Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Четверг| 06 Февраля, 01:52 |
|
|
Тема номера
|
Право лизинга
Рост рынка отражает востребованность данного инвестиционного механизма предприятиями России. Так, по разным оценкам, доля лизинговых операций в общем объеме приобретаемых основных средств составляет около 9-15%. Для Дальнего Востока лизинг - востребованный финансовый продукт. Рядом Япония, Корея, техника и оборудование приходит к нам, как правило, от соседей. "ДК" анализирует предложения на рынке лизинговых услуг.
Лизинг имеет сложную тройственную экономическую основу, неся в себе свойства кредитной сделки, инвестиционной и арендной деятельности. Фактически предприятие получает необходимое финансирование на приобретение основных средств, в течение длительного срока гасит их стоимость, а по окончании действия договора получает право собственности.
Помимо этого, используя этот финансовый инструмент, предприятие получает ряд налоговых льгот, которые предусмотрены законодательством. В частности, за счет отнесения всех расходов по лизинговой сделке на себестоимость уменьшается налог на прибыль, при расчете налога на имущество используется коэффициент ускоренной амортизации, тем самым налог сокращается в три раза, а также предприятие имеет возможность поставить сумму НДС по договору лизинга к зачету. Таким образом, используя лизинг, можно сэкономить на налогах 15-20% по сравнению с использованием других схем финансирования.
Основополагающими нормативными документами, регулирующими лизинговые правоотношения на территории РФ, в настоящее время являются Гражданский кодекс РФ и ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" от 29 октября 1998 года №164-ФЗ с изменениями и дополнениями от 29 января 2002 года.
Лизинг Дальнего Востока имеет ряд собственных характеристик и особенностей, отличающих его от общероссийского. Так, в целом по стране основная доля нового бизнеса в 2006 году пришлась на лизинг железнодорожного тягового и подвижного состава. Подобная тенденция не прослеживается на Дальнем Востоке. Причина неразвитости данного рынка состоит в первую очередь в отсутствии спроса. К сожалению, логистический рынок у нас не представлен крупными операторами. Но следующий сегмент рынка, такой как лизинг грузового и легкового автотранспорта, который в России наравне с железнодорожным почти удвоил свою долю по сравнению с 2005 г. и в совокупности составил более 50% рынка, занимает одну из лидирующих позиций именно на Дальнем Востоке. Данное соотношение характерно для многих стран с развитым рынком лизинга.
Наиболее популярными предметами лизинга в регионе, по оценкам работающих здесь лизинговых компаний, являются оборудование, тяжелая техника (строительная, лесозаготовительная и т. д.), легковые автомобили. По экспертным оценкам, в структуре портфеля лизинговых компаний значительную долю - до 20% - составляют сделки по приобретению легковых автомобилей. И этот предмет лизинга становится все популярнее, что неудивительно - данное имущество имеет высокую ликвидность, отсутствуют сложности по его реализации с технической точки зрения (не требуется демонтаж, как в случае с оборудованием).
Лизинг автомобилей очень удобен предприятиям скоростью оформления, минимальным первым взносом и адекватным сроком. Появившиеся в последние годы в регионе представительства мировых автоконцернов - "Ниссан", "Рено", "Мерседес" - в стратегии продаж делают ставку именно на лизинг. По оценкам лизинговых компаний, из модельного ряда наибольшим спросом пользуются дорогостоящие джипы.
При этом наиболее неосвоенной формой лизинга на Дальнем Востоке на сегодняшний день является прямой финансовый лизинг недвижимости. По неофициальным данным, указанный финансовый инструмент занимает очень небольшой процент от всего объема договоров (1-2 сделки во Владивостоке за 2006 г.). Хотя данный вид лизинга обойден вниманием не заслуженно.
По мнению Ирины ПЛАКСИНОЙ, генерального директора "Альянс - Лизинг Владивосток", лизинг недвижимости перспективен и выгоден для лизингополучателя, поскольку он позволяет ускорить амортизацию и снизить расходы на имущество. И надо отметить, что у лизинга недвижимости весьма хорошие перспективы.
Очевидной тенденцией 2005-2006 года стал рост цен на недвижимость. На этом фоне произошел бурный всплеск спроса на ипотечное кредитование, и сегодня практически все банки предлагают программы кредитования физических лиц на покупку жилья. Вместе с тем спрос на покупку коммерческой недвижимости с использованием заемных средств не менее высок, но вот предложение финансовых институтов в этой области ограничено. Сегодня наиболее эффективное решение этого вопроса для предпринимателей и организаций - приобретение недвижимости в лизинг.
Сделка по лизингу недвижимости ничем не отличается, с точки зрения формы, от приобретения по этой схеме техники или оборудования. Клиент выбирает объект недвижимости, обращается в лизинговую компанию с заявкой на финансирование и подписывает договор лизинга. В рамках договора клиент регулярно вносит платежи, и по окончании срока лизинга право собственности на недвижимый объект переходит к клиенту.
"Несмотря на очевидную простоту и выгодность такой сделки, лизинг недвижимости развивается не так быстро, как ипотека. Это напрямую связано с рядом нормативно-правовых ограничений, которые касаются в первую очередь невозможности приобретения в лизинг земли под отдельно стоящим объектом, отсутствия четкого порядка регистрации сделки лизинга, а также применения лизинга только к введенным в эксплуатацию объектам. - Считает начальник отдела маркетинга ЗАО "ДельтаЛизинг" Валентина ПОЛЯКОВА. - Помимо этого существуют рыночные реалии - непрозрачная рыночная история объектов недвижимости, заниженная стоимость и общий дефицит современных объектов недвижимости на рынке. Эти факторы сдерживают развитие лизинга недвижимости как эффективного инвестиционного механизма. Свою негативную роль играет также отсутствие доступной информации о приобретении недвижимости в лизинг".
Тем не менее, по словам Михаила КУЗИНА, главного менеджера ЗАО "Яков Семенов", у лизинга недвижимости уже сегодня есть масса возможностей. Так, выкупить объект недвижимости досрочно поможет ускоренная амортизация (с коэффициентом до 3-х), которая разрешена к применению в случае финансовой аренды (лизинга). Возможен такой вариант: оставшийся срок до списания здания (сооружения) по бухгалтерскому учету - 21 год. Если здание передать в лизинг, то его можно списать за 7 лет (21/3). И к концу срока лизинга клиент получает здание на свой баланс (если стояло на балансе лизингодателя) по нулевой стоимости и, соответственно, уже не платит налогов, связанных с владением таким имуществом.
На Дальнем Востоке досрочный выкуп объекта лизинга популярностью не пользуется, а вот в центральной России многие лизинговые компании к договору прилагают график досрочного выкупа.
Практически все специалисты лизинговых компаний отмечают сложности, с которыми им приходится сталкиваться при регистрации договора лизинга в Центре регистрации недвижимости. Дело в том, что по закону сначала заключается договор лизинга, а потом договор купли-продажи.
Есть свои преимущества у так называемого оперативного лизинга, который также активно предлагают дальневосточные компании. Он отличается от финансового тем, что договор чаще всего заключается на срок, который намного меньше срока амортизации, но главное его отличие - право собственности на имущество лизингополучателю не переходит. То есть фактически это просто аренда. Она удобна в первую очередь предприятиям, которые выполняют широкий спектр различных работ по срочным контрактам. В частности, строители, которым нужен, условно говоря, башенный кран только для строительства одного объекта и покупать его смысла нет. Либо крупной организации, у которой нет желания содержать серьезный автопарк, вместе с тем необходимость в нем есть. В результате использования оперативного лизинга предприятие снимает с себя всю головную боль по эксплуатации предмета лизинга (страховка, техобслуживание, хранение и проч.).
Оперативный лизинг выгоднее и удобнее в тех отраслях, где применяется высокотехнологичное оборудование, которое устаревает за 2-3 года, и его не выгодно покупать. Также к нему прибегают предприятия, сомневающиеся в финансовых возможностях в будущем.
Среди предложений лизинговых компаний на дальневосточном рынке можно встретить и еще один вид лизинга - так называемый возвратный. Он используется тогда, когда предприятие приобрело основное средство, но лишилось при этом оборотных средств. В такой ситуации вновь приобретенное имущество продается лизинговой компании, при этом физически оно остается на месте. Компания-клиент получает деньги на развитие и использует свое же оборудование.
Как рассказал "ДК" управляющий хабаровским филиалом банка "ВТБ" Евгений ОРЛОВ, специалисты филиала уже реализовали ряд сделок возвратного лизинга с разнообразными объектами. Так, сделка, объектом которой стала производственная недвижимость для ООО "Дальмашлизинг" и ООО "Старательская артель "Чэатын", явилась в Хабаровском крае первой в своем роде. Схема реализации аналогична традиционному финансовому лизингу, с одним отличием: компания - продавец объекта лизинга одновременно является его покупателем.
Со своей стороны отметим: поскольку право собственности на обеспечение принадлежит лизинговой компании, такой способ финансирования является менее рискованным для нее, а за счет оптимизации налогообложения - значительно более выгодным для клиента, чем кредит. На это обратили внимание многие лизинговые компании, подобные услуги предоставляют "ДельтаЛизинг", "Дальневосточная лизинговая компания", SALCO, "ЛизинПромХолд", "Яков Семёнов", ООО "Альянс - Лизинг Владивосток". Как замечает Алексей ДЕМЕНТЬЕВ, генеральный директор "Дальневосточной лизинговой компании", в последнее время наблюдается увеличение количества сделок именно возвратного лизинга.
- Мемориал энергетикам – героям Великой Отечественной войны – открыт в России
- ФАС заинтересовался кнопками "ЭРА-Глонасс"
- Сбербанк создает дочернюю компанию Sber Automotive Technologies
- Путин поблагодарил Грефа и Сбербанк за больницу в Тулуне
- Российские спортивные тренеры получат статус педагогов
- В России дорожает авиасообщение
- Сбербанк осуществил самую масштабную за всю историю банка трансформацию
- Сбербанк провёл платёж клиента, находящегося в Северном Ледовитом океане
- Сбербанк профинансировал компании группы "Аэрофлот" на 1,8 млрд рублей по госпрограмме кредитования под 2%
- Сбербанк просит увеличить лимиты госпрограммы поддержки занятости с кредитами под 2%