Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Пятница| 22 Ноября, 02:51 |
|
|
Тема номера
|
Равнение на центр
Так уж получается, что экономику сегодня никак не оторвать от политики. Не вдаваясь в споры о первичности, констатируем, что минувший год начался с переподчинения губернаторов напрямую президенту. Если раньше они избирались всеобщим голосованием, то теперь стали наделяться полномочиями волей региональных законодательных собраний по представлению президента (промежуточной инстанцией, подающей список кандидатур в кремлевскую администрацию, стали полпредства в федеральных округах). Если можно так выразиться, новый закон "равноприблизил" губернаторов, порой демонстрировавших слишком популистское или даже оппозиционное поведение, к Москве. Интересно, что именно Дальнему Востоку выпала роль своеобразного полигона по отработке новых технологий власти.
Первым губернатором, наделенным полномочиями по новой схеме, стал приморский Сергей ДАРЬКИН. Его первый срок истекал в июне 2005 года, но Дарькин уже в январе, минуя полпредство, с которым у приморского лидера сложились достаточно напряженные отношения, подал заявление напрямую президенту. Владимир Путин дал "добро", в результате чего уже в начале февраля Сергей Дарькин начал свой второй срок. Этот маневр сразу же повторил губернатор Амурской области Леонид КОРОТКОВ.
Первым губернатором, отстраненным от должности волевым решением президента с формулировками "в связи со срывом завоза топлива", "утратой доверия президента" и "за ненадлежащее исполнение своих обязанностей", тоже стал дальневосточник - корякский лидер Владимир ЛОГИНОВ, полномочия которого истекали в далеком 2008-м. Его (сначала в ранге и. о.) заменил вице-губернатор КАО Олег КОЖЕМЯКО, до этого - известный приморский предприниматель и политик. Уже в апреле по представлению президента Олег Николаевич стал полноценным губернатором. Других громких перестановок пока не произошло, если не считать наделение Романа АБРАМОВИЧА полномочиями губернатора Чукотского АО: до этого считалось, что отработавший "начальником Чукотки" весь первый срок бизнесмен не пожелает сохранить за собой губернаторское кресло.
На фоне усиления губернаторской дисциплины с триумфом прошел референдум по объединению Камчатской области и Корякского автономного округа. К этому процессу приложил руку сам Владислав СУРКОВ, считающийся в Администрации Президента главным идеологом укрупнения регионов. Теперь очередь за федеральным законом, который легализует появление на карте Камчатского края и тем самым сократит число субъектов ДВФО до девяти. Но, наверное, главным политическим событием конца года стала замена полпреда президента в ДВФО Константина ПУЛИКОВСКОГО на мэра Казани Камиля ИСХАКОВА. Можно предположить, что Константин Борисович, получивший за 5,5 лет работы в Хабаровске орден и должность руководителя Ростехнадзора, сделал свое дело: поработал на благо пресловутой вертикали, после чего брутального генерала сменил опытный хозяйственник с исключительно позитивным имиджем. Впрочем, Камиль Исхаков, всю жизнь работавший в Татарстане, еще не успел как-либо проявить себя в новой должности. Сказываются трудности адаптации и насыщенность рабочего графика: вместо запланированных поездок по региону (в первые недели пребывания в новой должности Камиль Шамильевич успел побывать только в Магадане, где Владимир Путин провел совещание по вопросам золотодобычи, и в Якутии) пришлось отправляться то в Мекку, то в Малайзию.
Вполне в рамках укрепления вертикали власти в 2005 году продолжились сразу несколько реформ: социальная (год начался протестами против монетизации льгот), муниципальная, образовательная и другие.
В минувшем году нас не обошла своим вниманием и "чистая экономика", если таковая вообще существует. В Амурской области начал работу четвертый блок Бурейской ГЭС, с которым связывают определенные надежды как потребители российского Дальнего Востока, так и зарубежные партнеры. Продолжилась работа по приведению в цивилизованный вид федеральной трассы "Амур" (Чита - Хабаровск). Менеджмент РАО "ЕЭС России" постепенно расставляет точки над i в проекте реорганизации дальневосточной энергетики: так, уже известно, что энергосистемы юга ДВФО от Приморья до Нерюнгринского узла Якутии включительно будут объединены в Дальневосточную энергетическую компанию. ДЭК расположится либо во Владивостоке, либо в Хабаровске. Этому холдингу, который займется сбытом, будут принадлежать акции Дальневосточной генерирующей (Нерюнгри) и Дальневосточной сетевой распределительной (Благовещенск) компаний. Кроме того, реконструкции и перевода на сахалинский газ ждут две хабаровские ТЭЦ. РАО также планирует проложить линию электропередачи от Зейской ГЭС до Магдагачи в Амурской области и реконструировать ЛЭП от Нерюнгринской ГРЭС до Нижнего Куранаха (южная Якутия).
Из различных "тусовок" с участием деловых и политических тяжеловесов отметим заседание Морской коллегии, на котором выступил включенный в состав этого органа губернатор Приморья Сергей Дарькин (первоначально планировалось провести это мероприятие во Владивостоке, но в силу различных обстоятельств коллегия все-таки собралась в Москве), рыбохозяйственный форум во Владивостоке и первый Дальневосточный международный экономический конгресс в Хабаровске. Последнее из названных мероприятий прошло под эгидой Совета Федерации при официальной поддержке правительства РФ и других весомых структур. Оргкомитет конгресса возглавил председатель СФ Сергей МИРОНОВ, а президент Владимир Путин направил в Хабаровск специальное приветствие.
Но гораздо более важными, чем все эти бесспорно значимые события, нам представляются новые принципы взаимоотношений между регионами Дальнего Востока и федеральным центром, которые в течение всего 2005 года активно растолковывались заезжими федеральными чинами. Самым известным инструментом поддержки ДВФО остается федеральная программа развития Дальнего Востока и Забайкалья, которая наряду с аналогичными программами развития Калининградской области и Северного Кавказа является для Москвы приоритетной. В 2005 году управление этой программой перешло к созданному осенью позапрошлого года Министерству регионального развития РФ. Что характерно, главным препятствием для надлежащего исполнения программы "федералы" считают пассивность региональных властей. Полпред Пуликовский так и заявлял: "Федеральный бюджет, в отличие от региональных, свои обязательства выполняет. Привлечение же внебюджетных ресурсов вообще не составляет и одного процента!"
Как ожидается, финансирование программы развития ДВ и Забайкалья возрастет. Но эта программа едва ли может претендовать на статус нового инструмента. Между тем в проекте социально-экономического развития России на 2005-2008 годы, опубликованном Минэкономразвития летом, говорится о "коренном пересмотре механизмов федеральной поддержки даже при наличии особых условий геополитического характера". Глава этого министерства Герман ГРЕФ заявил: "Поддержка должна оказываться не через прямые финансовые вливания, а через создание стимулов для собственных усилий региональных и местных властей". Что это значит, Герман Оскарович с присущим ему терпением разъяснял в ходе своей продолжительной сентябрьской поездки на Дальний Восток. Тогда Греф совместно с главами Минтранса и Минприроды РФ Игорем ЛЕВИТИНЫМ и Юрием ТРУТНЕВЫМ объехал чуть ли не весь ДВФО, а заодно и Забайкалье. В ходе ряда совещаний Герман Греф презентовал те самые новые механизмы. Ими оказались свежий Федеральный закон "Об особых экономических зонах", планы по созданию концессий, образованный недавно инвестиционный фонд, скорое появление закона о порто-франко. Основная проблема уже не в деньгах: напротив, денег у России благодаря высоким ценам на нефть слишком много, и правительство боится раскручивать инфляцию. Уместнее вкладывать "лишние" финансы в инфраструктурные проекты, но таковых, оказывается, у нас дефицит: Москва не верит в способности региональных лидеров.
- Губернаторы, расшевелите своих мэров! - призывал Греф во Владивостоке. - Отдавать деньги в Москву, Санкт-Петербург или Татарстан просто обидно! Вы постоянно просите помощи, но нужно уметь работать в конкурентной среде, готовить конкретные проекты. Мы готовы помочь и методологически, и финансово, но инициатива должна исходить снизу!
Тем не менее косвенным итогом поездки Грефа стали "инициативы сверху", которые расхлебываются до сих пор. Имеется в виду пересмотр таможенной стоимости подержанных японских иномарок, проведенный в Дальневосточном таможенном управлении под руководством нового начальника ДВТУ Эрнеста БАХШЕЦЯНА (тот же Греф намекнул: Бахшецян назначен специально для того, чтобы ликвидировать "крышевание" и подобные интимные отношения между региональными властями и бизнесом) и скандал с исключением ряда приморских турфирм из соглашения о безвизовом обмене между Россией и Китаем.
Кстати, "наезды" федеральных чиновников на правый руль продолжались в течение всего года. Не исключено, что в 2006 году Госдума примет законопроект вице-спикера Олега МОРОЗОВА о запрете ввоза праворульных авто.
Как ожидалось, в результате завершившегося в декабре конкурса на Дальнем Востоке появится несколько особых экономических зон (ОЭЗ) с льготным режимом ведения предпринимательской деятельности. Уже после поездки Грефа эти вопросы обсуждал в Комсомольске-на-Амуре и Благовещенске премьер-министр Михаил ФРАДКОВ. Однако дальневосточников постигло разочарование: как объяснил Греф, все поданные отсюда заявки не удовлетворили комиссию. В итоге ОЭЗ будут созданы в центральной части России, и без того индустриально развитой. В начавшемся году, однако, может пройти второй конкурс.
В течение всего года внимание к российскому Дальнему Востоку было приковано еще и потому, что именно эта часть России расположена непосредственно в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а в отношениях между Россией и странами АТР наметился определенный прогресс.
В начале июня во Владивостоке прошла первая встреча министров иностранных дел России, Индии и Китая. Глава российского МИДа Сергей ЛАВРОВ заявил прессе о развитии трехстороннего диалога, но дальневосточникам эта встреча запомнилась другим: именно во Владивостоке Лавров и его китайский коллега Ли ЧЖАОСИН обменялись друг с другом ратификационными грамотами, после чего острова на Аргуни и Амуре у самого Хабаровска официально отошли Китаю, что и было немедленно обмыто шампанским.
Другими безусловно важными событиями стали участие министра транспорта России Левитина в заседании рабочей группы форума АТЭС, которое прошло в сентябре во Владивостоке, и визит премьер-министра Фрадкова в Пекин. Но апогеем азиатского вектора российской политики в 2005 году стала поездка Владимира Путина в Южную Корею, где прошел саммит глав АТЭС, и в Японию. Сенсации не произошло: президент заявил, что пересмотра итогов Второй мировой не будет. Как бы в подтверждение слов Путина появились сообщения о том, что федеральный центр намерен увеличить вложения в энергетическую и транспортную инфраструктуру "спорных" островов.
В сентябре на транспортной конференции в Пекине Китай широко представил миру свой проект "Нового Шелкового пути" из Азии в Европу, который может составить серьезную конкуренцию Транссибирской магистрали. Более того, именно в пользу этого, более короткого, пути могут сделать свой выбор корейцы, планирующие пустить поезда по объединенным железным дорогам Севера и Юга. Так что 2005 год и во внешнеэкономическом плане бросил нам немало вызовов.
- Участие в АТЭС - один из неоспоримых и долгосрочных приоритетов внешнеполитической и внешнеэкономической линии России в АТР, - заявил президент Путин в ходе своей азиатской поездки. - Наша цель - содействие хозяйственному и социальному развитию своей страны, прежде всего районов Сибири и Дальнего Востока.
Очень хочется верить президенту.
- Мемориал энергетикам – героям Великой Отечественной войны – открыт в России
- ФАС заинтересовался кнопками "ЭРА-Глонасс"
- Сбербанк создает дочернюю компанию Sber Automotive Technologies
- Путин поблагодарил Грефа и Сбербанк за больницу в Тулуне
- Российские спортивные тренеры получат статус педагогов
- В России дорожает авиасообщение
- Сбербанк осуществил самую масштабную за всю историю банка трансформацию
- Сбербанк провёл платёж клиента, находящегося в Северном Ледовитом океане
- Сбербанк профинансировал компании группы "Аэрофлот" на 1,8 млрд рублей по госпрограмме кредитования под 2%
- Сбербанк просит увеличить лимиты госпрограммы поддержки занятости с кредитами под 2%