Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Пятница| 22 Ноября, 07:02 |
|
|
Тема номера
|
Скандал на шельфе
Ее сроки связывались с завершением 10-й юбилейной конференции "Нефть и газ Сахалина". Портить юбилейную конференцию, которая к тому же впервые проводилась на Сахалине, было бы некрасиво, однако это не помешало заместителю руководителя Росприроднадзора Олегу МИТВОЛЮ появиться в Южно-Сахалинске 27 сентября, т. е. в день открытия конференции, и буквально взбудоражить съехавшихся на нее журналистов обвинениями в адрес "Сахалин-Энерджи" - оператора проекта.
Время для скандала было выбрано очень удачно. Страсти, возникшие вокруг проекта "Сахалин-2", аналитики и бизнес объясняли почти одинаково: российское правительство наводит порядок в "народном богатстве". Ресурсы, которые в самые "бесхозяйственные времена" оказались в руках частных компаний и иностранных инвесторов, должны быть под контролем государства. Ни один нефтедоллар не должен пройти мимо госказны.
Настоящий "наезд" на проект "Сахалин-2" связан с реализацией второй части проекта, куда входит строительство трубопровода с севера Сахалина на юг до пос. Пригородное, где одновременно завершается возведение крупнейшего в мире завода по сжижению природного газа. Напомним, что в 2003 году Минприроды утвердило ТЭО второго этапа проекта "Сахалин-2", правда, с 60 замечаниями. Против его принятия тогда выступали видные ученые и экологи. Как впоследствии комментировали противники этого решения, у оператора проекта "Сахалин Энерджи" имеется уникальный административный ресурс, позволивший протолкнуть его в жизнь. Вот конкретное мнение по этому поводу одного из экспертов, заместителя директора Сахалинского филиала Дальневосточного геологического института ДВО РАН, заведующего лабораторией лавинных и селевых процессов, кандидата геолого-минералогических наук, который занимается исследованием опасных стихий на Сахалине уже около 30 лет, Николая КАЗАКОВА.
- В заключении по проекту было сделано 60 замечаний. Удивительно, что МПР вообще приняло ТЭО и допустило то, что до сих пор ни одно из серьезных замечаний не устранено. А ведь они касались опасных гидрологических и геологических процессов, проектных решений. По нашему мнению, причины сегодняшних проблем проекта "Сахалин-2" - некомпетентность специалистов и управленцев компании, отсутствие опыта проектирования и строительства таких сложных объектов в таких сложных условиях. В том виде, в котором проект реализуется, трубопровод обречен на гибель. При тех технических решениях по прокладке трубопроводов, которые приняты на участках пересечения зон развития опасных геологических и гидрологических процессов, вероятный срок его существования снижается до 3-7 лет. Он пересекает 1100 водотоков, множество селеопасных, лавиноопасных и оползневых участков, участков развития эрозионных процессов и других опасных геологических процессов.
Трубопровод проходит по территории очень сложной в геологическом и сейсмическом отношении, где могут быть самые сильные и разрушительные землетрясения, до 8-9 баллов. На наш взгляд, если бы японские акционеры "Сахалин Энерджи" ("Мицуи" и "Мицубиси") активно привлекали на стадии проектирования японские компании, они бы обозначили те же проблемы, которые с 1998 года поднимаем мы, и не допустили бы проектных решений, вошедших в ТЭО "Сахалин-2". Но самая главная ошибка была сделана на стадии выбора трассы. Обычно в российской и мировой практике исследуются условия (геологические, гидрологические и прочие), а затем уже выбирается решение о размещении и защите объекта. Здесь же изначально была начерчена трасса, а потом проводились изыскания по самой трассе, причем с игнорированием всяких опасных условий. На многих участках разумнее было перенести ее на несколько десятков метров, и проблемы были бы решены. Вот сейчас компания пожинает плоды своего непродуманного решения.
Сыр-бор разгорелся только этой осенью, т. е. спустя три года после принятия того злополучного решения. 19 сентября 2006 г. министр природных ресурсов Юрий ТРУТНЕВ подписал приказ об отмене положительного заключения госэкспертизы по второму этапу "Сахалина-2". Сегодня встает правомерный вопрос, почему для этого нужно было ждать столько времени и спохватиться лишь когда реализация второго этапа проекта подошла к завершающей стадии? На отмене приказа МПР настаивала Генеральная прокуратура РФ, признавшая, наконец, что документ был издан в нарушение законодательства. И уже 26 сентября Росприроднадзор приступил к комплексной проверке проекта. Проверка началась с отстранения главы управления Росприроднадзора по Сахалинской области Сергея КОТЕЛЬНИКОВА и назначения исполняющим обязанности руководителя ведомства москвича Дмитрия БЕЛАНОВИЧА.
Наверное, для этого были достаточные основания. Незадолго до этой истории, а точнее, летом 2006 года территориальный орган Росприроднадзора проводил ежегодную камеральную проверку проекта "Сахалин-2", по итогам которой работа компании была признана удовлетворительной, и констатировал, что никаких нарушений природоохранного законодательства при реализации проекта не выявлено.
Серьезность установленных в ходе последующей проверки нарушений потребовала присутствия на Сахалине самого руководителя МПР. 25 октября Юрий Трутнев сам посетил Сахалин и облетел трассу трубопровода. В составе его группы присутствовал целый ряд ответственных лиц: Олег АНТОСЕНКО - заместитель полномочного представителя Президента РФ в ДВФО, Сергей АБРАМОВ - аудитор Счетной палаты РФ, Сергей САЙ - руководитель федеральной службы Росприроднадзора МПР РФ, Алексей КУЗНЕЦОВ - вице-президент ОАО "Роснефть" и другие. По словам министра, он увидел "страшный визуальный ряд".
В прессе и в кулуарах посыпался целый шквал предположений о дальнейшей судьбе проекта. Юрий Трутнев сразу отверг вероятность его закрытия. Но судя по реакции высокопоставленных лиц, решение вопроса не будет простым.
Больше всего досталось Олегу Митволю, которому была отведена роль "бультерьера" и "говорящей головы". "Мне звонили высокопоставленные чиновники и ругались, что я порчу инвестиционный климат, высокие руководители бросались на защиту этой компании", - жаловался он журналистам. "Ведомости" написали, что заинтересованным лицом во всей этой истории является председатель совета директоров "Роснефти" Игорь СЕЧИН, работающий одновременно заместителем главы президентской администрации. Он из наших "высоких руководителей", кто руководит сразу прокуратурой, милицией и судами. "Перед тем как с "Сахалином-2" случились экологические неприятности, безуспешные переговоры о вхождении в проект вели менеджеры "Газпрома". Так что игра серого кардинала Кремля на стороне иностранных инвесторов отлично вписывается в логику заклятой дружбы двух госкомпаний, контролируемых двумя разными кланами", - писали "Ведомости" 23 октября.
Кстати, в ноябре "Газпром" объявил, что возобновит переговоры по вхождению в проект "Сахалин-2" с компаниями "Шелл", "Мицуи" и "Мицубиси". По словам зампреда правления "Газпрома" Александра МЕДВЕДЕВА, "мы возобновим переговоры после того, как будут прояснены два вопроса - увеличение капитальных затрат по проекту, которое не может не влиять на экономику проекта, и экологические".
Свою порцию замечаний к проекту "Сахалин-2" добавила и Счетная палата. По словам ее аудитора Сергея Абрамова, она выявила значительное количество нарушений, в основном касающихся оператора проекта, но есть и вопросы к органам исполнительной власти. "Мы тоже отмечаем существенные нарушения со стороны оператора в части природоохранного законодательства и считаем необоснованными предложения по увеличению сметы расходов по проекту более чем в два раза", - сказал он. Среди других обнаруженных аудиторами проблем проекта Абрамов упомянул "ряд существенных нарушений с точки зрения технологии, разработки и утверждения решений по разработке нефтяных месторождений, нарушений по управлению собственностью". "Мы видим, что проект был заключен и реализовывается на невыгодных для России условиях", - констатировал аудитор. "Но, будучи цивилизованным государством, мы не имеем права пересматривать это соглашение, а можем лишь требовать исполнения оператором законов Российской Федерации", - подчеркнул он.
Проверка проекта формально закончена 27 ноября 2006 г., и как сообщает Росприроднадзор, сейчас подводятся ее итоги. Консорциум Sakhalin Energy поспешил заявить, что готов полностью возместить экологический ущерб, если его оценка будет объективной. Объективность же нарушений сторонам, возможно, придется доказывать в международных судах. О такой необходимости высказался, в частности, замглавы Минприроды РФ Алексей ВАРЛАМОВ. Ранее замглавы Росприроднадзора Олег Митволь не исключил подачу иска в Стокгольмский международный суд о возмещении упущенной выгоды РФ в ходе реализации проекта "Сахалин-2", которая, по его оценке, может составить около $10 млрд.
Никто не спорит, что страна должна отстаивать свои интересы. Печально, что подобные инспекционные действия совершаются не регулярно, что действительно расценивалось бы как мера, направленная на соблюдение экологических норм, а только в крайних случаях, когда ситуация уже доведена до абсурда. Тогда и начинаются рассуждения о последствиях остановки, инвестиционном климате и прочем. Ясно, что подобные масштабные проекты никто останавливать не будет. А раз так, то все подобные акты инспектирования, да еще сопряженные с массированной информационной атакой, не что иное, как обычные пиаровские ходы, направленные на то, чтобы добиться от владельцев проекта еще большей лояльности или, грубо говоря, денег. А денег кому-то и на что-то в чиновничьей среде всегда не хватает.
Первый заместитель генпрокурора России Александр БУКСМАН пообещал, что дело вокруг "Сахалина-2" - это только начало, прокуратура будет жестоко спрашивать с компаний, губящих природу, и коррумпированных чиновников. "К сожалению, мы в свое время упустили этот вопрос из виду. Некоторые, в том числе очень крупные, бизнес-структуры стали относиться к природе не просто потребительски, а варварски", - отметил прокурор, добавив, что по некоторым экспертным оценкам, объем рынка коррупции в нашей стране сопоставим по доходам с федеральным бюджетом и оценивается в $240 с лишним млрд.
PS.Недавно стало известно, что Royal Dutch Shell предложила "Газпрому" новые условия участия в проекте "Сахалин-2". В Shell не раскрывают подробностей предложения. Однако по данным РБК daily, "Газпром" рассчитывает как минимум на контрольный пакет в сахалинском проекте. В обмен Shell может получить долю в Штокмановском месторождении либо другие активы "Газпрома" или "Роснефти".
- Мемориал энергетикам – героям Великой Отечественной войны – открыт в России
- ФАС заинтересовался кнопками "ЭРА-Глонасс"
- Сбербанк создает дочернюю компанию Sber Automotive Technologies
- Путин поблагодарил Грефа и Сбербанк за больницу в Тулуне
- Российские спортивные тренеры получат статус педагогов
- В России дорожает авиасообщение
- Сбербанк осуществил самую масштабную за всю историю банка трансформацию
- Сбербанк провёл платёж клиента, находящегося в Северном Ледовитом океане
- Сбербанк профинансировал компании группы "Аэрофлот" на 1,8 млрд рублей по госпрограмме кредитования под 2%
- Сбербанк просит увеличить лимиты госпрограммы поддержки занятости с кредитами под 2%