Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Четверг| 21 Ноября, 23:08 |
|
|
Тема номера
|
Автокредитование: Россия переживает рекордный спад продаж автомобилей
«В этом году по всей России автомобильный рынок заметно «просел», - констатировал Сергей НИСНЕВИЧ, руководитель отдела продаж ООО «Автомир Приморье». - Мы также почувствовали падение спроса. Я считаю, что в первую очередь это связано с политической ситуацией, санкциями и т. д. Люди ждут, когда ситуация стабилизируется, и, естественно, не торопятся совершать дорогостоящие покупки».
В непростые времена не до авто
В каком-то смысле лучшее время для покупки автомобиля наступило именно сейчас: продажи новых авто падают, производители ради увеличения объемов продаж готовы давать скидки, преференции, проводятся всевозможные акции, все больше производителей участвуют в программе trade-in, а ставки по кредитам еще не достигли своих высот. Далее рублевые цены будут только расти. Ведь даже в автомобилях российского производства Lada большая часть импортных комплектующих. Но есть и оборотная сторона медали: падение рубля, рост цен практически на все виды товаров, инфляция снижают покупательскую возможность россиян, соответственно, при таком раскладе гражданам не до обновления автопарка.
«На данный момент автомобильный рынок находится в фазе замедления, и нет серьезных предпосылок к тому, чтобы прогнозировать кардинальное изменение ситуации в краткосрочной перспективе. Однако нужно понимать, что некоторое время спрос на автомобили был чрезмерно высоким и его коррекция сейчас в сторону охлаждения была прогнозируемой», - отметил Андрей ПОЧЕСНЕВ, директор регионального центра «Сибирский» ЗАО «Райффайзенбанк».
Падение спроса на машины в целом естественным образом сказывается на покупке автомобиля в долг. В I квартале 2014 года было выдано на 16% меньше автокредитов по сравнению с прошлым годом, а во II квартале текущего года выдачи упали на 26%, гласят данные Объединенного кредитного бюро. Так, снижение потребительской активности отмечают в Дальневосточном филиале Росбанка. Помимо экономической ситуации в стране в числе причин этого снижения региональный директор Дальневосточного филиала Росбанка Сергей БЕЛАВИН называет также повышение цен на автомобили.
Устойчивое снижение спроса на автокредиты отмечают и в Примсоцбанке. По сравнению с аналогичным периодом 2013 года количество выданных в Примсоцбанке кредитов сократилось практически вдвое, на новые автомобили - со 116 до 55 сделок, на подержанные - с 70 до 58. Снизились почти вдвое и объемы выданных автокредитов.
При этом банки, традиционно занимающие лидирующие позиции по автокредитованию, отмечают рост числа заявок на кредиты на новые автомобили. Так, в ВТБ24 отмечают, что по сравнению с 9 месяцами 2013 года с января по сентябрь 2014 года количество заявок на автокредиты выросло в Амурской области - на 39%, в Хабаровском крае - на 6,5%, в Приморском крае - на 30%. Здесь стоит отметить, что заявка - еще не оформленный кредит, в связи с этим и такие цифры.
«Несмотря на рост количества заявок, объем выданных кредитов снизился на 20% в Амурской области, в Хабаровском крае - на 30%, - объяснила Олеся КОСЦИНСКАЯ, пресс-секретарь ВТБ24 в ДФО. - Основная тому причина - отказ клиентов от кредита после одобрения заявки банком. Как правило, подавая заявку на автокредит на покупку нового автомобиля, клиенты рассчитывают продать старый автомобиль и использовать средства от продажи в качестве первоначального взноса. Однако из-за стагнации на авторынке клиенты долго не могут продать свою машину (либо не готовы продавать ее за более низкую цену) и решают повременить со сменой автомобиля. Интересно, что в Приморском крае объем выдач вырос на те же 30%».
Интересно, что при выборе автокредита специалисты советуют не тратить времени впустую на сайтах банков или других ресурсах Интернета в поиске лучшего предложения. Если есть определенность относительно модели и марки авто, лучший вариант - отправиться прямиком в автосалон. Все лучшие предложения по конкретной марке и модели собраны у дилеров, торгующих этими автомобилями, говорят автоэксперты.
«В процентном соотношении сделки с использованием кредитных средств у нас составляют 40% от общего числа продаж, - отметила Екатерина ГУБКО, руководитель отдела страхования и кредитования ООО «Автомир Приморье». - По нашей специальной программе MMF (MITSUBISHI MOTORS FINANCE) у каждого клиента есть возможность приобрести автомобиль на самых выгодных условиях. Также хотелось бы сообщить об открытии собственного банка МС Банк Рус, где всех покупателей будут ждать очень привлекательные условия кредитования».
Ставки пошли вверх
Как правило, кредиты в банке берут на новые автомобили. Из года в год процент кредитов на подержанные иномарки неизменно снижается и вскоре сойдет на нет, считают банкиры. Тем не менее в региональных банках прослеживается иная тенденция: в кредитном портфеле Примсоцбанка с прошлого года сохраняется преобладание большого количества кредитов на подержанные автомобили. «В настоящее время программы автокредитования меняются в соответствии с требованиями рынка и потребностями населения: снижаются процентные ставки, у клиентов есть возможность кредитования без КАСКО», - прокомментировала начальник управления розничного бизнеса ОАО СКБ Приморья «Примсоцбанк» Оксана БЕСПАЛОВА.
В числе самых «автокредитных» регионов Дальнего Востока эксперты называют Приморский и Хабаровский края, где хорошо развита сеть дилеров крупнейших автоконцернов, а также Амурскую область. Средняя стоимость авто, приобретаемого в салоне, - 1 млн рублей, при этом средний российский чек «догнал» дальневосточный (где средняя стоимость приобретаемых авто традиционно выше).
Пониженный интерес к приобретению автомобилей, ухудшение качества кредитного портфеля во многих банках, более глубокий анализ заемщика и, как следствие, снижение уровня одобрения по заявкам на получение кредита ведет к росту процентных ставок по автокредитам. По данным Банка России, сегодня среднерыночная ставка по автокредитам на срок выше трех лет составляет 16%, по кредитам на срок до года - 12%. Как отметили в ВТБ24, в 2014 году ставки для открытого рынка (стандартные продукты) поднялись в среднем на 1% по отношению к 2013 году, для корпоративных клиентов - на 0,5%.
По данным Объединенного кредитного бюро, средняя ссудная задолженность на заемщика по автокредиту составляет 414 тыс. рублей. В региональной разбивке Дальневосточный регион отличился: самый большой долг у заемщиков Магаданской области (923 тыс. рублей), Амурской области (723,5 тыс. рублей) и Республики Саха (720 тыс. рублей). На четвертом месте идет Хабаровский край - 624 тыс. рублей, на шестом - Приморский край со средней суммой задолженности 563 тыс. рублей. Камчатский край (средняя задолженность по автокредиту - 559,9 тыс. рублей) и Сахалинская область (531,7 тыс. рублей) заняли седьмое и девятое места соответственно. Для сравнения: Москва заняла только четырнадцатое место в этом рейтинге с размером ссудной задолженности по автокредитам 467,9 тыс. рублей, а Московская область - восемнадцатое (453 тыс. рублей). Это «средняя температура по больнице», на деле же эксперты называют несколько другие цифры.
«Авторынок Дальнего Востока - это рынок подержанных автомобилей, - отметил Андрей Почеснев. - Если говорить о рынке новых авто, то среди клиентов Райффайзенбанка в Дальневосточном регионе наиболее востребованы машины таких брендов, как Toyota и Nissan. Самый популярный срок автокредитования - 36 месяцев. Средний «тикет» на Дальнем Востоке выше, чем средний по Сибири, и составляет 700 тыс. рублей. Спрос на автокредиты в региональном центре «Сибирский» Райффайзенбанка в течение первого полугодия вырос».
Некоторый стимул покупать новые авто создает программа trade-in, которая есть практически во всех крупных дилерских центрах Владивостока и Хабаровска. Но о результатах таких акций можно будет судить несколько позже. Что же касается программы утилизации старых авто, многие эксперты называют ее вовсе не эффективной.
«Шаги, принимаемые правительством, в первую очередь нацелены на АвтоВАЗ, на остальных брендах эти методы отражаются намного в меньших объемах, - отметил Сергей Нисневич. - На мой взгляд, для стимулирования роста продаж новых автомобилей нужно в первую очередь увеличить объемы доходов населения: это наиболее эффективно, но, к сожалению, такие действия намного сложнее осуществить».
Альтернатива - лизинг
Одной из альтернатив классическому автокредитованию на сегодня является лизинг для физических лиц. Преимуществами лизинга, ранее доступными только компаниям и индивидуальным предпринимателям, теперь могут воспользоваться и обычные автолюбители, правда пока только в центральной части России. На Дальнем Востоке количество сделок по лизингу авто с физическими лицами пока что минимально.
Финансовый лизинг максимально приближен к автокредиту, с тем отличием, что по его условиям право собственности на автомобиль переходит к лизингополучателю после окончания договора. Говоря о преимуществах автолизинга, специалисты в первую очередь отмечают легкость таких сделок.
«Предмет лизинга на весь срок договора является собственностью лизинговой компании, соответственно, дополнительного залога или гарантий от лизингополучателя не требуется. Кроме того, лизинг автомобиля - это просто. Лизингополучатель выбирает только модель автомобиля, а остальное делает лизинговая компания. И конечно же, лизинг автомобиля - это удобно. Он позволяет клиенту приобрести автомобиль без крупных единовременных вложений», - рассказал Роман ДЕДЮШКО, директор филиала ООО «ЭКСПО-лизинг» в Благовещенске.
Как вариант лизинга для физических лиц можно рассматривать лизинг для индивидуальных предпринимателей. Но на Дальнем Востоке число таких сделок также невелико. Это связано в основном с тем, что большинство ИП находятся на ЕНВД либо УСНО (6%), а данные формы налогообложения не позволяют ИП в полной мере воспользоваться преимуществами лизинга в части налогообложения, объяснила Оксана БУНЯК, директор ООО «Сименс Финанс» во Владивостоке.
«В «Сименс Финанс» спросом пользуется приобретение авто в лизинг для представительских целей для индивидуальных предпринимателей. Основное отличие автолизинга для физических и юридических лиц - в возможности использования налоговых льгот. Для предприятий, находящихся на ОСНО и УСНО (15%), приобретение авто в лизинг позволяет существенно сэкономить на уплате НДС и налога на прибыль, по сравнению с традиционным кредитованием. Лизинговые платежи в соответствии с законодательством в полном объеме принимаются в состав расходов, уменьшая тем самым налогооблагаемую прибыль. НДС, входящий в состав лизинговых платежей, ставится к зачету. Кроме того, есть и ряд дополнительных преимуществ - например, в рамках нашей программы «Автолизинг» уже предусмотрена страховка по КАСКО», - рассказала Оксана Буняк.
Препятствий на пути развития автолизинга как для ИП, так и для физических лиц немало. Среди них неосведомленность самих индивидуальных предпринимателей, недостаточная популяризация продукта. Для лизинговых компаний в структуре банковских холдингов хорошим подспорьем может стать начало продаж через банковскую сеть, с расширением для клиентов малого бизнеса доступа не только к кредитным, но и к лизинговым экспресс-продуктам. Продавать их могут клиентские менеджеры банка. Основной ресурс для развития автолизинга в нашей стране - увеличение его доли в продажах автомобилей, отмечают эксперты. Но, к сожалению, пока еще не все стороны заинтересованы в таком сотрудничестве.
«Развитию рынка лизинга по части приобретения авто для ИП по-прежнему препятствует невысокая осведомленность последних о возможности взять авто в лизинг. Большинство физических лиц по-прежнему приобретают авто в кредит - тем более что в большинстве автосалонов предлагают возможность финансирования в каптивных банках. Конкурировать с данными предложениями непросто. Кроме того, автосалоны менее охотно, чем поставщики техники, идут на заключение совместных акций с лизинговыми компаниями», - резюмировала Оксана Буняк.
Тем не менее эксперты полагают, что лизинг в России, в том числе и для физических лиц, может занять 25-30% рынка финансирования покупки автомобиля, как в странах Европы и в Америке. А у Дальнего Востока здесь могут быть свои «изюминки».
«Поскольку лизинг с каждым годом набирает обороты и становится все более популярным в части приобретения основных средств, и легковые автомобили тут не исключение, - отметил Роман Дедюшко. - Более того, на Дальнем Востоке самое большое количество легковых автомобилей с правым рулем (рынок импорта автомобилей из Японии тут очень развит). В связи с этим уверен, что такой продукт, как лизинг б/у автомобилей для физических лиц, может занять одно из лидирующих мест в линейке услуг лизинга».
Анна РЫКОВА. Журнал "Дальневосточный капитал", ноябрь, 2014 год.
МНЕНИЕ
Ирина РОГОВА, аналитик ГК FOREX CLUB:
- По итогам 2013 года объем продаж легковых автомобилей снизился на 5,5%. В текущем году сохраняется тенденция к снижению продаж. По данным комитета автопроизводителей «Ассоциация европейского бизнеса» (АЕВ), за период январь - сентябрь 2014 года в России продано всего 1,78 млн новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 13% меньше по сравнению с итогами первых трех кварталов прошлого года. При этом в сентябре объем продаж сократился на 20,1% по сравнению с тем же месяцем 2013 года. И это на фоне новой программы утилизации, запущенной как раз в первом месяце осени. Конечно, небольшую лепту она внесла, так как, по сравнению с августом 2014-го, в сентябре был отмечен рост продаж на 5,7%. Но ситуация в целом в секторе остается непростой, и вряд ли к концу года мы увидим существенные изменения в лучшую сторону. Причин сразу несколько.
Такой динамике в первую очередь будет способствовать текущее состояние российской экономики. Опасения в отношении перспектив экономики вызывает геополитическая напряженность между Россией и Западом с взаимными санкциями. В условиях замедления темпов роста экономики (с IV квартала 2013 года показатель от уровня 2% снизился до 0,8% ко II кварталу 2014-го) население не исключает вероятность начала роста безработицы, а это явно не способствует росту потребительской активности населения. К тому же по итогам августа 2014 года размер номинальной начисленной заработной платы в среднем по России, по данным Госкомстата, снизился на 2,99% (по Дальневосточному ФО пока данных за август нет, но в июле по сравнению с июнем размер средней зарплаты снизился на 5,96%), и это также не будет способствовать росту спроса на товары длительного пользования. Не добавляет оптимизма в прогноз и девальвация рубля (с начала года к доллару рубль подешевел почти на 24%), которая способствует снижению реальных доходов населения. Падение курса рубля не замедлит сказаться на ценах на автомобили, в том числе и российского производства.
Стоит принять во внимание и тот факт, что может произойти снижение объемов автокредитования. К текущему моменту отмечается, что в среднем банки повысили стоимость кредитования на 1,5%, что неудивительно на фоне политики, проводимой Центробанком России. Более того, банки, опасаясь появления большого числа «плохих» кредитов, с высокой долей вероятности ужесточат требования к заемщикам. А в России около 90% автомобилей покупалось в кредит.
Таким образом, пока явных признаков того, что ситуация в корне изменится к концу текущего и началу следующего года, нет. С высокой долей вероятности можно предполагать, что по итогам 2014 года авторынок продемонстрирует падение на 8-10%.
Журнал "Дальневосточный капитал", ноябрь, 2014 год.
- Сфера страхования на Дальнем Востоке фиксирует убытки
- "Банковский сектор "справляется "со всеми вызовами…"
- Купить активы для бизнеса
- Как преумножить деньги, вложенные на индивидуальный инвестиционный счет
- Бизнес-карта ускорит платежи
- Сбербанк в новом формате
- Денежные переводы без комиссии становятся доступнее дальневосточникам
- Банк и Клиент: вместе в одной лодке
- Банки: рост на фоне падения
- Николай ДОЛГУШЕВ, управляющий Дальневосточным филиалом банка "Открытие": Мы последовательно наращиваем свою долю на рынке