Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Пятница| 22 Ноября, 05:25 |
|
|
Тема номера
|
Сейчас мало кто может себе позволить образование ради образования
- Геннадий Иннокентьевич, на ваш взгляд, на сегодняшний день рынок образовательных услуг на Дальнем Востоке уже сформировался? Насколько он насыщен, есть ли свободные ниши?
- В целом рынок сформирован, на нем четко обозначены отдельные бренды, связанные, как правило, с названиями вузов. Людям, работающим в сфере образования, давно известно, что наш потребитель чаще всего выбирает именно вуз, а не специальность, в соответствии со своими предпочтениями и симпатиями. Насчет насыщенности рынка - оценка противоречивая. С одной стороны, на Дальнем Востоке и в Приморье, в частности, а также, например, в Хабаровске, на Сахалине формально предложение превышает спрос, и вузам начинает отчаянно не хватать абитуриентов. Отсюда активный поиск вузами новых ниш, привлечение новых групп клиентов и открытие новых направлений деятельности (довузовское образование, дополнительное образование взрослых и детей, второе образование, развитие новых форм обучения и т.п.).
Большинство вузов, конкурируя друг с другом, предлагают примерно одинаковый набор программ, реализуемый примерно в одинаковых условиях, одного уровня и с формальной точки зрения, и с точки зрения качества. Даже преподавательский состав в масштабах одного города на аналогичных программах разных вузов работает примерно один и тот же. В то же время у нас на дальневосточном образовательном рынке практически полностью отсутствует предложение программ высокого уровня, образовательных продуктов "бизнес-класса". Хотя сказать, что сегодня эта ниша полностью свободна, было бы тоже не совсем правильно: свято место пусто не бывает. Дальневосточный бизнес в последние годы достиг такого уровня, когда новые эксклюзивные знания и компетенции руководителей и персонала становятся необходимым условием конкурентоспособности. Отчаявшись удовлетворить эту потребность в регионе, многие фирмы проложили дорогу в Москву, где их сотрудники успешно получают степень МВА, магистерские дипломы и реальное повышение квалификации. Поэтому дальневосточным вузам, которые попытаются войти в эту нишу, придется столкнуться с серьезной конкуренцией.
- Сегодня уже очевидно, что в ближайшей перспективе вузы столкнутся с недостатком абитуриентов. Это обострит конкуренцию. Какие основные позиции вы развиваете, чтобы достойно соперничать на рынке с коллегами, университетами классического типа?
- Основные преимущества ВГУЭС - условия реализации программ обучения, инновационный подход и к содержанию, и к форме занятий. То есть успешно конкурировать нам позволяет качество наших программ и качество самого вуза. Конкуренты часто критикуют нас за то, что мы уделяем много внимания "внешнему антуражу", созданию комфортной учебной среды. Но для нас это не желание пустить пыль в глаза, а совершенно принципиальная позиция. Мы исходим из того, что будущая интеллигенция, кадры для экономики региона, которые взращиваются в университете, должны получать не только профессиональные знания, но и формировать во время учебы общий уровень культуры, требований к среде деятельности, знать и уметь использовать новейшие достижения и технологии. Например, абсурдно в современном мире не знать и не уметь пользоваться ресурсами Интернета для профессиональной деятельности. Поэтому студенты с первых дней пребывания в вузе начинают учиться пользоваться электронными ресурсами, доступ к которым предоставлен в библиотеке ВГУЭС. Большинство информации об обучении (расписание занятий и консультаций, текущую успеваемость, методические материалы) студенты получают на университетском интернет-портале, в традиционном "бумажном" виде она не предоставляется.
Во ВГУЭС образовательный процесс для абсолютно всех студентов организован так, чтобы целенаправленно формировать у них такие важнейшие для любого профессионала качества, как самостоятельность, ответственность, целеустремленность, умение принимать обоснованные решения. Например, рейтинговая система оценки знаний позволяет студенту самостоятельно планировать собственный образовательный результат, осуществлять эффективный самоконтроль и достигать успеха в обучении. Немаловажным нашим преимуществом является и то, что все студенты, независимо от специальности, получают помимо Госстандарта пакет дополнительных программ, направленных на формирование ключевых знаний, навыков и компетенций успешного профессионала: информационная компетентность, технология карьеры, корпоративная культура, предпринимательская компетентность. Эта подготовка нужна сегодня всем, независимо от профиля и сферы деятельности.
Что касается содержания обучения и форм учебной работы, то несколько последних лет основой образовательной политики вуза мы сделали ориентацию на реальную потребность рынка труда и связь с работодателями. Привлекаем к проведению занятий, подготовке и оценке курсовых и дипломных работ специалистов-практиков.
Именно в таком подходе к подготовке, по нашему мнению, сила наших выпускников, а следовательно, конкурентоспособность ВГУЭС.
- Как открываются новые специальности? Насколько глубоко приходится "прорабатывать" рынок спроса? Кстати, рыночный спрос - это ведь такая подвижная вещь, изменчивая. Что стоит во главе угла - востребованность выпускника сегодня и в перспективе либо возможность вуза заработать сейчас?
- Открытие новой специальности, любой новой программы мы рассматриваем как очень ответственный шаг, и каждая такая идея проходит во ВГУЭС очень серьезную экспертизу. Безусловно, важной частью экспертизы является исследование рынков: рынка образовательных услуг и рынка труда для будущих выпускников программы. Кроме этого проводится детальная и беспристрастная оценка наших возможностей: необходимо честно ответить самим себе на вопросы, сможет ли наш вуз обеспечить высокое качество открываемой программы, сделать ее конкурентоспособной и востребованной и какие дополнительные усилия и ресурсы необходимы. Если мы не убеждены в необходимости программы, в нашей возможности сделать ее лучше, чем другие вузы, мы не беремся за нее. Этот принцип незыблем, он действует во ВГУЭС достаточно давно и вынесен нами из собственного опыта.
Что касается "заработать", то на сегодняшнем рынке услуг по-настоящему "заработать" можно не предлагая аналогичную другим услугу, а принципиально меняя условия игры. Поэтому ВГУЭС, как игроку рынка, интересны только те новации, в которых мы имеем высокий шанс стать безусловными лидерами. За принятием принципиального решения об открытии программы следует целый комплекс мероприятий по подготовке к открытию: это и усиление кадрового обеспечения, и подготовка методической базы, баз практик, необходимых лабораторий, специальных помещений и т.п.
- Должен ли, по вашему мнению, вуз заботиться о трудоустройстве выпускников или его задача заключается только в том, чтобы дать качественное образование?
- Почему никому не приходит в голову задавать вопрос, должен ли, например, молокозавод заботиться о сбыте своей продукции? На сегодня вузы существуют в том же мире рыночных отношений, что и все остальные. Модель университета монастырского типа, как отвлеченно существующего храма абстрактного знания, сегодня не востребована нигде в мире, и в России тоже. Вуз, выпускники которого не имеют возможности трудоустроиться, просто не сможет существовать, т.к. в него никто не станет поступать. Сейчас мало кто может себе позволить образование ради образования, абитуриентов и их родителей, заказчиков программ волнует в первую очередь, где будущий выпускник будет работать и каковы его шансы получить престижную высокооплачиваемую работу с дипломом данного вуза по данной специальности.
И что значит "качественное образование"? Качество понимается в современном мире прежде всего как соответствие требованиям потребителя. Если наша образовательная услуга не удовлетворяет потребителя (а в качестве потребителей можно рассматривать и самого студента, повышающего через образование собственную капитализацию, и его работодателя, желающего получить хорошо подготовленного сотрудника), то каким бы прекрасным ни было ее исполнение, качественной ее назвать будет нельзя. Для ВГУЭС забота о трудоустройстве выпускников, а также об их успешности является одним из главных приоритетов.
Много лет в нашем вузе успешно работает специализированный центр "Старт-карьера". Это не аналог агентств по трудоустройству, хотя и прямым трудоустройством этот центр занимается тоже. Уже с первого курса мы начинаем работать со студентами по формированию их карьерной компетенции.
Проводится модульный курс "технология карьеры", где все студенты получают знания и навыки по эффективному трудоустройству, планированию своей карьеры. Центр "Старт-карьера" помогает студентам найти временную работу на период обучения в вузе - это важно для приобретения опыта. Кроме того, все наши кафедры вовлечены в проблему трудоустройства и профессиональной успешности своих выпускников: уровень трудоустраиваемости выпускников является одним из важнейших показателей деятельности кафедр, от которого зависит в том числе и заработная плата на данной кафедре. По нашим исследованиям, из 100 выпускников ВГУЭС 85-89 находят работу по специальности в течение полугода после получения у нас диплома. Треть из них имеет постоянное место работы уже к окончанию вуза. Таким образом, успешность наших выпускников - это всеобщая идеология ВГУЭС.
- Вузы сегодня остаются государственными, при этом они тоже живут в условиях рынка, и им нужно совершенствовать не только систему образования, но и систему управления. Во ВГУЭС успешно работают новые управленческие технологии. Насколько сложно внедрить современные системы в таком довольно консервативном учреждении, как вуз?
- Современная и даже во многом опережающая система управления - одна из наиболее сильных сторон ВГУЭС. Руководители многих вузов страны, в том числе ведущих, нередко обращаются к нам, изучают наши наработки. Действительно, вузовский консерватизм является серьезным препятствием для управленческих инноваций. ВГУЭС в этом смысле повезло больше, чем другим: вуз молодой (в 2007 г.ему исполняется всего 40 лет - для вуза это не возраст), средний возраст сотрудников - 43 года. Поэтому закостенелости, которую с таким огромным трудом и не всегда успешно приходится преодолевать другим учебным заведениям с более патриархальными традициями, у нас просто не было. И надо отметить, что основную массу сотрудников ВГУЭС отличает достаточно высокая готовность к изменениям. Все это помогло нам быстрее и раньше, чем другим, построить современную эффективную систему управления, и в этом тоже состоит существенное конкурентное преимущество ВГУЭС.
- Вузы выставляют совершенно разный ценник на одни и те же специальности. Из чего складывается стоимость обучения? И всегда ли цена соответствует качеству?
- Сложный вопрос. Начнем с того, что сегодня пока нет устоявшихся и общепринятых методов расчета себестоимости образовательных услуг. Но можно достаточно уверенно констатировать, что основные статьи расходов - это прежде всего заработная плата преподавателей и персонала, расходы на материально-техническую базу. Фактически сегодняшние цены на образовательные услуги складываются не столько на основе расчетов, сколько под влиянием конъюнктуры, рыночного спроса. И если вуз ставит достаточно высокую ценовую планку, это свидетельствует о его достаточно уверенной позиции в этой нише. Многие вузы ведут целенаправленную ценовую политику. Например, принципиальная позиция вуза может заключаться в том, чтобы держать самую высокую или самую низкую цену среди конкурентов. Что касается ВГУЭС, у нас тоже есть позиция в этом вопросе. Мы считаем, что обеспечение доступности образования - это социальная миссия вуза. Поэтому видим свою задачу не в том, чтобы бесконечно взвинчивать цены, а в том, чтобы постоянно совершенствовать свою деятельность, искать пути снижения издержек при одновременном повышении качества, тем самым оптимизируя свои расходы и делая стоимость программ доступной для большинства населения. Кроме того, пока нам удается ежегодно увеличивать количество бюджетных мест, несмотря на то, что в целом по России общее количество бюджетных мест в последние годы сокращается.
- Мемориал энергетикам – героям Великой Отечественной войны – открыт в России
- ФАС заинтересовался кнопками "ЭРА-Глонасс"
- Сбербанк создает дочернюю компанию Sber Automotive Technologies
- Путин поблагодарил Грефа и Сбербанк за больницу в Тулуне
- Российские спортивные тренеры получат статус педагогов
- В России дорожает авиасообщение
- Сбербанк осуществил самую масштабную за всю историю банка трансформацию
- Сбербанк провёл платёж клиента, находящегося в Северном Ледовитом океане
- Сбербанк профинансировал компании группы "Аэрофлот" на 1,8 млрд рублей по госпрограмме кредитования под 2%
- Сбербанк просит увеличить лимиты госпрограммы поддержки занятости с кредитами под 2%