Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Суббота| 18 Января, 21:00 |
|
|
Тема номера
|
Дальнему Востоку пропишут закон
Председатель правительства РФ подписал программу «Социального и экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года»
В Якутске прошло заседание государственной комиссии по развитию Дальнего Востока. Все министры, руководители крупных компаний, институтов развития, руководители регионов Дальнего Востока и Забайкалья, принявшие в ней участие, единодушны во мнении: программа «Социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года», подписанная накануне председателем правительства Дмитрием МЕДВЕДЕВЫМ, - документ для макрорегиона важнейший. Множество мнений и интересов приведены к консенсусу. Дальше так же консолидированно нужно искать механизмы, которые бы позволили наполнить ее деньгами, дать жизнь обозначенным в ней проектам. А в итоге вывести регион в лидеры экономического роста.
«Каждый рубль, который будет вложен в регион, - а мы вышли на беспрецедентно высокую планку финансирования (порядка 10 трлн рублей) - должен дать отдачу», - с этого начал заседание Госкомиссии Дмитрий Медведев. И без пафоса добавил: «А главное, мы должны найти эти средства, и заклинаниями тут не поможешь. Нужно сделать все, чтобы экономика развивалась по тому сценарию, который мы сами для себя определили».
По сумме обещаний
Разработчиком программы выступило Министерство по развитию Дальнего Востока, которое в рекордно короткий - четыре месяца - срок сформулировало цели и задачи развития макрорегиона, собрало в единый документ все отраслевые и региональные программы, в виде комплексных инвестиционных проектов (КИП) обозначило перспективные точки роста. Все эксперты - а программа получила заключения ученых, российских и зарубежных финансистов, крупных корпораций - дали ей высокие оценки: впервые в постсоветское время для восточной части страны написан конструктивный сценарий, учитывающий и реальные геополитические угрозы, и мощный потенциал региона.
Нужно заметить, что первоначальные амбиции разработчиков были куда больше, чем в прописанном варианте (всего их было четыре). Но, исходя из возможного, выбор был остановлен на том, который суммировал уже объявленные обязательства - указы президента, распоряжения правительства, федеральные программы. И эта сумма, в конечном счете, обещает вполне позитивный результат и реальный опережающий рост.
Предполагается, что при успешной реализации мероприятий госпрограммы объем совокупного валового регионального продукта вырастет в 2,2 раза. В рамках реализации комплексных инвестпроектов будет создано около 200 тысяч рабочих мест, еще не менее 500 тысяч дадут смежные отрасли. Государство, инвестировав в регион 3,8 млрд, получит дополнительные налоговые доходы в объеме более 5 трлн рублей. Ну а если приложить эту макроэкономику к обычной жизни, то ее продолжительность в регионе должна увеличиться на 6 лет, а само население региона вырасти более чем на 1 млн человек.
Повестка дня
«Нужно максимально использовать естественные преимущества региона - это и непосредственный выход на динамично развивающийся АТР, рынки которого оцениваются в $20 трлн и за последние пять лет увеличились в полтора раза, и богатые природные ресурсы (нефть, газ, уголь, цветные металлы, железная руда», - обозначил логику формирования программы министр экономического развития Андрей БЕЛОУСОВ. Исходя из этого, на повестке дня, по его словам, стоит четыре приоритетных задачи. Опережающее развитие транспортной и энергетической инфраструктуры, создание условий для реализации крупных проектов - новых центров развития, формирование потребительского спроса и укрепление человеческого потенциала региона.
В числе системообразующих транспортных проектов - реконструкция БАМа и Транссиба, что должно разблокировать освоение сырьевых ресурсов обширной территории и дать новые возможности развития транзита. Уже через три года необходимо обеспечить удвоение провозной способности железной дороги. И основным инвестором здесь должно выступить государство.
Решение этого вопроса, по словам Дмитрия Медведева, возможно через внесение не менее 260 млрд рублей в уставный капитал ОАО «Российские железные дороги».
«Мало», - говорит президент РЖД Владимир ЯКУНИН. По его словам, самый консервативный вариант развития дороги, сформированный на основе межотраслевого баланса проектов, требует порядка 562 млрд рублей, из них РЖД может инвестировать своих лишь 302 млрд - дефицит 260 млрд. «Это абсолютно необходимые средства, без которых невозможно говорить о развитии региона», - утверждает главный железнодорожник.
Собственно этот самый глобальный финансовый дефицит и стал главной повесткой дня. И здесь, прав премьер, заклинаниями не обойтись. На что можно рассчитывать? На Фонд национального благосостояния? К нему апеллировал не один докладчик. Министр финансов Антон СИЛУАНОВ, знающий этот вопрос лучше всех, резюмировал: «Имейте в виду, до 2016 года доходы Фонда в бюджете уже учтены, на них рассчитывать пока не приходится, весь бюджет на предстоящие три года распланирован». Главный финансист интеллигентно постанывал: 100 млрд в год - слишком амбициозная задача.
«Нужно рассматривать возможность перераспределения ресурсов действующих государственных программ, задействовать возможности институтов развития, которые мы наполнили бюджетными деньгами в прошлом году и будем наполнять еще. В первую очередь речь идет о Российском фонде прямых инвестиций, Фонде развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Именно на Дальнем Востоке мы должны в первую очередь задействовать механизмы государственно-частного партнерства: есть целый ряд таких проектов, как порты, аэропорты, платные участки инфраструктуры, - такого рода проекты могут быть начаты здесь как пилотные. Нужно привлечь средства крупных корпораций. Для реконструкции Транссиба РЖД может задействовать облигационные займы за счет средств пенсионных накоплений», - предлагал пути решения непростой финансовой задачи Антон Силуанов.
Еще один путь предложил сам премьер, объявивший в начале заседания о том, что подписал распоряжение о проведении конкурса на заключение концессионного соглашения на проектирование, строительство и эксплуатацию моста через реку Лена. «Речь идет о контракте полного жизненного цикла, - пояснил премьер, - частный инвестор-концессионер должен спроектировать мост и построить его по новейшим технологиям с учетом сложных климатических условий с последующим возмещением своих расходов по заранее определенной схеме. На строительство и первый период эксплуатации планируется израсходовать более 80 млрд рублей», - сказал Дмитрий Медведев.
С идеей концессионных соглашений во все двери стучится и Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона, к которому, несмотря на его юный возраст, у руководителей регионов уже накопились претензии. Задуманный как институт развития, Фонд пока не инвестировал ни одного регионального проекта, чего собственно ожидали от него при создании. Генеральный директор Фонда Павел ГРАЧЕВ внес ясность. В портфеле компании 13 инфраструктурных проектов, которые структурированы в формате концессии и предполагают финансирование на стадии строительства и софинансирование на стадии эксплуатации. «Данная конструкция позволяет обеспечить единовремененный ввод максимального количества проектов на частные деньги, - комментирует Павел Грачев. - Но механизм концессии нуждается в нормативной доработке, нужна готовность государства подписаться под долгосрочными обязательствами концедента. Эта проблема в дискуссиях с Минфином пока не нашла своего решения».
По его словам, необходимы срочные изменения в концессионное и бюджетное законодательство и меры поддержки, чтобы запустить работу Фонда, и что не менее важно - нужны долгосрочные правила игры и четкое распределение нагрузки между государством и профильными монополиями.
Все только начинается
Подписанная премьером программа, очевидно, будет еще корректироваться. «Начинается текущая рутинная работа», - говорит полпред президента РФ - министр по развитию Дальнего Востока Виктор ИШАЕВ. На заседании Госкомиссии он был спокоен и уже не ждал резких мнений оппонентов. Главные тезисы его выступления - за масштабными экономическими задачами нельзя потерять социальных объектов, от которых потихоньку готовы откреститься монополии. И немедленно нужно приступать к технической подготовке проектов, чтобы вовремя использовать каждый бюджетный рубль.
Ближайшая задача - подготовка закона о Дальнем Востоке, который должен закрепить особые условиях хозяйствования, что должно сделать его привлекательным для инвесторов, помочь найти те самые 10 трлн рублей на развитие.
«Госпрограмма мной подписана и начинает действовать. Это не догма, в ней масса трудностей, есть внутренние проблемы и противоречия, недостаточно источников финансирования, но мы не можем бесконечно дискутировать. Костяк у программы добротный. В добрый путь!» - подвел итог заседания Госкомиссии Дмитрий Медведев, признав, что развитие Дальнего Востока - один из самых трудных проектов государства.
Лариса ЛАРИНА, "Дальневосточный капитал".
- Звание почётных жителей Приморского края присвоят ветеранам войны
- Облачная платформа и суперкомпьютер Сбербанка станут цифровой основой сервиса лесвосток.рф
- Парламентарии Северного Форума обсудят вопросы развития и жизнеобеспечения Северных и Арктических территорий
- Сбербанк предоставил возможность обучения на Школьной цифровой платформе учащимся 65 регионов России
- Главным событием Года журавля—2020 является "перепись" даурского и японского журавлей
- Яндекс.Директ: Почему за контекстной рекламой важно идти к профессионалам
- Юрий Воротников: Роза Чемерис болеет душой за жителей Дальнего Востока
- Евгений Минченко: Роза Чемерис не боится препятствий
- Приморский политолог: у Розы Чемерис есть поддержка со стороны федеральных элит
- Месячный запас топлива сформирован на Хабаровском нефтеперерабатывающем заводе