Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Четверг| 21 Ноября, 23:29 |
|
|
Тема номера
|
Рыбацкая доля
Все началось с выхода в свет 704-го постановления Правительства РФ, именно оно ознаменовало собой появление новой политики в области управления рыбной отраслью. Согласно этому документу государство впервые прописало порядок закрепления долей от общедопустимого улова(ОДУ) за предприятиями - заявителями в исключительной экономической зоне РФ на 5 лет. При этом в качестве универсального подхода для определения долей была предложена довольно сложная математическая формула. В рыбацкой среде это изобретение стали называть историческим принципом. Для того, чтобы он был соблюден "на все сто", решено было регионы к рыбным расчетам не допускать, а передать весь процесс дележа рыбного пирога межведомственной комиссии (МВК), созданной специально при Госкомрыболовства. Комиссия доли быстро посчитала и рыбакам отправила. Вот только в большинстве регионов эти доли вызвали большое сомнение.
С самого начала скептики говорили о том, что 704-е постановление, на котором "висела" вся отрасль, не учитывает ряд важнейших моментов. Первым рыбный скандал пришел в Приморский край.
"Прежде всего в зачет брались квоты, полученные предприятием за последние три года по приказам Госкомрыболовства. А ни для кого не секрет, что эти промышленные квоты выдавались московскими чиновниками лишь нескольким приморским предприятиям, в числе которых ТУРНИФ и "Ролиз", - утверждал еще в начале зимы руководитель одной из местных рыболовных компаний. - Вместе с тем объективное определение долей каждого пользователя возможно было только при учете фактически освоенных объемов квот собственным флотом или, по крайней мере, бербоут-чартерными судами при условии, что соблюдался график погашения платежей за этот флот".
Последнее утверждение никакого отношения к двум вышеперечисленным компаниям не имеет: и та, и другая положенные квоты выбирали без особых проблем своим флотом. Но есть еще ряд упущений в документе, приведших к тому, что наделение предприятий долями прошло не совсем так прозрачно, как утверждало Правительство РФ. Один из пунктов постановления определил в качестве основания для обращения в МВК документы, подтверждающие имущественные права на собственные или арендованные суда. Этим же пунктом вводилось понятие "урегулированная задолженность" по налогам и штрафам за нарушение природоохранного законодательства. Но самое главное было в том, что не были определены условия учета квот в случае их продажи. Получалось, что квоты засчитывались бывшему судовладельцу, а не юридическому лицу, купившему у него флот. В итоге реализация такого постановления привела к тому, что целый ряд предприятий-банкротов были наделены долями на пять лет. Также заветные доли получили компании, которые вообще благополучно избавились от флота. По разным оценкам, именно этим предприятиям досталось до 20% минтаевых квот. В таких условиях и началась для приморских рыбаков минтаевая путина-2004. Имея квоту на 8 тыс. тонн, холдинг "Дальморепродукт", находящийся в завершающей стадии банкротства, для освоения своей доли выставил всего два небольших траулера (СТР). Естественно, эти "ударные" единицы флота бывшего рыбодобывающего гиганта положенные квоты в срок выбрать не успевали, и тогда у рыбаков вылезла еще одна проблема: как официально ввести в действие механизм вторичного оборота квот? В постановлении четкого механизма оборота долей прописано не было. Хотя, в принципе, одна из телеграмм ГКР в адрес региональных рыбводов предусматривала выдачу разрешительных рыболовных билетов организациям по договорам о совместной деятельности. Как отмечали сами рыбаки, таким образом государство узаконило теневой рынок квот. Уже через несколько недель сводки с промыслов показали, что вчерашние аутсайдеры значительно увеличили показатели по добыче. Хотя на самом деле предприятия, не успевающие или не желающие осваивать свои доли, просто успешно продали их тем, кто имел в своем распоряжении флот, способный освоить "лишний минтай".
Дырками в законодательстве воспользовались иностранные компании. Ведь период аукционов вынудил часть предприятий региона залазить в финансовую кабалу от иностранных фирм, заинтересованных в том, чтобы наша рыба по-прежнему шла на рыбные азиатские биржи. Так, в 1996 году минтаевая квота для корейцев в нашей экономзоне составляла 74 тыс. тонн. Но политика государства, направленная на вытеснение иностранных компаний, привела к тому, что в 2004 г. объем квот у них составил около 20 тыс. тонн.
Правда, как говорят сами рыбаки, если учесть, что за последнее время большая часть южнокорейского флота была переведена под флаг РФ, эту цифру можно смело увеличить еще в несколько раз.
"Для этой цели рыбные олигархи Южной Кореи создали на Дальнем Востоке массу "карманных" компаний, якобы российских, которые на самом деле обслуживают интересы другой страны", - утверждает пожелавший остаться неизвестным один из представителей рыбацкого бизнеса, имеющий компанию на Чукотке. - Исторический принцип на Чукотке вылился в экспансию корейского капитала. В январе 2003 г. в Анадыре было зарегистрировано ООО "Аян" (с филиалом во Владивостоке). А учредителями выступили - чукотское ОАО "Тралфлот" и "Шилла компани ЛТД". У каждого по 50% в уставном капитале. На "Аян" зарегистрированы траулеры "Хан Ил" и "Хан Джин". В то же время эти суда-браконьеры не раз задерживались пограничниками Северовосточного управления за нарушения правил промысла. И если раньше они работали под иностранным флагом, то с января 2003 г. они работают в России под российским флагом.
На 2004 год "Аян" собрал квоту - 12 тысяч тонн минтая. 6 тысяч из них он осваивал по договору с приморскими предприятиями. Другие 6 тысяч - это промышленные квоты второго учредителя "Аяна" - чукотского тралфлота. Почему последний не стал осваивать квоту своим флотом, всем понятно. Ведь корейцы берут на себя все расходы по судовому снабжению, подготовке к промыслу. Разумеется, вся продукция уходит в Южную Корею. Прибыль - пополам. Фактически происходит завуалированная продажа квот. В принципе, это уже стало обычным делом".
Объявились корейцы и в Магадане. Здесь обосновалась известная всем рыбакам корейская фирма "Шинву Шиппинг". Причем, эта фирма пришла в Магадан из Приморского края. Как стало известно корреспонденту "ДК", на эту фирму работали в свое время суда, которые сейчас принадлежат ОАО "ТУРНИФ". Но после того, как в конце 90-х туда пришла новая команда управленцев, корейцев быстро "попросили". Оставшись без судов, корейская компания профинансировала покупку четырех БАТМов польской постройки и передала их в управление созданной в Магадане ООО "Северо-Восточная морская компания" (СВМК).
Особой щепетильностью при ведении промысла суда этой компании не отличались. 2 февраля 2002 года в Охотском море было задержано одно из этих судов - БМРТ "Рекин". Причина: промысел минтая и сельди в запретном районе. Капитан был оштрафован. В мае 2002 года в центре контроля Северо-Восточного погрануправления пришли к выводу, что "Рекин" и второй БМРТ той же компании "Хайдук" браконьерят. При проверке судов выяснилось, что на борту "Рекина" оказалось 940 тонн минтая - "неучтенки".
Страсти вокруг СВМК еще не улеглись, а эта компания на следующий 2003 год получила бесплатные промышленные квоты аж на 2 тыс. тонн минтая и 2 тыс. тонн сельди. А потом ей накинули еще несколько тысяч тонн. Всего получилось 9 258 тонн минтая и 3 130 тонн сельди. Соответственно, более 30% и более 10% промышленных квот, выделенных Магаданской области. Причем выделение квот происходило за счет других магаданских предприятий. В 2004 г. СВМК также получило свой кусок пирога, и все благодаря историческому принципу.
Новые правила распределения квот аукнулись и на Камчатке. Ведь, согласно действующему законодательству, квоты разделили на две составляющие: те, которые можно добывать в 12-мильной зоне, и те, которые осваиваются в исключительной экономической зоне. Делить прибрежные квоты было доверено рыбохозяйственным советам при региональных администрациях. Для полуострова дележ промысловых участков вылился в настоящую войну между администрацией области и рыбопромышленниками. Так, по мнению исполнительного директора Союза рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки Сергея ВАХРИНА, администрация области распределила рыбопромысловые участки в обход действующего законодательства. "Все это привело к тому, что на участках стали работать компании, не имеющие никакого опыта в добыче рыбы. Это наглядно показала прошедшая лососевая путина. Практически она была сорвана из-за действий администрации. Администрация допустила нарушения, которые на 20 дней задержали начало путины ", - утверждает Сергей Вахрин. - В ожидании путины часть предприятий ушли с промысла трески, палтуса, кальмара, многие ушли с минтая. И там не поймали, и здесь не приняли почти 70 тыс. тонн лосося".
Есть еще один немаловажный нюанс, который принес рыбакам год минувший. Правительство, отдав регионам возможность распоряжаться прибрежными биоресурсами, развязало войну между рыбными регионами. Основные лососевые регионы Дальнего Востока - Камчатка и Сахалин. Приморские компании, пришедшие работать на приемку красной рыбы в эти регионы, столкнулись с тем, что местные рыбные генералы обвинили их в некой экспансии, которая, по их мнению, должна привести к разорению мелких местных рыбодобывающих артелей.
Были столкновения и по поводу прибрежных зон. Флот, работая на прибрежке, не может выйти за пределы 12 миль. "Это просто издевательство над рыбаками, - считает генеральный директор компании "Гессар" Виктор ВЕНЦЕЛЬ. - В результате получилось, что наши промысловые суда в погоне за рыбным косяком не могут выйти за пределы зоны. Рыба же таких тонкостей не знает. У нас в Приморье к северу от мыса Поворотный рыба уходит за 12 миль в конце октября и возвращается в начале мая. Выходит, мы смело можем ставить на полгода суда у причала, а предприятия - закрывать". Вице-президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморского края Александр ПЛАТОНОВ еще более категоричен: "Прибрежное рыболовство в крае доживает последние дни. По итогам года, из выделенных 200 тыс. тонн биоресурсов (включая кальмара и сайру) местная прибрежка освоила только 20 тыс.тонн".
Камчатские рыбаки также недоумевают, чья "светлая" голова до этого додумалась. Деление привело к тому, что появилась проблема в Петропавловск-Командорской подзоне, появились территориальные моря, внутренние моря со своими разграничениями. "Чиновники перепутали государственное морское право с правом рыбака. Петропавловск-Командорская подзона - это 600 тонн краба. Но добывать его разрешают за 12 миль от берега. А когда отсчитаешь измерительными приборами 12 миль, то там глубины 500-3000 метров. Там краба в жизни никогда не было, доказано на практике", - утверждают руководители рыбодобывающих предприятий Камчатки.
Статистика утверждения рыбаков подтверждает. Кроме упущенного краба в 2004 г. остались невостребованными 28 тыс. тонн кальмара, 2 тыс. тонн тунца, 22 тыс. тонн анчоуса. Из 19 тысяч тонн прибрежного минтая освоена половина. Поймано чуть более половины разрешенной к вылову сайры. В конечном счете многие предприятия, получив квоты, просто отказались ловить камбалу, треску, терпуг, сельдь.
Аналогичная ситуация и в Магаданской области. Специальная межведомственная комиссия по рыболовству на подведении итогов прошлогоднего промысла выдала неутешительные результаты. В исключительной экономической зоне и континентальном шельфе РФ было освоено 75% квот, а в зоне прибрежного рыболовства - только 19%. В результате объемы прибрежного рыболовства для Магаданской области в 2005 году снизились на 27 тысяч тонн.
Областной рыбохозяйственный совет Сахалинской области также объявил о том, что разграничение квот ни к чему хорошему не привело. Из официально выделенных 689,3 тыс. тонн освоено всего 292,8 тыс. тонн - меньше половины. Еще хуже ситуация с прибрежным рыболовством.
Тем не менее надежды рыбаки возлагают на принятый в начале этого года закон "О рыболовстве". "Главное, чтобы он был доработан с учетом проблем и интересов рыбодобывающих предприятий", - заявил президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморского края Дмитрий ГЛОТОВ. - И не важно, кто будет отстаивать эти интересы - Камчатка, Сахалин или Приморский край.
Наступят ли все-таки положительные перемены в рыбной области региона - должна показать уже нынешняя путина-2005.
- Мемориал энергетикам – героям Великой Отечественной войны – открыт в России
- ФАС заинтересовался кнопками "ЭРА-Глонасс"
- Сбербанк создает дочернюю компанию Sber Automotive Technologies
- Путин поблагодарил Грефа и Сбербанк за больницу в Тулуне
- Российские спортивные тренеры получат статус педагогов
- В России дорожает авиасообщение
- Сбербанк осуществил самую масштабную за всю историю банка трансформацию
- Сбербанк провёл платёж клиента, находящегося в Северном Ледовитом океане
- Сбербанк профинансировал компании группы "Аэрофлот" на 1,8 млрд рублей по госпрограмме кредитования под 2%
- Сбербанк просит увеличить лимиты госпрограммы поддержки занятости с кредитами под 2%