Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Воскресенье| 24 Ноября, 12:06 |
|
|
Тема номера
|
Имущественное разграничение
Только от "сказано" до "сделано" оказалось, как всегда, далеко. Намеченные планы выполнены в лучшем случае лишь на 50% и далеко не во всех субъектах федерации. Одна из причин - нежелание властей отдавать то, что приносит доход. Что же касается итогов вялотекущей приватизации госпредприятий, то здесь отсутствие очереди объясняется высокой долей убыточных предприятий, выставленных на продажу. Тяжело шла приватизация и передача собственности и в Дальневосточном регионе.
До 1 января 2008 года на Дальнем Востоке из федеральной собственности в собственность субъектов РФ должно быть передано 1105 объектов недвижимости и 231 предприятие. На 1 января 2006 года из намеченных объектов недвижимости передано 515, т. е. лишь треть, а приватизировано 74%. Это значит, что если не подкорректировать планы, то за оставшиеся два года придется продавать и приватизировать ускоренными темпами. Хуже всего дела с этим обстоят в Приморском крае.
Из федеральной собственности в муниципальную подлежат передаче 13371 объект недвижимости (без учета Магаданской области, ЕАО, Корякского АО) и 27 юридических лица. На 1 января 2006 года передано 690 и 25 соответственно. Из собственности субъектов в федерацию надо передать 531 объект недвижимости и 22 юридических лица. Передано соответственно 69 и 10. Особенно не спешат с передачей объектов недвижимости в Республике Саха. О том, сколько имущества должно быть передано муниципальными образованиями в федеральную собственность, муниципальные власти в большинстве регионов умалчивают.
В муниципальную собственность из собственности субъекта подлежат передаче 555 объектов недвижимости (пока передано 314) и 287 предприятий (уже передано 240). Меньше всего объектов недвижимости передано в Хабаровском крае. В свою очередь, муниципалам надо передать субъектам РФ 75930 объектов недвижимости (передана большая часть) и 1836 юридических лиц (передано 1833). Наиболее проблемным является вопрос передачи федеральных объектов недвижимости (жилой фонд, коммунальные сети) в муниципальную собственность. Основная причина здесь кроется в плачевном состоянии передаваемых объектов. Органы местного самоуправления отказываются принимать в собственность дома и сети без проведения за федеральные деньги работ по их капитальному или текущему ремонту, изготовлению технических паспортов. Кроме того, настаивают на одновременной передаче финансирования на содержание этих объектов из федерального в местный бюджет.
Со слов экспертов, в 2004-2005 годах работа по перераспределению имущества между органами власти субъектов РФ и МО шла медленно по двум причинам. Во-первых, законодательно не была установлена мера ответственности за отказ безвозмездно передавать имущество, необходимое для осуществления полномочий субъектов РФ или МО. Во-вторых, Правительством РФ не был установлен перечень документов, необходимый для принятия решений о передаче имущества с муниципального уровня. Помимо этого на уровне субъектов не было назначено ответственных за организацию этого дела. В подобной ситуации активно работа велась только в тех регионах, где координацию действий по передаче взяли на себя территориальные управления (ТУ) Росимущества, - в частности в Сахалинской области. Хотя руководитель территориального управления Росимущества по Сахалинской области Раиса ЯРОВИКОВА признается: "Мы начали работать с муниципалитетами только потому, что никто этого не делал. Мы вынуждены были обращаться в муниципалитеты с разъяснениями о том, какую работу они должны проводить. Они даже не знали, с чего начать".
С выходом ФЗ №199 от 31.12.2005 года ситуация с передачей имущества из муниципальной собственности изменилась, но не улучшилась. "В 199м федеральном законе приведен перечень документов, который муниципалитеты должны готовить и напрямую отправлять в Росимущество. (Раньше решение о передаче имущества принималось правительством, теперь Росимуществом). Но Росимущество потребовало такой перечень документов, что приходится говорить не об упрощении, а об усложнении процедуры, - сетует Раиса Яровикова. - Я считаю, что перечень надо сократить. Если есть свидетельство о регистрации объекта недвижимости, к которому по умолчанию прикладывается пакет документов, то зачем муниципалитетам собирать дополнительные, дублирующие документы?" Этот же ФЗ определил порядок безвозмездной передачи имущества между различными уровнями власти.
Руководитель ТУ Росимущества по Хабаровскому краю Александр ГЛУШКОВ основными причинами невыполнения плановых задании по приватизации государственных предприятий считает фактическую неплатежеспособность предприятий к моменту их приватизации, что подтверждается отчетом аудиторов об отрицательной величине их чистых активов; введение на предприятиях конкурсного производства или внешнего управления по решению Арбитражного суда; неготовность документов, необходимых для определения уставных капиталов создаваемых ОАО; длительные сроки согласования с Росимуществом проектов решений условий приватизации. В свою очередь, низкий процент реализации пакетов акций АО, принадлежащих как РФ, так и субъектам РФ и МО, по сравнению с плановым заданием объясняется их низкой ликвидностью, в связи с чем большое число объявленных торгов по продаже пакетов акций не состоялось ввиду отсутствия заявок на их покупку.
Еще одну проблему приватизации на федеральном уровне называет руководитель ТУ Росимущества по Камчатской области Владимир БАЛАКАЕВ: "Цели и задачи приватизации понятны и исполнимы, но при условии взаимодействия трех сторон: территориальных органов, Росимущества, отраслевых министерств и ведомств. К примеру, на Камчатке есть два больших отраслевых предприятия, которые мы не можем реорганизовать по не зависящим от нас причинам, - Росавиация до сих пор не может решить вопросы с Росимуществом".
Остро в настоящий момент стоят и вопросы разграничения прав собственности на землю. "Муниципальные власти никак не поймут, что главный источник доходов местных бюджетов - земля, - печалится Владимир Балакаев. - Им бы надо спешить, искать деньги, кредитоваться, договариваться, но землю под себя брать. А они вместо этого говорят: "Слушайте, федералы, забирайте свое, потом край заберет свое, а что останется - то будет наше".
Тем временем нежелание муниципальных властей заниматься размежеванием земель сдерживает весь процесс оформления участков в собственность.
Другая проблема, связанная с землей, - невозможность пустить в оборот ведомственные участки, а именно участки Минобороны. По всему Дальнему Востоку таких разбросанных земельных участков, которые списаны или не используются, немало. Со слов Владимира Балакаева, без согласия первого заместителя министра обороны ничего с ней делать нельзя. А московский чиновник далеко сидит и согласие давать не спешит.
Еще один больной вопрос для сотрудников ТУ Росимущества - списание объектов недвижимости, большая часть которых - это объекты Минобороны. Владимир Балакаев поясняет, что Росимущество до сих пор не только не делегировало эти полномочия ТУ, но более того - ужесточило порядок списания.
Одним словом, процесс перераспределения имущественного комплекса между различными уровнями власти оказался делом не простым. Вряд ли он характерен только для Дальневосточного округа. В этой ситуации вероятнее ожидать продления сроков проведения имущественной реформы, если власть не найдет другого способа ускорить эту процедуру.
- Мемориал энергетикам – героям Великой Отечественной войны – открыт в России
- ФАС заинтересовался кнопками "ЭРА-Глонасс"
- Сбербанк создает дочернюю компанию Sber Automotive Technologies
- Путин поблагодарил Грефа и Сбербанк за больницу в Тулуне
- Российские спортивные тренеры получат статус педагогов
- В России дорожает авиасообщение
- Сбербанк осуществил самую масштабную за всю историю банка трансформацию
- Сбербанк провёл платёж клиента, находящегося в Северном Ледовитом океане
- Сбербанк профинансировал компании группы "Аэрофлот" на 1,8 млрд рублей по госпрограмме кредитования под 2%
- Сбербанк просит увеличить лимиты госпрограммы поддержки занятости с кредитами под 2%