которая должна качественно пройти все подготовительные этапы проекта, иметь в итоге все основания и полномочия привлекать в него финансовые ресурсы. Очень важно обеспечить ей достаточный капитал для прохождения подготовительного этапа, ведь прежде, чем выйти к инвестору, по общему правилу, нужно самому вложить минимум 5% от общей стоимости проекта.
Об этом шла речь на совещании у полпреда президента РФ в ДФО Юрия ТРУТНЕВА, где всесторонне рассматривались вопросы развития порта Зарубино, который является важнейшей конечной точкой МТК-2. Мы с Минвостокразвития, со своей стороны, вместе с крупнейшей международной консалтинговой компанией «Маккинзи» провели оценку: создание конкурентоспособного транспортного коридора от Цзилиня до Зарубино обойдется примерно в $1,5 млрд (или 110 млрд рублей). Это будет среднего масштаба мировой проект.
- Не о слишком ли масштабных проектах вы говорите? В условиях дефицита бюджета вряд ли можно рассчитывать на крупные инвестиции со стороны государства, какое плечо здесь может подставить Фонд?
- Фонд в нынешнем году будет вести более агрессивную инвестиционную политику, и, уверен, мы сможем стать более действенным институтом развития для региона. Принято решение о снижении цены капитала Фонда для проектов - она будет 5% годовых, а не 11%, как это было. Мы увеличим объем денег - перед Фондом поставлена задача в этом году инвестировать в экономику региона 21 млрд рублей. Необходимо модифицировать правила, по-другому настроить инвестиционные процессы. Мы предполагаем, что в этом году средний проект, профинансированный Фондом, будет больше по размеру, наша доля вырастет до 3 млрд рублей.
Возможности нашего участия в региональных проектах значительно увеличились за счет созданного недавно совместно с китайскими партнерами Российско-китайского фонда агропромышленного развития.
В конце прошлого года были сняты отраслевые ограничения для работы Фонда. Сейчас внимательно смотрим на развитие сельского хозяйства, отрасль недвижимости. Обратим внимание на туризм с прицелом на приграничные объекты, которые потенциально могут аккумулировать приток китайских гостей, развивать приграничную торговлю, ярмарки, офисно-развлекательные центры и так далее.
Мы переходим к более комплексному и масштабному участию в экономике Дальнего Востока. Главное, чтобы была очевидна эффективность проектов и защищены наши риски.
- Нельзя одновременно решать много проблем, ну поддержите вы разрозненные проекты - будет ли от этого эффект для региона?
- Согласен, они должны быть в единой канве, отвечать государственной политике в регионе. На том же примере Зарубино можно увидеть возможности комплексного развития территории. Группа «Сумма» в портовом бизнесе последовательна и нацелена на перспективные рынки грузопотоков. Это может быть перевалка российского зерна в азиатские страны. Пока таких портовых мощностей не было, и производителю не было смысла планировать увеличение объемов производства и экспорта продукции.
Компания «Русагро» очень активно зашла в Приморский край как раз с расчетом развивать экспорт сельхозпродукции в Азию. Мы, со своей стороны, заинтересованы поддерживать сильных игроков, которые хорошо понимают свой рынок, имеют технологии и свои деньги. Но это сложная отрасль, и им для обеспечения конкурентоспособности нужна на этом этапе поддержка недорогими финансовыми ресурсами. Мы видим заинтересованность в инвестиционной деятельности у целого ряда дальневосточных компаний, но в сторону региона смотрят и крупные агрохолдинги России. Для них складывается благоприятная ситуация, связанная не только с новыми механизмами поддержки бизнеса, но и с совершенствованием законодательных аспектов регулирования экспорта сельхозпродукции.
Недавно подписаны новые соглашения по фитосанитарному контролю с Китаем. Это первые шаги, позволяющие открыть китайский рынок для российских экспортеров сельхозпродукции. И игроки этот сигнал услышали и уже заинтересовались.
Способствовать развитию аграрного сектора на Дальнем Востоке будет и Российско-китайский фонд агропромышленного развития, который будет участвовать в акционерном капитале проектных сельскохозяйственных компаний, производящих на Дальнем Востоке продукцию для экспорта в КНР.
- Как обстоят дела в тех проектах, которые были утверждены в прошлом году, им деньги уже отправлены? Кризис повлиял на планы?
- Первые три проекта, принятые нами в прошлом году, получат финансирование в ближайшие три месяца. Начато фондирование компании «Рубикон», которая строит трансграничный мост в Еврейской автономной области. Мы зашли в проект в самом конце прошлого года. Там есть почти месячное отставание от намеченного графика, проблема связана с выбором подрядчика. Сейчас идут переговоры с российскими организациями, надеюсь, что высказанная готовность РЖД поучаствовать в этом проекте будет реализована.
На Камчатке по одному объекту уже идут проектирование и изыскательские работы. На месторождении Аметистовом запущен ГОК и получен первый слиток золота. На низком старте проект, который с нашим участием на Сахалине будет реализовывать компания «Экосистема». Речь идет о создании современного комплекса по переработке бытовых отходов. В апреле планируется подписание концессионного соглашения с правительством области. Интерес проявляют Хабаровский край, Амурская область. Этот проект для нас модельный: мы берем сильного игрока из европейской части России, приводим его в ДФО, и он будет здесь реализовывать лучшие практики.
Хороший прогресс в сотрудничестве с Восточной горнорудной компанией на Сахалине. Это самый крупный проект Фонда с инвестициями в 45 млрд рублей, из которых мы должны предоставить 2,8 млрд. Не исключено, что наше участие в проекте будет увеличено, поскольку компания намерена успеть воспользоваться рыночной конъюнктурой и ускорить работу.
У проекта «сухой порт», который в Артеме реализует группа «Авеста», все по плану. Банк, который выступит партнером, подтвердил финансирование, завершаются переговоры с якорным арендатором. Надеемся, что стройка начнется в ближайшие два месяца.
У Владивостокского рыбного порта какое-то время заняло выяснение отношений с ФГУП «Нацрыбресурсы» по поводу аренды причалов. Но, я надеюсь, здесь восторжествует компромисс, и договоры будут подписаны.
Лариса ЛАРИНА. Журнал "Дальневосточный капитал", март, 2016 год.
- Сфера страхования на Дальнем Востоке фиксирует убытки
- "Банковский сектор "справляется "со всеми вызовами…"
- Купить активы для бизнеса
- Как преумножить деньги, вложенные на индивидуальный инвестиционный счет
- Бизнес-карта ускорит платежи
- Сбербанк в новом формате
- Денежные переводы без комиссии становятся доступнее дальневосточникам
- Банк и Клиент: вместе в одной лодке
- Банки: рост на фоне падения
- Николай ДОЛГУШЕВ, управляющий Дальневосточным филиалом банка "Открытие": Мы последовательно наращиваем свою долю на рынке