Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Среда| 05 Февраля, 23:04 |
|
|
Тема номера
|
Абсолютная гарантия есть
Доверительный настрой между участниками встречи сложился буквально сразу. Сергей Борисович поздоровался с каждым за руку, обойдя неспешно просторный круглый стол.
Первое слово было предоставлено Камчатке. И свой вопрос "ДК" акцентировал на проблеме использования для ремонта гражданских рыболовецких судов военной судоверфи "Горняк". Отвечая на него, высокий гость как бы невзначай сделал ряд заявлений, которые, надо полагать, заставили понервничать дипломатов и политиков. Сергей Иванов сказал: "Все проблемы - с точки зрения флота - не там (имея в виду запад), а здесь. С кем нам воевать на западе? Конечно, там НАТО, но у нас с НАТО не такие уж плохие отношения, там выработана система договоренностей, механизмы, которых абсолютно нет в Тихоокеанском регионе. Здесь, в отличие от запада страны, для России рисков больше. Это конфликтно опасный регион, и не потому, что мы обязательно ввяжемся или хотим ввязаться в возможные конфликты. Здесь присутствуют такие сильные страны, как Китай, Япония, США, Корея, и нет абсолютно никаких правил игры".
Касаясь судьбы военных судоверфей, Сергей Иванов признал, что последние 15 лет отрасль выживала только за счет военных заказов, не развиваясь абсолютно. В итоге она полностью утратила какие-либо перспективы для гражданского судостроения. Рассчитывать, что в этих условиях частный бизнес пойдет в отрасль, которая требует огромных капиталовложений, бессмысленно. Это касается и конкретно ЗАТО "Горняк".
Судостроительная отрасль в России на сегодня запущена до такой степени, отметил далее Иванов, что страна оказалась в этой области совершенно неконкурентоспособна. У нас нет ни одной верфи, способной построить корабль водоизмещением больше 80 тыс. тонн. Мы не в состоянии строить дешево, отчего российские перевозчики стремятся размещать заказы в Корее и Китае. Ситуация по-настоящему удручающая, поэтому государство и пошло на создание судостроительной корпорации.
"Сейчас мы оцениваем все военные заводы и смотрим, что там лишнее", - говорит Иванов. - Мощности многих государственных верфей, в том числе судоремонтных, задействованы не более чем на 15%, все остальное - мелкий бизнес, торговля, баньки. Это все непрофильные активы, которые будут вычищаться. Останется земля и оборудование, а далее начнется реструктуризация. Ее планируется начать с акционирования, на что может уйти года два".
Руководство страны видит будущее судостроительной отрасли в производстве специализированных судов, где нужны новые знания и новейшие технологии. Но строить новые военные лодки в двух местах, т. е. на севере России и на Дальнем Востоке, экономически невыгодно, считают в руководстве страны. Инжиниринговый центр будет один - в Санкт-Петербурге, а строить будут там, где дешевле. У Дальнего Востока вырисовываются перспективы строительства платформ, химовозов и газовозов, которые в стране до сих пор не строили.
На вопрос, будет ли Тихоокеанский флот переформировываться во флотилию, Сергей Иванов ответил, что это просто слухи: "Мы думаем о Тихоокеанском флоте, без риска ошибиться могу сказать, что он будет главным российским флотом в XXI веке. В настоящее время все ядерные силы Тихоокеанского флота базируются в Вилючинске на Камчатке, куда вскоре поступят новые стратегические ракетоносцы, надводные корабли останутся во Владивостоке.
Заметив готовность высокого гостя отвечать на все вопросы без ограничений, журналисты старались получить максимум информации. Мастерское жонглирование цифрами, фактами, воспоминаниями и прогнозами длилось около двух с половиной часов. Наряду с прочими был задан вопрос о проблеме арестованных рыбодобывающих судов и отсутствии правовых механизмов для определения их дальнейшей судьбы.
По информации пограничной службы с начала текущего года под арестом на рейде только порта Петропавловска находилось 21 судно. На многие месяцы пароходы и их экипажи брошены на волю волн и штормов. Люди, не имея права выйти на берег, остаются на борту без топлива, пищи, а порой и воды. Отмечены случаи, когда корабли были выброшены штормом на берег и разрушены. Сергей Борисович охотно поддержал тему, подтвердив, что это уже не единичные случаи и необходимы новые подходы в законодательстве для решения таких проблем. "Судья первой инстанции должен определять судьбу судна в самые кратчайшие сроки - день-два, - рассуждал он, но ни в коем случае не творить беззакония, только суд может решить, виновен судовладелец или нет. Право на апелляцию остается. Апеллируй, пожалуйста. Но при этом решение суда выполняется. Вот, допустим, решением Камчатского суда судно конфисковано и завтра выставляется на торги. Если хозяину удается доказать неправомерность этих действий, то государство впоследствии должно компенсировать его потери".
Разговор коснулся и ставшей резонансной после визита на Камчатку премьера Михаила ФРАДКОВА темы отсутствия рыбопродукции на российских прилавках.
Первый вице-премьер продемонстрировал глубокое знание и этой проблемы, сообщив, что рыбаков "шмонают" тринадцать инстанций: пожарники, милиция, пограничники и т. д. И всем чего-то надо. "Время идет, а рыба портится, необходима система "одного окна", - отметил он. - Порядок надо наводить только через экономику. У нас уже есть успешные предприятия. Так, в Европу рыбопродукция поставляется с Южных Курил. Современное производство позволяет не прессовать рыбу, как мы обычно делаем, а замораживать в специальных камерах с воздушным обдувом. Вкус у такой рыбы совершенно другой. И все больше появляется людей, готовых платить дороже за высококачественную продукцию".
Говорили о том, как выжить Дальнему Востоку, о демографической проблеме, нехватке кадров. О том, что региону нужны субсидии и дотации, без которых ему не выжить. Что невозможно заселить эти места при помощи одних административных методов. Для привлечения сюда молодых квалифицированных специалистов необходимы преференции, нужна внятная межбюджетная и миграционная политика.
В продолжение темы на вопрос Иванова к журналистам: "Куда вы ездите отдыхать?" последовало дружное "в Китай". "А мы хотим, чтобы вы ездили отдыхать в собственную страну", - сказал он. И далее дал пространный анализ системы экономических механизмов для снижения транспортных расходов. К новым подходам в этой области первый вице-премьер отнес формирование в авиации системы хабов, крупных авиаузлов, на которые могли бы замыкаться 6-7 субхабов. На них должен идти набор пассажиров и осуществляться доставка их к хабу, как основному месту вылета. В авиатранспортную концепцию включается одним из важнейших элементов малая авиация, призванная сократить убийственные для экономики расстояния между центральными городами и малыми населенными пунктами. Эта миссия будет возложена на отечественные модели самолетов, марки Ан-148 и Сухой-80.
Был задан и вопрос о судьбе иномарок с правым рулем. Сергей Иванов с удовольствием обсудил преимущества иномарок, заметив при этом, что отечественный автопром идет по пути использования комплектующих от известнейших мировых производителей. При этом первый вице-премьер не против иномарок, в том числе и с правым рулем, но его позиция такова: "Ваши технологии в обмен на наш рынок".
Между делом наш высокопоставленный собеседник развеял слухи о себе, как о преемнике президента: "Эти вопросы уже стали привычными, хотя иногда психологически раздражают? Меня всегда поражает, когда при этом ссылаются на публикации. Я, как разведчик с 24-летним стажем, таких публикаций сотню сделаю, если надо! "
Вопросы сыпались наперебой и в лаконичной форме. Ответы следовали в неспешной вдумчивой манере, доброжелательная улыбка на подвижном лице, манеры преподавателя высшей школы (разведки), несокрушимая уверенность в себе. И вот только... или показалось? На вопрос, имеются ли надежные гарантии того, что обсуждаемые мегапрограммы, астрономические суммы, захватывающие проекты будут действительно исполнены, он ответил: "Абсолютная гарантия есть! Принят закон о бюджете на три года". И в то же время: "Гарантия - в разуме. В прагматизме. Решать буду не я, а вы. Скоро выборы в Госдуму".
И в заключение: "В Вооруженных силах работает система приказов. Их выполняют. На гражданке все по-другому: все кивнули головой... и всем по барабану".
- Мемориал энергетикам – героям Великой Отечественной войны – открыт в России
- ФАС заинтересовался кнопками "ЭРА-Глонасс"
- Сбербанк создает дочернюю компанию Sber Automotive Technologies
- Путин поблагодарил Грефа и Сбербанк за больницу в Тулуне
- Российские спортивные тренеры получат статус педагогов
- В России дорожает авиасообщение
- Сбербанк осуществил самую масштабную за всю историю банка трансформацию
- Сбербанк провёл платёж клиента, находящегося в Северном Ледовитом океане
- Сбербанк профинансировал компании группы "Аэрофлот" на 1,8 млрд рублей по госпрограмме кредитования под 2%
- Сбербанк просит увеличить лимиты госпрограммы поддержки занятости с кредитами под 2%