Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Пятница| 22 Ноября, 06:09 |
|
|
Тема номера
|
Подзабытые народы
Мероприятие получилось красочным и веселым. Якутия всегда славилась гостеприимством. Вот и нынче она принимала сотни гостей со всей страны, предоставив представителям народов России площадку не только для парадных речей, но и для обсуждения острых проблем, которых накопилось немало. Так же как и недоверия к правильным речам. Особенно накануне парламентсских выборов.
Тем не менее выступление координатора по национальной политике и взаимодействию с религиозными объединениями "Единой России" Абдул-Хакима СУЛТЫГОВА конгресс выслушал с интересом. Как следует из его слов, в последнее время работа по вопросам национальной политики государства в партии усилена. Недавно прошло масштабное обсуждение проекта концепции государственной национальной политики. Новый вариант этого документа уже несколько лет рассматривается то в одних министерских кабинетах, то в других.
Кроме того, партийные деятели начали работу над пактом гражданского единства, поскольку концепция, как выразился выступающий, может не учесть всех нюансов. Масштабный общественно-политический документ, со слов Абдул-Хакима Султыгова, будет принят партией накануне Дня народного единства. Но и это еще не все - единороссы решили помочь народам и народностям России деньгами. "Партия взялась за разработку ФЦП "Многонациональная Россия", - проинформировал собравшихся Абдул-Хаким Султыгов. Основными разработчиками документа должны стать федеральные национальные автономии и иные объединения, работающие в этой сфере, чтобы "Единая Россия" имела "достаточно четкое представление, как должно происходить финансирование этих проектов на федеральном уровне".
"Лучший" пример того, как власть сегодня соблюдает права национальных меньшинств, привел на конгрессе представитель Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Этот округ год назад "дружно" проголосовал за объединение с Иркутской областью. "Перед референдумом народу наобещали с три короба - и особый статус, и бюджетную обеспеченность, и "коровьи" деньги, и надбавку пенсионерам -200 руб., - волнуясь перечислял выступающий. - Во время подготовки к референдуму власти запретили регистрацию в округе иной инициативной группы, которая заранее заявила о своем несогласии. По приказу, спущенному сверху, досрочно проголосовали суды, прокуратура, государственные и муниципальные служащие, бюджетники, лояльные бизнесмены. Власти жесточайшим образом "захомутали" СМИ, обеспечили полное отсутствие контроля на территориальных участках, в избирательных комиссиях. Более того, в день референдума они устроили день села - в каждый участок привезли бочку пива и бутерброды, которые бесплатно выдавали проголосовавшим".
Референдум прошел, 30 декабря 2006 года президент подписал конституционный закон об образовании нового субъекта РФ. А в феврале губернатор Иркутской области Александр ТИШАНИН назначил исполняющим обязанности главы округа генерал-лейтенанта Владимира РЕБРИКОВА. Группа старейшин Бурятии обратилась к Президенту России с просьбой "вернуть Бурятии два утерянных крыла" - Усть-Ордынский Бурятский АО и Агинский Бурятский АО. Второй в этом году "дружно" проголосовал за объединение с Читинской областью. Результат отрицательный.
"Российской государственности не грозили бурятские округа, а что она делает с ними?!", - задавал вопрос в пустоту посланец бурятов.
На тему, особенно актуальную для Дальнего Востока, где проживает несколько десятков коренных малочисленных народов, рассуждал первый вице-президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Павел СУЛЯНДЗИГА. "РФ уже 15 лет идет по пути демократии, но, к сожалению, в государстве до сих пор никто не понимает, в чем заключается национальная политика, - сказал он. - Я это вижу на примере отношения к коренным малочисленным народам Севера. Так, многие из чиновников разных уровней считают, что проблемы коренных народов - это проблемы бедности и экологии. И даже не думают о том, что речь должна идти о системной работе".
А между тем в мире существует несколько моделей существования коренных малочисленных народов. Одна из них - скандинавская. По ней государство не признает права собственности на природные ресурсы за коренными малочисленными народами, но разрабатывает госпрограммы и внедряет модели самоуправления коренных народов. Яркий пример - Финляндия, где у народа саамов существует парламент. Или Дания, где создано самоуправление в Гренландии. Существует также североамериканский опыт. Там государство признает за коренными народами права на собственность и природные ресурсы и вступает с ними в договорные отношения. Есть советский опыт, который сегодня применяет Китай. Согласно этой модели, за коренными народами не признаются права собственности на землю и природные ресурсы, но даются дополнительные права. Например, выделяются места в органах власти, учебных учреждениях и т.п. В Китае, где в целом ограничена рождаемость, действует программа поддержки рождаемости национальных меньшинств и т.д.
А в нашей стране? "В законе о рыболовстве есть специальная статья по коренным малочисленным народам, - иллюстрирует российскую действительность Павел Суляндзига. - Но чиновник, который сидит в Агентстве по рыболовству говорит: "Вы знаете, вам и так столько дали привилегий, что ничего выписывать я вам не буду". И для того, чтобы этот закон был реализован, правительству необходимо издать постановление либо Минсельхозу, в чьем ведении находится это агентство, выпустить распоряжение. Этого не происходит, и наши люди становятся браконьерами. Они ведь все равно ловят, а их за это наказывают".
Как наглядно демонстрирует пример, российские чиновники по-прежнему не считают себя слугами народа, привыкли, что народ у них в послушниках ходит. Со слов Павла Суляндзиги, их ассоциация пыталась выйти на МЭРТ, чтобы в рамках программ по освоению Дальнего Востока и Сибири отдельно рассматривались вопросы по коренным малочисленным народам. Но безрезультатно. И даже в Совете по промышленной политике, где эти планы обсуждались, им дали от ворот поворот. "Очевидно, что люди, которые занимаются разработкой экономической политики России, совсем не представляют, что такое общенациональная политика", - делает вывод Павел Суляндзига.
И пытается достучаться до чиновников, используя обходные пути. "В разрабатываемой сегодня ФЦП "ДВ и Забайкалье" вообще никакого отражения не нашли интересы коренных малочисленных народов, - говорит он. - Но как член общественной палаты я настоял на том, чтобы было принято решение этого органа о вводе в состав комиссии по комплексному развитию ДВ и Забайкалья двух человек, представляющих интересы коренных малочисленных народов. Сейчас идут переговоры с МЭРТом, они пытаются блокировать наше решение".
Ищет ассоциация и другие способы влияния на принимаемые властью решения и одобряемые проекты. В частности, работает с крупными российскими компаниями, которые, стремясь к прозрачности и IPO, вынуждены считаться с международными общественными организациями. "В Найроби я провел переговоры с программой ООН по охране окружающей среды, - рассказывает Павел Суляндзига. - Там есть специальная комиссия по дамбам, которая была создана после протеста коренных народов при строительстве каскадов ГЭС в Латинской Америке, Азии и Африке. Мы написали письмо Чубайсу, получили ответ, сейчас ведем переговоры с РАО ЕЭС по поводу строительства ЮЯГЭК. Хотя официально в комиссию, которая проводит экспертизу по этому объекту, нас не включили". В начале июля ассоциация проведет заседание с участием международных общественных организаций, в том числе ООН, с одной стороны, и крупных промышленных компаний России, таких как "Роснефть", "Газпром", РАО ЕЭС, с другой стороны.
Однако и Павел Суляндзига вынужден признать, что самая большая проблема коренных малочисленных народов России, как и других ее народов, - это правовая безграмотность. "Люди не знают российского законодательства, не оформляют вовремя документы. Очень часто от них скрывают то, что происходит. В результате нам приходится догонять уходящий поезд". Вместе с тем он убежден, что экономическое развитие России останавливать не надо, а следует лишь минимизировать потери, которые могут понести те же коренные малочисленные народы. А для этого государство должно открыть глаза на эти проблемы.
Процесс этот, по мнению делегатов конгресса, ускорится, если Владимир Путин примет предложение Ассамблеи народов России возглавить эту общественную организацию после окончания срока своих президентских полномочий. Что, со слов председателя Совета Ассамблеи народов России Рамазана АБДУЛАТИПОВА, будет совершенно логичным поступком для фигуры такого масштаба, поскольку работа это не денежная, но общественно полезная. Вот только согласится ли с этим нынешний президент.
- Мемориал энергетикам – героям Великой Отечественной войны – открыт в России
- ФАС заинтересовался кнопками "ЭРА-Глонасс"
- Сбербанк создает дочернюю компанию Sber Automotive Technologies
- Путин поблагодарил Грефа и Сбербанк за больницу в Тулуне
- Российские спортивные тренеры получат статус педагогов
- В России дорожает авиасообщение
- Сбербанк осуществил самую масштабную за всю историю банка трансформацию
- Сбербанк провёл платёж клиента, находящегося в Северном Ледовитом океане
- Сбербанк профинансировал компании группы "Аэрофлот" на 1,8 млрд рублей по госпрограмме кредитования под 2%
- Сбербанк просит увеличить лимиты госпрограммы поддержки занятости с кредитами под 2%