Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Пятница| 22 Ноября, 03:00 |
|
|
Тема номера
|
Транссибирские амбиции
Для участия в ней прибыли президент ОАО "РЖД" Владимир ЯКУНИН и топ-менеджмент компании, представители Минэкономразвития и контрольных органов РФ, глава Федеральной таможенной службы России Александр ЖЕРИХОВ, топ-менеджмент Корпорации корейских железных дорог, Министерства строительства и транспорта Республики Корея, Транскорейской железной дороги, Министерства соединения Республики Корея, Министерства железных дорог КНДР, МИД КНДР, а также грузовладельцы и экспедиторские компании из Южной Кореи, Японии, Германии, Швеции и России. В конференции приняли участие губернатор Сергей ДАРЬКИН, сенатор от Приморья Игорь ИВАНОВ и другие официальные лица.
- Расширение глобальных экономических связей и товарооборота между странами Европы и Азии, устойчивый рост экономики России требуют развития нашей транспортной системы, - заявил президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин, открывая конференцию. - Нам нужно быстрее эффективно интегрироваться в международную транспортную систему и повышать конкурентоспособность на мировом рынке. Поэтому мы нацелены на максимально эффективное использование потенциала Транссиба и развитие его в качестве единого интермодального транспортного коридора Восток - Запад.
Морским путем грузы из Южной Кореи, Японии и Китая идут 45-50 дней, а по Транссибу - 11-12 суток. На первый взгляд выгоды очевидны, но эту временную экономию "съедает" медленное таможенное оформление и непродуманная тарифная политика не только государства, но и самих железнодорожников, хотя ими в последнее время немало сделано по улучшению сервиса и обеспечению безопасности транспортировки грузов: информационные технологии позволяют осуществлять полный контроль за продвижением грузов по всему маршруту в реальном масштабе времени.
Тем не менее транзитные грузоперевозки на Транссибе в этом году снизились. Одна из основных причин: с января возросла ставка тарифа на перевозку транзита по железной дороге. Правда, представители РЖД и Федеральной службы по тарифам (ФТТ) заявляют, что они выборочно подняты до уровня рентабельности. И существуют понижающие коэффициенты (в зависимости от вида груза и расстояния транспортировки), в том числе - на возврат порожних контейнеров. Есть даже 40%-ная скидка на транспортировку транзитных контейнеров ускоренными поездами.
Тем не менее все иностранные грузовладельцы и экспедиторские компании из Южной Кореи и Японии, а также европейские перевозчики заявили, что рост железнодорожных тарифов заставляет их вернуться в море, где тарифы снижаются: так, в июле прошлого года доставка морем 40-футового контейнера из Шанхая в Роттердам стоила $2400, а в феврале - $1350, а по железной дороге из Южной Кореи в Финляндию - $1250. Вот почему потерян железнодорожный транзит южнокорейских грузов в Среднюю Азию.
По мнению вице-президента ОАО "Владивостокский морской торговый порт" Александра КОНОНЕНКО, "если раньше грузовладельцев смущала непонятность и непредсказуемость политики РЖД в части предоставляемого сервиса, теперь к этому добавились высокие тарифные ставки".
Отпугивают клиентов и портовые сборы в дальневосточных портах: по словам генерального директора ОАО "ДВМП" Евгения АМБРОСОВА, они в разы больше, чем в других портах мира.
"Контейнерные перевозки генеральных, рефрижераторных и даже наливных грузов - самое перспективное направление развития отрасли, а мы пока отстаем от мировых стандартов "контейнеризации" транспортных технологий, хотя за последние 6 лет ежегодные темпы роста контейнерных перевозок составляют почти 30%. Чтобы сделать Транссиб конкурентоспособным, необходимо снижать все составляющие себестоимости перевозок и резко сократить непроизводственные издержки. Нужно увеличивать процент "вагонной" составляющей в тарифе на перевозку контейнеров на фитинговых платформах: сегодня для владельцев крытых вагонов, цистерн, полувагонов в тарифе зарезервировано 30% от общей суммы, а для контейнерных платформ - 15%, и эта маржа не позволяет окупить в экономически обоснованные сроки затраты на них.
Перед транспортниками, участвующими в перевозках экспортно-импортных грузов, остро стоит проблема реализации установленного законом права на "нулевую" ставку НДС. Сегодня задолженность государства только перед ДВМП составляет $23 млн. Крайне важно создать условия для конкуренции в деятельности по переработке и перевалке контейнеров на морских и железнодорожных терминалах", - отметил в своем выступлении Евгений АМБРОСОВ.
В ответ на эти претензии зам. руководителя ФТТ В. ЕВДОКИМЕНКО заявил, что готовится новая система тарифов, в том числе по портовым сборам. Там, по возможности, будут учтены все эти перекосы.
Немало вопросов было обращено к главе ФТС Александру ЖЕРИХОВУ. Он заверил, что правительством одобрена концепция реформирования ФТС на период до 2010 г. Нужно технически перевооружить таможенников, а это дорого. Предстоит установить 72 инспекционно-досмотровых комплекса (стационарных и мобильных) для сканирования содержимого контейнеров. Постепенно внедряется и предварительное электронное декларирование грузов. Кстати, после 11 сентября таможня США требует это в обязательном порядке, а Таможенный кодекс ЕЭС вводит это правило с 2007 г. России же еще только предстоит проделать большую часть этой работы.
В 2005 г. ДВТУ и ДВЖД начали обмениваться информацией о перемещении грузов, сократив время обработки документов на 40%. С мая упрощена процедура таможенного оформления (однородный груз оформляется единым документом). В Восточном внедрена технология предварительного электронного декларирования грузов, что сокращает время таможенной очистки с трех дней до 1,5 часов.
2 марта ФТС совместно с Минтрансом издали распоряжение об оптимизации таможенных процедур для транзитных контейнерных грузов. "Содержимое транзитного вагона или контейнера должно вызывать вопросы только у таможенных органов страны отправления и назначения, - отметил вице-президент ОАО "РЖД" Салман Бабаев. - Они должны следовать по России без задержек, если документы и пломба в порядке".
Мировая тенденция - максимальная контейнеризация грузов. Для участия в этом процессе РЖД созданы дочернее предприятие "ТрансКонтейнер", а совместно с ДВМП - ЗАО "Русская тройка". Их презентация прошла в Находке 17 марта. Участники конференции и прилетевший в Находку на вертолете полпред Камиль ИСХАКОВ проводили в путь два контейнерных поезда.
"ТрансКонтейнер" совместно с южнокорейским экспедитором "Юнико Лоджистик" отправил для автомобильного завода в Узбекистане через Алматы контейнеры с комплектующими GM Daewoo. Раньше груз шел 28 дней через Транскитайскую дорогу, а россияне пообещали доставить его за 15 дней. Планируемый объем перевозок - около 400 контейнеров в месяц.
"Русская тройка" отправила очередной ускоренный поезд в Таганрог с комплектующими для производства автомобилей "Hyundai". За первый год она перевезла 19 тыс. контейнеров. Планы на 2006 г. - 55-60 тыс. ДФЭ и новый маршрут - до Москвы. Ведутся переговоры с Toyota и Kia-Motors о транспортировке автокомплектующих на сборочные производства в России.
Подводя итоги, президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин заявил, что во Владивостоке удалось собрать все заинтересованные стороны и обсудить спорные вопросы. Он отметил, что РЖД готово максимально пойти навстречу грузоперевозчикам и экспедиторам, если увидит встречное движение (видимо, речь идет о гарантиях, желательно в цифрах, что это привлечет на Транссиб большие объемы грузов). Учитывая это, а также зависимость грузоперевозок от многих участников транспортного процесса, похоже, о "сквозном " тарифе еще договариваться и договариваться.
Тем не менее стоит отметить серьезную попытку "замкнуть" логистическую цепочку: поднимался вопрос о разработке единого формата обработки транспортных документов и управления грузопотоками в России, у азиатских партнеров и в Европе. Работа эта сложная, но неизбежная.
Что касается соединения Транскорейской железной дороги с Транссибом - на политическом уровне этот вопрос решен. Якунин и его корейские коллеги объявили, что приступают к организации пилотного проекта по восстановлению железнодорожного сообщения от станции Хасан до северокорейского порта Раджин. РЖД и КОРЕЙЛ договорились о создании рабочей группы для обмена информацией и согласования вопросов технического, финансового и правового характера.
Рано или поздно реализация этого проекта вызовет переток грузов с морских фидерных перевозок из Пусана в Приморье на Транссиб, но, поскольку конференцию организовали железнодорожники, обсуждение вопроса, который в будущем может обострить их отношения с морскими перевозчиками, не состоялось.
На вопрос о модернизации БАМа президент РЖД ответил, что грузовые потоки на этом направлении полностью обрабатываются. Они могут увеличиться, если начнут реализовываться проекты разработки месторождений и строительства "Транснефтью" нефтепровода с ответвлением на Китай. Тогда-то РЖД этим вопросом и займется. "Все должно соответствовать потребностям", - подытожил президент ОАО "РЖД".
В итоговой декларации участники обязались объединить усилия для развития Транссиба, включая совершенствование инфраструктуры морских портов, таможенной нормативной базы, практики обработки транзитных и внешнеторговых грузов, а также по созданию на узловых участках логистических комплексов с возможным участием зарубежных грузовладельцев и логистиков.
- Мемориал энергетикам – героям Великой Отечественной войны – открыт в России
- ФАС заинтересовался кнопками "ЭРА-Глонасс"
- Сбербанк создает дочернюю компанию Sber Automotive Technologies
- Путин поблагодарил Грефа и Сбербанк за больницу в Тулуне
- Российские спортивные тренеры получат статус педагогов
- В России дорожает авиасообщение
- Сбербанк осуществил самую масштабную за всю историю банка трансформацию
- Сбербанк провёл платёж клиента, находящегося в Северном Ледовитом океане
- Сбербанк профинансировал компании группы "Аэрофлот" на 1,8 млрд рублей по госпрограмме кредитования под 2%
- Сбербанк просит увеличить лимиты госпрограммы поддержки занятости с кредитами под 2%