Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
АТР РФ ДФО
www.dvkapital.ru
Вторник| 24 Апреля, 12:43 |
О КОМПАНИИ РЕКЛАМА АРХИВ | ПОДПИСКА | RSS |
Амурская область
Еврейская автономная область
Камчатский край
Магаданская область
Приморский край
Республика Саха (Якутия)
Сахалинская область
Хабаровский край
Чукотский автономный округ
Курсы валют
1 USD 61 р.
1 EUR 75 р.
100 JPY 5700 р.
10 CNY 970 р.
Индексы ММВБ
Тема номера
Скребущий небо и сердца: Проект строительства хабаровского небоскреба расколол городское сообщество
свежий номер
Дальневосточный капитал № 4, 2018

Регион сегодня
24.04 |
Для резидентов ТОР "Хабаровск" построят 2800 кв. м под аренду на льготных условиях
23.04 |
Новый резидент Свободного порта позаботится о зубах жителей столицы Приморья
23.04 |
"Дальневосточный гектар" в Приморском крае самый привлекательный
23.04 |
В столице Приморья начался российско-японский конкурс эссе "Ветка сакуры во Владивостоке"
23.04 |
Во Владивостоке "Lotte World" может появиться в парке Минного городка
статьи раздела
Территория
19 Апреля 2018, 09:10
На Камчатке открыта новая "витрина для бизнеса" На Камчатке сегодня можно проводить выставки, инвестиционные мероприятия, да и просто праздники, используя самые современные форматы. Эти новые возможности уже оценил не только местный бизнес, но и иностранные компании.
статьи раздела
Персона
19 Апреля 2018, 08:50
Владимир ИЛЮХИН, губернатор Камчатского края: Камчатку Бог любит Губернатор Камчатского края Владимир ИЛЮХИН говорит о вверенной ему территории прочувствованно. Он не просто чиновник, который, кстати, в марте этого года уже семь лет как у руля субъекта Федерации, он - вросший в этот полуостров корнями местный житель, который почти за 40 лет испробовал здесь себя во множестве ипостасей: от партийного работ-ника до бизнесмена, от главного федерального инспектора до руководителя края.
статьи раздела
Проект ДК
17 Апреля 2018, 09:30
Проектируя будущее: чиновники Дальнего Востока перестраиваются на проектное управление Первый на Дальнем Востоке региональный проектный офис появился в Приморье в 2015 году на базе департамента проектного управления. Проектный подход в государственном управлении призван помогать властям максимально эффективно решать стоящие перед ними задачи.
статьи раздела
Вкус жизни
17 Апреля 2018, 08:20
Pacific Russia Food: кухня "на экспорт" Собственный гастрономический бренд "Дальневосточная кухня" способствует привлечению в Приморье туристов
статьи раздела
Компании
17 Апреля 2018, 08:10
Улучшая Приморье, улучшаешь имидж Социальные проекты регионального бизнеса: важно не только делать, но и рассказывать
статьи раздела

Актуально

  • Адреса инвестиций. Приморский край
главная
Рекомендует: Саммит АТЭС-2012
Регион сегодня Компании Партнеры Страницы истории
Часовой пояс Финансы Персона Восточное кольцо
Тема номера Рынки Кадры Криминал
Мнение Отрасль Территория Вкус жизни
Проект ДК Инновации Среда обитания Спорт
Персона

28 Февраля 2015, 15:54 | Персона

Денис Сарана: Меньше всего портам нужно сокращение торгового оборота с другими странами

Член совета директоров ОАО "Владивостокский морской рыбный порт" и заместитель председателя Общественного совета по инвестициям при губернаторе Приморского края Денис САРАНА уверен, что при правильных условиях региональный бизнес может стать тем самым желанным инвестором, которого так усиленно, нередко с песнями и плясками, ищут дальневосточные регионы за рубежом.

Не лишенный привычки мечтать, бизнесмен очень трезво держится за естественные законы природы: чтобы что-то укоренилось и выросло, необходимо создать почву и не дергать за ростки без надобности. Чем меньше предприниматель зависит от государства - тем лучше, жизнь убеждает: лишнее вмешательство всегда чревато подвохом.

Интерес к портовому бизнесу сегодня особый в связи с намерением федерального центра придать Владивостоку статус «свободного порта». Насколько далеко готово зайти правительство в поиске механизмов развития региона, на какую степень свободы можно рассчитывать бизнесу? И в частности, портовому, который, как ни крути, главный субъект транспортной отрасли морского города?

Мы говорим о компании, к которой в последнее время было немало внимания: проблема транспортировки рыбы в центр страны весьма популярна, а Владивостокский морской рыбный порт - это треть рыбоперевалки Дальневосточного бассейна. С чем связаны надежды портового бизнеса, что влияет на его самочувствие? Насколько тверда почва под ногами в нынешних условиях развивающегося кризиса?

Денис Сарана - персона сегодняшнего номера «Дальневосточного капитала».

- Денис Викторович, итоги работы ВМРП за прошлый год вас удовлетворяют? На фоне тех перемен, которые в последние годы происходят в ВМРП, он был лучшим? Кризис уже успел коснуться вашего бизнеса? Можно ли просчитать развитие событий и как вы работаете с возможными экономическими рисками?

- Я доволен прошедшим годом, за исключением того, что к концу года серьезно испортилась внешнеполитическая ситуация, в полной мере начали проявляться негативные для стабильности экономики факторы: рост курса доллара, повышение ставки Банка России и так далее. Меньше всего портам нужно сокращение торгового оборота с другими странами, это очевидно. Но это новая реальность, и к ней нужно приспосабливаться. Главное, что все живы-здоровы, значит, адаптируемся к новым условиям.

ВМРП выполнил все показатели жесткого бюджета, который мы принимали на 2014 год. Мы выплатили все налоги - а это более 500 млн рублей, - сохранили коллектив, в полтора раза увеличили прибыль, инвестировали в собственную программу развития. И сделали это не за счет удешевления рубля, а путем повышения эффективности производства: сокращения издержек, прогрессивной организации труда - в условиях рыночной конкуренции. Когда смотришь на колонки производственного отчета, понимаешь, насколько такое предприятие, как наше, зависимо от рыночной конъюнктуры, от самочувствия наших клиентов. Практически прекратился импорт б/у автотехники - и мы потеряли приличную грузовую базу, лихорадит рынок угля - и у нас минус от плана. «Заморожены» проекты завода СПГ и ВНХК - и не будет у нас крупногабаритных грузов, хотя у порта есть большой опыт и все возможности для перевалки нестандартного оборудования, проектных грузов. Приходится искать другие, расширять номенклатуру, хотя это влечет за собой затраты.

Все это в очередной раз убеждает, что для порта выбрана правильная стратегия развития. Во-первых, универсальность: мы способны переваливать практически любые грузы, кроме наливных и каких-то очень специализированных. Во-вторых, усиление контейнерного направления: за последние пять лет порт увеличил контейнерный оборот в 2,5 раза. Учитывая тенденцию роста именно этого вида грузоперевозок в российской и международной практике, мы вместе с нашими партнерами и дочерними компаниями предприняли ряд важных шагов по улучшению логистики, ускорению обработки и отправки контейнеров. В-третьих, Владивостокский морской рыбный порт с лета 2014 года вернулся на рынок рыбной логистики как самостоятельный игрок с полным комплексом услуг. До этого мы осуществляли перевалку с моря, но собственный склад-холодильник в течение почти семи лет находился в аренде, и мы не могли его досрочно вернуть. Возвращение на рынок дало нам существенный рост показателей по рыбным грузам. В декабре даже побили многолетний рекорд - за месяц переработали 27 тыс. тонн, - в январе - уже в два раза больше, чем в прошлом году. Каждую неделю со станции Мыс Чуркин уходил «рыбный» поезд в основном с продукцией из ВМРП, и такой же, а то и два поезда в неделю - с нашего «сухого порта». В каждом поезде около 50 вагонов (контейнерных платформ) и 2-2,5 тысячи тонн рыбопродукции. Даже в декабре, несмотря на суровые погодные условия, у нас под грузовыми операциями находилось до 5 судов с мороженой рыбопродукцией одновременно.

- Какова вообще доля рыбы - это ведь ваш фирменный груз? В последнее время поставкам рыбной продукции на российский рынок уделяется пристальное внимание федерального центра. Вы его ощущаете? В чем поддержка?

- Рыба в весовом выражении занимает около 5-6% в грузообороте (150-170 тыс. тонн рыбы в год), в денежном (вместе с хранением) - около 15%. Кое-кто из чиновников критикует «якобы рыбные порты» за то, что доля перевалки рыбопродукции «у них мала» - называют 7%. Это, в общем, только у нас такая ситуация, в силу размера порта. Наши основные конкуренты как раз специализируются на рыбе, но они и размером в разы меньше. На мой взгляд, тема «рыба на берег» с точки зрения ее перевалки в портах и транспортировки необоснованно раздута. Мы с удовольствием примем хоть миллион тонн, наши мощности сегодня задействованы не более чем на 50% по хранению и 30-40% по перевалке и могут быть увеличены. А рядом с нами в пределах Владивостока еще два мощных специализированных на рыбной продукции порта. Главное, чтобы было что грузить, - конкуренция за груз очень высокая.

Повторю, при необходимости мы можем существенно нарастить мощности по перевалке и хранению рыбы. Наша инвестиционная программа предусматривает строительство новых холодильников и развитие контейнерной логистики, но необходимы стабильные правила игры, чтобы мы были уверены, что можем держаться этого берега многие десятилетия. И не нужно будет искать иностранных инвесторов: есть свои, российские, которые знают дело и имеют опыт.

- В чем проблема? Вы владельцы большой, очень выгодно расположенной прибрежной территории, с которой, благодаря новой объездной дороге Патрокл - Седанка, построенной к саммиту АТЭС, можно легко уходить с контейнерными грузами на узловую железнодорожную станцию…

- Это правда, наше предприятие стойко перенесло все неудобства во время строек в нашем районе города (смеется), но зато смогло воспользоваться плодами саммита. Наше преимущество (кроме близости съезда с Золотого моста) в том, что мы выходим с контейнерными грузами из Владивостока минуя напряженные городские магистрали. Это позволило акционерам ОАО «ВМРП» и группе компаний «Агентство Рефперевозки» уже реализовать проект создания транспортно-логистического хаба. Он связывает морские терминалы ВМРП и «сухой порт» в районе железнодорожной станции Угольная. Оператором выступает ООО «Владивостокский морской контейнерный терминал» (ВМКТ). Мы запустили его в марте прошлого года, предусмотрев современные технологии обработки как «сухих», так и рефгрузов, что позволяет уже сейчас без дополнительных инвестиций значительно увеличить объем перевалки и отправки контейнеров и рыбопродукции.

Проект работает, но его развитие предусматривает то самое увеличение мощностей по хранению и перевалке рыбы, а проще - строительство промышленных холодильников как в порту, так и на терминале, обновление кранов и так далее. Увы, мы не можем пока к нему приступить из-за разногласий, которые у нас существуют с оператором государственных причалов, на которых расположен ВМРП. (Причальные стенки в рыбных портах принадлежат государству через «Нацрыбресурс». - Прим. «ДК».) Нам нужен договор аренды причалов на 49 лет, как прописано в Законе о морских портах. Это позволило бы вкладывать средства в развитие рыбной логистики, сносить старый и строить современный холодильник и прочую инфраструктуру и не бояться, что завтра мы по воле чиновника ФГУП, даже добросовестно выполняя все условия договора и внося арендные платежи, окажемся без причальных стенок.

На сегодняшний день такого договора нет. Мы исправно платим арендную плату ФГУП «Нацрыбресурс», но согласовывать те условия, которые были выдвинуты нам в 2011 году, мы отказались. Помимо выросшей в два раза аренды (с 20 до 46 млн рублей в год) в проекте договора содержались условия, с которыми мы явно не могли согласиться: в частности, что ставка ежегодно может пересматриваться в одностороннем порядке, и вплоть до того, что ФГУП может определять приоритет постановки судов к причальной стенке. Разве это не то самое вмешательство чиновников в бизнес, против которого сейчас все протестуют?

В этой истории необходимо отметить поддержку администрации края и лично губернатора Приморского края Владимира МИКЛУШЕВСКОГО, которые донесли проблему до правительства и даже президента РФ. И уже на этом уровне согласованная позиция предприятий рыбной отрасли Дальнего Востока была однозначно одобрена.

Отрадно, что руководство края и страны обращает пристальное внимание на положение дел в реальном секторе. А транспорт и добыча рыбы - это, наверное, самая живая, зарабатывающая и растущая часть экономики края. Мы надеемся на скорое решение этого застарелого вопроса, и тогда, уже на новом витке спирали, вернемся с идеей развития рыбной логистики в крае в федеральные министерства и ведомства.

Передача нам причалов в долгосрочную аренду (как сделано в других портах), а может быть, даже приватизация (наши конкуренты работают на собственных причалах) и были бы самой действенной формой поддержки бизнеса. В случае необходимости государство всегда может забрать имущество назад или обязать компании выполнять государственные функции. Ну и напомню, последние 20 лет мы сами содержали и ремонтировали причалы в порту, то есть арендные платежи уходили «в никуда», и уж точно не в бюджет страны и не на развитие отрасли.

Кстати, мы в настоящий момент вообще не просим денег, хотя и оформили документы на включение в профильную ФЦП (наш проект обеспечивает рост экономических показателей, количества рабочих мест и налогов). Мы видим окупаемость наших инвестиций за счет сокращения издержек, повышения собственной конкурентоспособности (предоставим клиентам лучшие скоростные и ценовые условия), а значит, увеличения своей доли на рынке. Это же позволит нам реализовать и другие планы в отношении более эффективного использования территории порта, расширения контейнерного терминала.

- Вы намереваетесь сокращать инвестиционную программу в связи с кризисом? Каков горизонт планирования в этом направлении?

- Мы ежегодно ведем текущую модернизацию порта, обновляя крановое хозяйство, погрузочную технику, энергохозяйство и прочее, вкладываем средства и в содержание не принадлежащих нам причальных стенок. Политика компании - на дивиденды тратить не более 10-20% прибыли, остальное - инвестировать в развитие. Ежегодно это порядка 200 млн руб. Этого правила мы и намерены придерживаться.

Долгосрочные планы развития есть: новая схема размещения грузов, строительство холодильника, возможная отсыпка причалов и расширение территории - все эти проекты складываются как пазлы. Но приходится корректировать намерения, ведь это было бы глупо - упорно держаться за что-то, когда ситуация вокруг быстро меняется. В портовом бизнесе инвестиционный цикл достаточно короткий, и, приняв решение, нужно достаточно быстро его реализовать. Иначе окажешься на обочине, конкуренты обойдут.

- С подорожавшими долларом и евро будет сложно закупать новое оборудование.

- Мы за последние 7-8 лет многое уже успели поменять. Сейчас, если что-то будет необходимо, два раза подумаем и, вполне вероятно, выберем отечественное оборудование. Это неверно, что российской промышленности нечего предложить портам. Есть, и это оборудование неплохо работает на Западе России, в Сибири.

- У меня иногда складывается ощущение, что в Приморье у власти и бизнеса нет единого понимания перспектив развития рыбохозяйственного комплекса. Мы уже больше года слышим разговоры о создании мощного рыбного кластера в Шкотовском районе. Его появление кардинально может поменять сложившуюся рыбную логистику? Вы в этом проекте видите себя?

- Похоже, кризис всех отрезвил, и подобные дорогостоящие проекты с непонятной окупаемостью будут положены на полку. Даже проекты угольных портов (Суходол, «Вера»), с понятной экспортной (!) грузовой базой, уже не находят однозначной поддержки в Минтрансе. Про рыбу же было сказано и практически решено: «развиваться нужно на существующих мощностях», которых в Приморском крае и соседних регионах вполне достаточно на сегодняшний и любой перспективный объем рыбопродукции, добываемой в Дальневосточном бассейне.

Полемика по поводу создания мощного рыбного кластера в Приморье была активная. На мой взгляд, идея, может быть, и неплохая, но в предлагавшемся варианте - несостоятельная. Главный вопрос - окупаемость подобного проекта для самого государства, для компаний-участников. Зачем строить в чистом поле инфраструктуру, если есть существующая? Ожидать, что она может быть обеспечена за счет большого масштаба производства, на сегодняшний день ошибочно: население страны в разы не вырастет, добыча рыбопродукции - тоже. А уровень потребления рыбы у нас уже достиг уровня развитых стран. Кардинально рыбную «корзину» мы не поменяем, мы не японцы, для которых это главное блюдо в рационе. Тогда за счет чего? Вся стоимость кластера - а это миллиарды рублей - должна войти в цену конечной рыбопродукции? Но ведь мы хотим сделать рыбу доступной - где же логика идеи? Я не говорю про свежую (прибрежную) рыбу - это другая тема и небольшие объемы, здесь, как местные жители, мы двумя руками «за», но там и логистика, и продажи совсем другие.

Организация больших перерабатывающих мощностей тоже вызывает вопрос. До какой степени нужно перерабатывать? На мой взгляд, самый лучший переработчик - это хозяйка на кухне: она купила мороженую горбушу, сделала уху, котлетки пожарила, хвост коту отдала. Мы хотим предложить ей готовую уху? Или повару в московском ресторане - котлеты? Сколько процентов наших сограждан любят мороженые рыбные полуфабрикаты на завтрак или ужин?

Сегодня единственный метод сохранения рыбы в промышленных масштабах, ее консервирования - это заморозка. Есть суда, которые ловят и морозят, есть транспортные рефрижераторы, припортовые холодильники, рефрижераторные контейнеры и вагоны - эта инфраструктура позволяет доставить рыбу к российскому потребителю в лучшем виде, а он уже решит, что из нее делать. Но это мое мнение, оно может не совпадать с мнением других экспертов отрасли. Однако все по своим местам должны расставлять экономика и рынок.

- Тема «свободного порта» вам интересна? Как вам видится эта идея?

- Конечно, эта тема всем портовикам интересна! Как и просто жителям, бизнесменам в Приморье. На мой взгляд, Владимир Владимирович Путин все-таки имел в виду конкретную идею и ее решение - это максимальное развитие портового потенциала Владивостока, повышение его эффективности, развитие существующих и возрождение «спящих» предприятий на его береговой полосе. Все это пока сделать очень сложно, все очень зарегулировано, участвуют государство в виде «собственников причалов», таможня, пограничники, портовый надзор, Ростехнадзор, Федеральноe агентство водных ресурсов и так далее. И на этапе создания бизнеса, и во время его работы. Вспомните многочисленные идеи создания марин, яхт-клубов в городе - во что они все упираются? Даже крупным предприятиям непросто - вспомните хотя бы нашу историю с причалами выше.

Вряд ли имелась в виду просто идея «дублирования» совсем свежих ТОСЭР или каких-то «дыр в таможенной границе», исключений из таможенной территории страны. Зачем? Мы и так сейчас можем привозить оборудование и товары на переработку и вывозить продукцию без обложения пошлинами - зачем создавать какой-то офшор?

Порты - это мощный мультипликатор, обеспечивающий занятость и экономику в десятках смежных отраслей. Из этого и нужно исходить, освободив их от дополнительной нагрузки, создать такие условия, чтобы они могли инвестировать сами в себя, обеспечить дальний горизонт планирования, открывая широкую дорогу самым разным грузам. Все должно «летать». Хочу сказать, что в последние годы в портах значительно ускорились все таможенные процедуры, контроль надзорными органами осуществляется оперативно - крупных проблем нет. Но их вообще не должно быть, особенно в «свободном порту».  

Лариса ЛАРИНА.  Журнал "Дальневосточный капитал", февраль, 2015 год.

Теги: Владивостокский морской рыбный порт  кризис  инвестиции 
Версия для печати



Loading...




Новости раздела
  • Мать Игоря Пушкарева обратилась к Владимиру Путину
  • Президент Республики Корея примет участие в ВЭФ-2017 во Владивостоке
  • Андрей ХЛЕСТУНОВ, генеральный директор компании "ВостокБизнесСтрой": Для меня важно быть полезным обществу, власти, бизнесу
  • В активе "Банка данных заработных плат" более 9 000 пользователей и 700 компаний-участников
  • Сергей САКСИН, председатель совета директоров ОАО "ПБТФ": Хочется изменить отношение власти к рыбакам
  • Новый виток "Приморского кольца": путь резидента
  • Виктор ШАЛАЙ, директор Приморского государственного краевого музея им. Арсеньева: Музей способен решать серьезные проблемы территории
  • Дмитрий Царев: Властным структурам Приморья нужна оптимизация бизнес-процессов
  • Гендиректор ОАО "Преображенская база тралового флота" Сергей Еремеев: Преображенцы были и остаются гордостью рыбной отрасли региона
  • Денис Сарана: Меньше всего портам нужно сокращение торгового оборота с другими странами





Комментарии
  • Правила пользования функцией «Комментарии» на сайте Zrpress.Ru
  • Запрещается:
    1. Нецензурная брань.
    2. Личные оскорбления в любом виде.
    3. Высказывания расистского толка, призывы к свержению власти насильственным путем, разжигание межнациональной розни.
    4. Проявления религиозной, расовой, половой и прочей нетерпимости или дискриминации.
    5. Публикация сообщений, наносящих моральный или любой другой урон любому лицу (юридическому или физическому).
    6. Использовать в имени (нике) адреса веб-сайтов, грубые и нецензурные выражения.
    7. Совершать любые попытки нарушения нормальной работы функции «Комментарии» и сайта.
    8. Осуществление прямой рекламы в сообщениях.
    9. Помещение сообщений, содержащих заведомо ложную информацию, клевету, а также нечестные приемы ведения дискуссий.
    10. Мнения авторов комментариев может не совпадать с мнение авторов материалов и администраторов сайта. Администраторы имеют право удалить, отредактировать, перенести или закрыть любое ваше сообщение в любое время по своему усмотрению. Оставляя сообщение в «Комментариях», будьте взаимно вежливы и культурны, старайтесь не нарушать установленный порядок.

 

Авторизация:


Анонимно
Авторизовано
E-mail:
Пароль:
Вход  |   Регистрация




Отменить


Опрос Спецпроекты Интервью Аналитика
Наши партнеры
Администрации Сми Полезные ссылки Статистика
Рынки
18 Апреля 2018, 17:26
Михаил ТРУФАНОВ, руководитель коммерческой службы Общественного телевидения Приморья: Нам самим приходится ломать стереотипы рекламодателей О том, как ведет себя сегодня рекламный рынок в Приморье и на Дальнем Востоке, о запросах рекламодателей и новых возможностях для продвижения "Дальневосточный капитал" разговаривал с экспертом, руководителем коммерческой службы Общественного телевидения Приморья Михаилом ТРУФАНОВЫМ.
статьи раздела
Loading...
RedTram
Вкус жизни
18 Апреля 2018, 10:33
Соболиная охота: в капкане регламентов В охотничий сезон 2017-2018 годов промысловикам из Амурской области разрешили добыть 22743 соболя или в среднем по 25 особей на промысловика
статьи раздела
Рынки
18 Апреля 2018, 10:11
Цифровую трансформацию бизнеса обеспечат "облака" О том, как компаниям не потеряться в море технологий, какие вызовы и возможности предлагает цифровая экономика, эксперты рассуждали в рамках Конференции Дальневосточного Клуба IT-директоров.
статьи раздела
Проект ДК
17 Апреля 2018, 10:15
Приморье: самое место для туризма Пятисотый резидент СПВ - компания "Эко-Сити" - обустроит туристскую базу в одном из самых живописных и популярных мест Приморья - центральной части бухты Триозерье.
статьи раздела
Вкус жизни
17 Апреля 2018, 09:00
У мольберта - Наталья Гончарова Принято считать, что художники, не имеющие дипломов, творят, но в качестве хобби, не рассчитывая на признание и успех. Ну а если напишут достойную картину, то о показе на публике и думать не стоит, мол, знающие-то "распознают", и ничего кроме иронии и критики творец в свой адрес не услышит.
статьи раздела
о компании | свежий номер | проект ДК | реклама | архив | подписка | rss | поиск | контакты
Адрес: 690950, г. Владивосток, пр-т Красного знамени 10 • тел./факс: (423) 245-04-85, 245-03-94 • e-mail: kapital@zrpress.ru
© 2000-2011 ОАО «Издательская компания «Золотой Рог». Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании текстовых, графических и фотоматериалов ссылка на «Дальневосточный капитал» обязательна. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на «Дальневосточный капитал» обязательна. Создание и поддержка: ОАО «Издательская компания «Золотой Рог». Данный сайт содержит информационную продукцию категории 16+.
џндекс.Њетрика