Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Среда| 05 Февраля, 14:47 |
|
|
Тема номера
|
Дорога на костях
К началу 40-х годов на Колыме было проложено более 1000 км различных дорог, которые связали в единую транспортную сеть все горнопромышленные районы Дальстроя. Маршрут, сформированный в прошлом веке, сохранился до сих пор - это дорога с высотными перевалами и глубокими впадинами, многочисленными крутыми поворотами, прозванными в народе "тещин язык". В то время когда строительство в буквальном смысле велось семимильными шагами, мало думали о том, что сам путь должен быть коротким и удобным - главное было проложить и сдать его как можно быстрее. В результате дорогу часто строили вдоль устьев рек, поэтому она получилась такой длинной и извилистой. Итог таких стахановских методов - путь из точки А в точку Б оказался максимально трудным и изнурительным как для техники, так и для людей. Правда, в 70 - 80-х гг. эту проблему пытались решить, перекроив дорогу в нескольких местах, где путь больше всего напоминал серпантинную ленту, но в целом очертания трассы сильно не изменились.
Именно из-за сложного и извилистого маршрута дороги на Колыме коварны и опасны, ошибки и легкомыслие водителей они прощают редко. Показательный случай произошел 12 января этого года на перевале Гусакова (Тенькинский район). Несмотря на то что из-за обильных снегопадов официально этот участок трассы был закрыт для проезда всех видов транспорта, несколько жителей области все-таки нарушили этот запрет. Неизвестно, на что они надеялись: на русское авось или японские джипы, но в итоге на участке длиной около 10 километров образовалась настоящая пробка из 28 автомобилей, водителям и пассажирам которых пришлось встретить старый Новый год, как говорится, в дороге. Только к обеду 13 января застрявшие в снежных переметах машины удалось вызволить с помощью "Урала", на котором прибыли спасатели.
"Тяжелой технике приходилось работать без остановки, ведь колею могло замести снегом за полтора часа, и водители рисковали уйти в сторону, потеряв направление дороги, которую они расчищали, - вспоминает участник спасательной операции начальник пресс-службы Пожарно-спасательного центра Магаданской области Андрей ТАНИН. - ГАЗ-66, в котором мы дежурили, за ночь оказался в снежном сугробе высотой около метра, и вытащить его удалось только с помощью бульдозера". Конечно же, на Колыме уже были случаи, когда на трассе в снегу застревали автомобили, но так много машин оказались в снежном плену впервые.
9 марта, всего два месяца спустя, плохая погода на другом сложном участке трассы стала причиной еще одной чрезвычайной ситуации. Из-за большого количества снега, выпавшего на Капрановском перевале, на несколько дней оказался заблокированным центр крупного промышленного района области - поселок Омсукчан. По обе стороны перевала скопилось значительное количество машин, доставка людей и жизненно важных грузов по единственному транспортному пути стала невозможной. Постоянный снегопад, сильный ветер и практически нулевая видимость - именно в таких условиях пришлось работать Омсукчанским дорожникам. И вновь только что расчищенная трасса буквально через несколько часов снова покрывалась сугробами. Проложить путь удалось лишь после того, как метель прекратилась.
Все эти факты - яркое подтверждение того, что жизнь на Крайнем Севере действительно экстремальная, а значит, подход к этой территории со стороны федеральных властей должен быть особенным. Тем более это касается дорог, ведь автомобильный транспорт - основной на Колыме.
О создании постоянного транспортного сообщения между Магаданской областью и соседней Республикой Якутия всерьез заговорили еще в 30-х годах прошлого века - дорогу планировали построить уже в третьей пятилетке (1938 - 1942 годы). Кстати, уже тогда параллельно по маршруту автодороги Якутск - Аркагала стояла задача провести и железную дорогу! Для организации изыскательских работ были выделены большие деньги, путь Якутск - Оймякон - Аркагала - Магадан должен был соединить в единую транспортную сеть Северо-Восточную часть огромной страны. К сожалению, эта дорога так и осталась на бумаге: началась Великая Отечественная война, и все работы были приостановлены. "Строительство возобновилось в мирное время. От проекта железнодорожного пути решили отказаться, используя довоенные разработки, построили обычную грунтовую автодорогу длинной более 2000 километров", - рассказывает Александр НАВАСАРДОВ, к.и.н, научный сотрудник Магаданского областного краеведческого музея.
Круглогодичное транспортное сообщение между Якутском и Магаданом действовало вплоть до 90-х годов ХХ века. По этой дороге перевозили горное оборудование, топливо, продовольствие, строительные материалы и многое другое. С развалом Советского Союза и прекращением финансирования несколько размытых участков дороги на территории Якутии так и не были восстановлены. Получилось, что два огромных по площади дальневосточных региона, имеющие общую границу, оказались оторванными друг от друга. Сейчас автотранспорт курсирует только в холодный период по зимнику, а путь между двумя регионами-соседями официально так и называется - "Строящаяся автодорога "Колыма" - "Якутск - Магадан".
Редкое, но запоминающееся упоминание об этом маршруте в центральных СМИ произошло летом прошлого года, когда на Красной площади в Москве стартовал автопробег "Москва - Магадан". Организаторы мероприятия - журнал "За рулем" и Министерство транспорта РФ - задумали на внедорожниках отечественной сборки проехать всю Россию-матушку от столицы до самой Колымы. Предполагалось, испытать четырехколесную продукцию отечественного автопрома, а заодно выяснить, в каком состоянии находятся федеральные дороги в нашей стране. Между прочим, перед стартом чиновники из Росавтодора уверяли, что летом участок "Якутск - Магадан" можно пересечь без особых проблем...
Меньше чем за месяц участники пробега преодолели почти 12 тысяч километров федеральных дорог, побывали в Самаре, Уфе, Челябинске, Тюмени, Улан-Удэ, Чите. В Якутии колонна внедорожников готовилась пройти один из самых сложных участков - переправу через реку Эльгу, однако добраться до нее так и не удалось: уже в 120 километрах от переправы из-за подъема воды в малых реках проезд оказался невозможным. Кроме того, на якутском участке Федеральной трассы "Колыма" порядка 30 километров дороги вообще не имели какого-либо покрытия! Из-за сильных дождей там образовалось болото, непреодолимое для любой техники. Поэтому было принято решение не продолжать движение и прекратить автопробег. Любители экстрима вопреки заверениям чиновников так и не смогли доехать до Магадана. Красноречивые видеокадры, на которых отечественные джипы безуспешно пытаются покорить отечественные дороги, еще долго крутились по центральному телевидению, а впечатленные участники автопробега рассказывали в своих интервью о том, что такую дорогу (а точнее, такое болото) они покоряли впервые.
В газете "Магаданская правда" сообщение о неудавшейся экспедиции вышло под саркастическим заголовком "Бездорожье ударило по автопробегу", хотя если говорить о привлечении внимания к Федеральной автодороге "Колыма", то с этим автопутешественники, безусловно, справились.
Между тем разговоры о необходимости ликвидации грунтовых разрывов на маршруте "Якутск - Магадан" ведутся давно, в том числе на самом высшем уровне. Действительно, было бы бессмысленно ждать высоких темпов экономического и социального роста от области, которая вообще не имеет никакого автотранспортного сообщения с соседними регионами! Дорожная схема на Колыме замкнутая, и количество перевозимых по ней грузов сокращается. "Показатель интенсивности движения транспорта у нас низкий, и он постоянно падает, - говорит начальник Управления федеральных автомобильных дорог по Магаданской области Владимир МАРТЫНЮК. - Если, например, по дорогам Владивостока за сутки проезжает до 30 тысяч автомобилей, то у нас этот показатель не превышает 1000 автомашин".
Причин уменьшения объемов грузоперевозок несколько, но, пожалуй, основные - это сокращение количества золотодобывающих предприятий на территории Магаданской области и расселение неперспективных поселков. "Объемы перевозок упали значительно, - считает генеральный директор ОАО "Автотэк" Виталий ТЕРЕЩУК. - Если раньше, в зимний период, практически весь наш автомобильный парк доставлял на трассу взрывчатку и уголь для золотодобытчиков, то теперь горнодобывающих предприятий стало значительно меньше и работают они в основном летом. Большие надежды мы связываем с Наталкинским месторождением, когда оно будет запущено, возникнет потребность в доставке гораздо большего количества грузов, чем сейчас".
Другой капитальный проект, реализация которого должна дать импульс в развитии не только Магаданской области, но и ее соседей, - строительство так называемого Северного автотранспортного коридора "Омсукчан - "Кубака" - Омолон - Билибино - Комсомольский - Анадырь". Появление этого маршрута позволит вовлечь в эксплуатацию крупные месторождения золота, серебра, меди, молибдена, цинка, железа и свинца, расположенные в восточном районе Колымы. К сожалению, сегодня из-за отсутствия транспортного сообщения и необходимой инфраструктуры разработка этих полезных ископаемых пока невозможна.
...Колымская трасса - это не просто важная для региона дорога. Это Жизнь. Жизнь строителя-заключенного, который умирал летом от жары, выкорчевывая деревья, а зимой погибал от холода, вгрызаясь в вечную мерзлоту. Жизнь дорожника, который в метель расчищает снежные заносы, врача, который мчится на "скорой" в соседний поселок за десятки километров, учителя, везущего ребят в сельскую школу. Чтобы прикоснуться к частичке этой жизни, нужно самому оказаться здесь, проехать несколько километров по трассе, вдохнуть холодный северный воздух и полюбоваться суровой, но красивой природой. Захотелось?
Тогда добро пожаловать к нам, на Колыму!
- Мемориал энергетикам – героям Великой Отечественной войны – открыт в России
- ФАС заинтересовался кнопками "ЭРА-Глонасс"
- Сбербанк создает дочернюю компанию Sber Automotive Technologies
- Путин поблагодарил Грефа и Сбербанк за больницу в Тулуне
- Российские спортивные тренеры получат статус педагогов
- В России дорожает авиасообщение
- Сбербанк осуществил самую масштабную за всю историю банка трансформацию
- Сбербанк провёл платёж клиента, находящегося в Северном Ледовитом океане
- Сбербанк профинансировал компании группы "Аэрофлот" на 1,8 млрд рублей по госпрограмме кредитования под 2%
- Сбербанк просит увеличить лимиты госпрограммы поддержки занятости с кредитами под 2%