Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Пятница| 22 Ноября, 04:01 |
|
|
Тема номера
|
Будьте как дома!
Весь гостиничный фонд Дальнего Востока объединяет одна общая черта - социалистическое прошлое. От него осталось в наследство немало гостиниц. Все они лишены каких-либо архитектурных изысков и смелых дизайнерских решений, представляют собой однотипные, безликие, как правило, многоэтажные постройки. Несмотря на то что каждая из них прошла реконструкцию, вид они имеют скромный, а возможности планировки - достаточно ограниченные. Поэтому в настоящее время в основной своей массе это так называемые некатегорийные гостиницы, или получившие категорию "2 звезды". Вместе с тем большинство из них неплохо себя чувствует в своем ценовом сегменте, поскольку недорогие гостиницы всегда востребованы.
Другую условную группу предприятий дальневосточной гостиничной отрасли представляют помещения, построенные с нуля. Таких в регионе уже довольно много, и большинство из них возникло полностью или частично на средства иностранных инвесторов. В последнее время тенденцию по строительству новых гостиниц различного масштаба подхватил и отечественный бизнес.
Отдельно от всех групп предприятий стоят гостиницы дореволюционной постройки. Например, "Версаль" во Владивостоке или "Чуринъ" в Благовещенске. Так, "Версаль" был возведен в 1909 г. и в советские времена носил название "Челюскин". Сегодня, восстановленный после пожара силами ОАО "Дальневосточное морское пароходство" и японских бизнесменов, он, по мнению специалистов в области туризма, являет собой не столько место размещения, сколько памятник истории и архитектуры.
Уровень гостиниц у нас, как и в большинстве стран, определяется присвоенной категорией, обозначаемой звездами - от одной до пяти. Как рассказал руководитель органа по сертификации услуг - "Приморского центра сертификации и качества" Альберт КАРЕЛИН, "в настоящее время в России действуют три системы классификации гостиниц на категорию. Во-первых, это система сертификации ГОСТ Р, когда соответствие гостиниц категории определяют по сертификации на местах. В Приморском крае - это наш центр. Во-вторых, система добровольной сертификации средств размещения на категорию, осуществляемая ВНИИ - органом по сертификации, расположенным в Москве. И, наконец, в-третьих, - государственная классификация гостиниц, где звёзды присваивает комиссия при Федеральном агентстве по туризму. Все системы являются добровольными, т.е. гостиницы сами решают вопрос о прохождении сертификации. Однако при этом гостиницам рекомендуется пройти сертификацию на соответствие требованиям ГОСТ Р 51185 - 98 на безопасность услуг гостиницы. Лицензирование же гостиничной деятельности отменили еще в 2002 г.".
Теперь система добровольной сертификации предусматривает категорию "гостиница без звезды". Но, несмотря на это, по утверждению экспертов, основными игроками на рынке являются все-таки гостиницы, которые прошли сертификацию на категорию и получили "звезды". Некоторые этого сделать не смогли. Что же берется за критерий оценки на звездность? Как объяснил Альберт Карелин, по системе добровольной сертификации за основу берутся минимальные требования по принципу "есть - нет" и оценка по 5-балльной шкале. Что это значит? Сначала определяется, например, есть ковровое покрытие или нет. Если есть, то в каком состоянии: если оно новое, получает высшую оценку; удовлетворительную - если есть пятна, незаметные на первый взгляд; неудовлетворительную - если видно, что покрытие грязное, прожженное. И так по всем пунктам. Учитывается также наличие дополнительных услуг. К слову, уже оцененная гостиница может повысить свою категорию, если устранит отмеченные в ходе сертификации недостатки. Тогда на следующей сертификации оценка предприятия повысится.
Однако, по утверждению руководителя центра сертификации, есть такие недочеты, устранить которые практически невозможно. Например, владивостокский отель "Хёндэ" не получил 5 звезд по двум причинам, которые вряд ли исправит. Во-первых, у него площадь номеров меньше, чем нужно 5-звездной гостинице. Во-вторых, пол в ванных комнатах - без подогрева.
Дальневосточный гостиничный бизнес география условно поделила на две части. На тех, кто близко к китайской границе, и на остальных. К первым относятся те, кто работает в Приморском, Хабаровском крае, Амурской области и Еврейской автономной. Поэтому из всей массы туристов здесь преобладают китайцы. Так, в Хабаровском крае в 2004 г. туристы из КНР составили 44,6%, в Приморском крае - 78%, в Амурской области - 98%.
В последнее время контингент китайских туристов качественно меняется. Если раньше Дальний Восток практически всегда посещали граждане Поднебесной по профсоюзной линии, то теперь нас посещают все чаще богатые туристы из южной части Китая. Как отметил начальник отдела туризма департамента экономического развития и внешних связей администрации Амурской области Александр ЗЮЗИН, "некоторые из них позволяют себе за 2 дня пребывания в Благовещенске спустить в местных казино около $ 200 тыс.". Цели посещения региона просты. С одной стороны, посмотреть, как полагают китайцы, на свою территорию, которую временно заселяют россияне. С другой - что, пожалуй, их привлекает больше - "запретные плоды": казино и проституция, карающиеся на родине смертной казнью.
Тем не менее туристов из КНР скромного достатка все еще достаточно. Многозвездные отели для большинства таких не по карману. Сегодня они в основном занимают низкокатегорийные или "беззвездные" предприятия. С другой стороны, учитывая своеобразную культуру поведения граждан Поднебесной в общественных местах и средствах размещения, владивостокские гостиницы условно разделились на два лагеря. На тех, кто принимает китайских туристов, и тех, кто категорически отказывается.
В то же время китайский туризм наметил в регионе, мягко говоря, не очень полезную для дальневосточной экономики тенденцию. Как рассказал Альберт Карелин, в последнее время создаются целые комплексы по обслуживанию исключительно туристов из КНР. Схема проста: некая туристическая фирма устанавливает связи с китайскими турагентствами по приему их туристов. Селит в созданной специально для них гостинице, кормит в своем же ресторане, водит в свое же казино. Яркий пример - гостиничный комплекс "Цзинь Лун" во Владивостоке.
Тем не менее гостиничный бизнес Дальнего Востока пытается развиваться и по другим направлениям. Во многих субъектах построены современные отели, отвечающие международным требованиям, с широким спектром дополнительных услуг. Хотя из всех гостиниц региона категорию "5 звезд" получило только одно гостиничное предприятие - гостиница "Али" в Хабаровске, столице федерального округа. Как утверждает менеджер гостиницы "Али" Светлана КОЛОДКИНА, "мы не подвержены влиянию туристского сезона, потому что основные наши клиенты - бизнесмены, VIP-персоны, одним словом, богатые люди. Поэтому, хотя по сравнению с другими предприятиями расценки у нас, конечно, высокие, среднегодовая заполняемость составляет приблизительно 60%.
Гостиниц с категорией "4 звезды" в регионе также ничтожно мало. С другой стороны, отсутствие звезд не означает то, что гостиница не может обеспечить соответствующий уровень услуг. Например, в Сахалинской области возведено несколько современных отелей высокого уровня. Но, как отмечает и. о. начальника Комитета по промышленности и торговле администрации Сахалинской области Тамара ПАХОМОВА, "из-за отдаленного расположения и достаточно дорогостоящей процедуры в области ни одной гостиницей не проведена аттестация в соответствии с государственной системой классификации гостиниц и других средств размещения".
3-звездные гостиницы, по мнению Альберта Карелина востребованы в настоящее время наиболее всего. С одной стороны, они относительно недороги. С другой - могут удовлетворить основные потребности гостей. В открытии таких гостиниц есть еще один плюс - относительно небольшие инвестиции по сравнению, скажем, с пятью звездами. А пока все субъекты региона испытывают нехватку 3-звездных гостиниц.
Тем временем на этом рынке сегодня активно развиваются направления, ориентированные не только на китайский или деловой туризм. На Дальнем Востоке за последнее время в большом количестве появились так называемые гостиницы на дому. "Это нормально, - говорит директор Владивостокского Института международного туризма и гостинично-ресторанного бизнеса Надежда ЩЕНИКОВА, - более того, это всегда практиковалось во всем мире. Гостиницы на дому - для тех людей, кто привык к домашнему уюту, к маленькому укромному местечку, где они себя чувствуют как дома". На вопрос о том, насколько серьезны как конкуренты такие средства размещения для гостиничных предприятий, ответила заместитель генерального директора по маркетингу Владивостокской гостиницы "Версаль" Нина ШУЛЬГИНА: "Они рассчитаны совсем для другого типа людей. Для тех, кому по душе домашняя, а не гостиничная обстановка. За ними будущее, но у них другая целевая аудитория. Вполне возможно, что такие гостиницы - часть антиглобалистского движения". К слову, в одной такой владивостокской гостинице на дому несколько лет прожил консул одного из государств и остался очень доволен. Другое дело, что зачастую такой бизнес остается "в тени".
Огромный потенциал, помимо гостиниц на дому, заложен в санаториях, домах отдыха, турбазах и прочих подобных учреждениях, каких на Дальнем Востоке масса. Их можно, и даже нужно, как утверждает Надежда Щеникова, использовать не только как средства размещения, но и как часть лечебно-оздоровительной системы. Согласно статистике лишь 5% гостей санаториев приезжают лечиться. Все остальные - отдыхать. Впрочем, все идет к тому, что ситуация вскоре изменится, поскольку все больше таких учреждений переходит в частные руки. И, вероятнее всего, все они через некоторое время составят конкуренцию нынешним гостиницам региона.
Развитие гостиничной отрасли в субъектах Дальнего Востока, помимо туризма, во многом зависит от деловой активности. В зависимости от этого в одних субъектах отмечается активное развитие гостиничного бизнеса (Приморский край, Хабаровский край, Сахалинская область), в других - незначительный рост. Впрочем, и для нашей страны в целом проблемы развития этого сегмента рынка остаются актуальными. Недавно руководство Федерального агентства по туризму заявило, что к наиболее характерным проблемам в туристической отрасли относятся недостаточное развитие инфраструктуры, значительный моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса. В то же время гостиничный бизнес не может развиваться отдельно от туризма. Так что перспективы гостиничного сектора там, где возьмутся за туризм.
- Мемориал энергетикам – героям Великой Отечественной войны – открыт в России
- ФАС заинтересовался кнопками "ЭРА-Глонасс"
- Сбербанк создает дочернюю компанию Sber Automotive Technologies
- Путин поблагодарил Грефа и Сбербанк за больницу в Тулуне
- Российские спортивные тренеры получат статус педагогов
- В России дорожает авиасообщение
- Сбербанк осуществил самую масштабную за всю историю банка трансформацию
- Сбербанк провёл платёж клиента, находящегося в Северном Ледовитом океане
- Сбербанк профинансировал компании группы "Аэрофлот" на 1,8 млрд рублей по госпрограмме кредитования под 2%
- Сбербанк просит увеличить лимиты госпрограммы поддержки занятости с кредитами под 2%