Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Суббота| 23 Ноября, 11:49 |
|
|
Тема номера
|
Демпингом по яйцам
Тем не менее если обратиться к статистике, то можно увидеть значительный рост производства этого продукта в регионах, где действуют наиболее крупные птицефабрики. Так, Приморский край после спада в 2003 г. в прошлом увеличил показатель более чем на 50%, Хабаровский край демонстрирует стабильность отрасли, ежегодно прирастая на 4-5%. А вот житница Дальневосточного региона - Амурская область в прошлом году потеряла в объемах выпуска яиц порядка 10%.
Предприятия ДВФО выживают по-разному: одни птицефабрики стремятся воспользоваться административным ресурсом и по возможности ограничить ввоз продукции из-за пределов своего региона, другие стараются отвоевать потерянную долю рынка за счет массированной рекламы. В то же время пока производители думают, как им вытянуть свой бизнес на более высокие рубежи, когорта посредников и розничные торговые точки с успехом зарабатывают как на местном продукте, так и на завозном.
В последние два года в Приморском крае наблюдается активный рост яичного производства. Причем в основном оно выросло из-за того, что наконец-то вышла на заданную мощность "Уссурийская птицефабрика".
"Весь 2004 г. предприятие наращивало объемы, что позволило нам к концу году выйти на показатель 126 млн штук. Для сравнения: в 2003 г. наша птицефабрика произвела всего 24 млн штук яиц. Результаты этого года радуют еще больше, была проведена необходимая работа по выращиванию рабочего стада, оно сегодня колеблется в пределах 500 тысяч голов птицы, и поэтому в этом году мы надеемся, что увеличение производства продукции будет иметь положительную тенденцию", - рассказывает председатель правления ОАО "Уссурийская птицефабрика" Евгений РАЗНИК.
В Амурской области произошло объединение двух птицефабрик - "Белогорской" и "Верхнеамурской" - в одну производственную структуру - ООО "Трио", что позволило новой организации в 2004 г. произвести 70 млн штук яиц. Как сказал заместитель генерального директора компании Александр ПРОСТОКИШИН, основные объемы приходятся на Белогорскую фабрику. При этом общее поголовье птиц достигло показателя в 400 тысяч голов, но в отличие от приморских производителей здесь не выращивают собственное маточное стадо, а привозят финальный гибрид (яйцо, из которого потом выращивают кур для маточного и производительного стада) из Сибири.
На территории Хабаровского края наиболее крупным производителем яйца является ФГУП "Хабаровский", которое содержит стадо в 924 тыс. несушек и производит 82,7 млн яиц ежегодно. Эта фабрика также выпускает 754 шт. перепелиных яиц в год. Порядка 28 млн штук яиц ежегодно выдает Комсомольская птицефабрика. Птицеводческое предприятие "Амурэнерго", специализируясь на бройлерном мясе, добавляет на местный рынок порядка 10 млн яиц в год. Все хабаровские предприятия этого профиля работают стабильно.
Более скромные показатели в тех регионах, где находится всего одна птицефабрика. На Камчатке это муниципальное предприятие "Пионерское", на Сахалине - птицефабрика "Островная", а в Еврейской автономной области - ОАО "Биробиджанская птицефабрики". Причем несмотря на то что предприятие является акционерным обществом, собственниками фабрики являются Муниципальное образование город Биробиджан и администрация округа. Акционирование прошло сравнительно недавно, и информацию о том, сколько продукции было выдано в 2004 г., на предприятии назвать затруднились. "Ежемесячно мы выпускаем 15 тыс. штук яиц, но эта цифра нас не удовлетворяет. Будем наращивать объемы и планируем выйти на 200-300 тысяч штук ежегодно", - поделился планами директор предприятия Александр ЯВОЖСКИЙ.
45 млн штук яиц в год - результат работы камчатской птицефабрики "Пионерская". При этом производственное стадо не очень большое - всего 160 тыс. кур-несушек. Но их высокая производительность объясняется высоким качеством племенного материала. "Из-за высоких железнодорожных тарифов нам приходится возить цыплят для промышленного стада из Москвы самолетами. Но мы пока не собираемся переориентироваться на сибирский регион", - рассказывает представитель камчатских птицеводов Игорь ЧЕРНЫШЕВ.
Однако несмотря на рост производства, цена на потребительском рынке на данную продукцию постоянно растет. Средняя цена за десяток яиц на прилавках приморских магазинов уже давно перевалила за отметку в 35 руб. В отдельных магазинах любители яичницы могут отдать за десяток уже 40 руб. На Камчатке средняя цена 38 руб., в Амурской области ценник колеблется от 26 на рынке до 35 руб. в супермаркетах.
Вот только оптовая цена на выходе с птицефабрик значительно отличается от того ценника, какой потребитель привык видеть в магазинах. По словам Евгения Разника отпускная цена, которую установила их птицефабрика колеблется от 22 до 24,5 руб. за десяток. По 20-22 руб. отдают на опт хабаровские и амурские хозяйства, и только на Камчатке оптовая цена превышает 30 рублевую отметку.
"У нас два дистрибьютора, основной из которых - "Лучковская ПТФ", - рассказывает директор "Уссурийской птицефабрики". - Эти два оптовика забирают у нас ежемесячно более 50% той продукции, которая идет на реализацию в край. Практически это означает то, что половина нашей продукции идет по весьма умеренным ценам".
"Нужно понимать, что любая оптовая компания несет довольно ощутимые затраты на содержание складов, развоз яйца по торговым точкам, горючее. Естественно, они учитывают эти затраты, что ведет к росту цен. Яичная продукция требует определенных правил хранения, поэтому наша компания первая, кто оборудовал свои склады кондиционерами, - рассказывает директор оптовой яичной фирмы ООО "Гемма" Олег ТУНЕВ (один из крупнейших приморских оптовиков). - В то же время цена напрямую зависит от количества посредников, стоящих в цепочке "производитель - потребитель". К примеру, в структуре нашего предприятия имеется 13 торговых точек. В них минимальная наценка, десяток яиц обходится потребителю в 36 рублей. Но мы работаем и как крупный оптовик, у нас закупают коробками более мелкие фирмы, соответственно, появляется еще одно звено посредников, что ведет к удорожанию продукции на потребительском рынке".
По той же схеме работают и в других регионах. Правда, на Камчатке и в Биробиджане есть свои особенности сбыта продукции. Биробиджанские птицеводы успешно реализуют свою продукцию через систему тендеров в социальные объекты округа (больницы, госучреждения, детские сады).
На Камчатке все намного проще, реализация продукции проходит всего в двух городах полуострова - Петропавловске-Камчатском и Елизово. Имея свои 10 розничных точек, местные производители могут напрямую реализовывать свою продукцию потребителю. "У нас есть посредники, которые занимаются перепродажей, но так как у них отсутствуют оборудованные склады, они каждый день приезжают к нам за яйцом и потом развозят его по магазинам. Поэтому у них минимальная нагрузка, ведь если они задерут цену, магазины сами могут начать к нам ездить", - рассказывает Игорь Чернышев.
"Сегодняшняя цена на нашу продукцию определяется нашими возможностями и желанием, - утверждает Евгений Разник. - Мы, естественно, хотим вложить в нашу цену все свои производственные издержки плюс к этому получить на выходе рентабельность. Издержки - это в основном корма, в структуре себестоимости они занимают около 75%. Остальное - заработная плата, тепло, электричество и прочее. Все эти составляющие ценообразования постоянно растут, поэтому рост цены в прошлом году у нас составил 25-30%. Но в то же время поднятие отпускных цен для нас экономически не выгодно. Предприятие подпирают сибирские птицефабрики. В край идет очень много завозного яйца, причем завозят его по демпинговым ценам".
О том, что наши дальневосточные производители вынуждены постоянно конкурировать с завозной продукцией, представители местных птицефабрик говорят не первый год. Их понять можно: тяжело выдерживать конкуренцию, когда большинство оптовиков предпочитают работать с сибирским продуктом. Все же в этом году у них появилась возможность отвоевать значительную часть потребительского рынка. Как утверждают предприниматели, занимающиеся реализацией яйца в розничной сети, реклама продукции "Уссурийской птицефабрики", призывающая покупать яйца только с датой выпуска, нашла отклики среди покупателей. "Большинство покупателей сегодня акцентирует свое внимание на том, что на яйце должна стоять дата выработки. Это то, что их призывают делать с экрана телевизора, причем разница в цене для них уже не играет роли. Хотя сибирское яйцо стоит в рознице дешевле, многие покупатели начали сомневаться, насколько качественная эта продукция", - утверждают они.
Попытка через телевизионные ролики защитить свой рынок была предпринята и на Сахалине - там завозное яйцо показывалось как могильный холмик. Понятно, что напугать потребителя бывает довольно выгодно. Ведь сомнения потребителей при выборе продукции понятны, каждому хочется употреблять свежую продукцию, и слово "свежая" - главное позиционирование местных птицефабрик. Аргументы их представителей выглядят более чем убедительно. Во-первых, на завозной продукции отсутствует дата производства, поэтому невозможно определить, когда оно было произведено. Во-вторых, сказывается отдаленность сибирских птицефабрик, и долгий путь в вагонах никак не ассоциируется с понятием "свежее яйцо". И в-третьих, что не раз озвучивали ветеринарные службы регионов, отсутствие на завозную продукцию необходимых разрешительных сертификатов. Но есть и другая точка зрения, согласно которой все гонения на завозную продукцию - тактических ход местных производителей в борьбе за свой рынок.
Вот что поведал на условиях анонимности представитель крупной оптовой компании, работающей с этой продукцией на территории Хабаровского и Приморского краев: "Борьба с завозным яйцом для Приморского края - явление периодическое. Инициируют ее наши две местные птицефабрики, последний раз она началась тогда, когда они значительно увеличили свои объемы производства. Яичный бизнес имеет свою специфику, один из главных факторов - сезонность. Мы провели расчеты, в настоящее время Уссурийская и Надежденская птицефабрики закрывают всего 40% яичного рынка края. Летом эти показатели повышаются еще на 20%. Где брать недостающие объемы? Конечно, в Сибири. Тамошние птицефабрики - это современные производственные комплексы, выпускающие продукцию отличного качества.
Все разговоры о том, что их продукция не соответствует ГОСТу, - это не более чем откровенное лукавство. Их продукция расходиться по всей России. Существуют даже зарегистрированные товарные знаки, например, яйцо "Кремлевское". Его едят Москва и другие регионы, нет разговоров, что это некачественная продукция. Главный аргумент - отсутствие даты выработки. Согласно ГОСТу его можно и не ставить, а указать только категорию. Наши приморские оптовики работают с несколькими фабриками: иркутскими - "Белореченской", "Акинской"; новосибирскими - "50 лет СССР", "Евсеевской" и крупнейшей в зоне Сибири и Дальнего Востока - "Боровской". Эта птицефабрика модернизирована по последнему слову техники и способна производить до 2 млн яиц ежесуточно".
В том, что птицеводам ДВФО тяжело конкурировать с продукцией сибирских фабрик, не сомневается ни один из опрошенных "ДК" руководителей предприятий-производителей. Все они согласны с тем, что их доля на рынке в своем регионе значительно уступает доле сибирских производителей. Так, в Еврейской автономной области 80% - это завозная продукция, в Хабаровском крае - 50 на 50, на Сахалине всего 30% - островная, тот же расклад и на Камчатке. Именно так охарактеризовали свой локальный рынок местные производители.
О мерах поддержки местного производителя со стороны администрации мечтает любой сельхозпроизводитель, и местные птицефабрики не исключение. Слишком проигрывают наши предприятия своим сибирским конкурентам в кормовой базе.
"Птицеводство в Сибири имеет одно неоспоримое преимущество - зерно. Большинство тамошних хозяйств его даже выращивает, а не закупает, а мы только на транспортировку одного килограмма зерна тратим около 1,5 руб. Есть еще один немаловажный фактор - низкие цены, это политика завоевания новых рынков сбыта. Бывает, что нам они продают дешевле, чем торгуют у себя в регионе. Все дело в том, что емкость их рынка меньше, чем они производят у себя в регионе. Поэтому отправка продукции в Приморье - для них не основная специализация, а доработка остатков своего производства. Отсюда и этот ценовой демпинг, причем опускать цену они могут до бесконечности. Пускаться с ними в ценовые войны абсолютно бессмысленно, в этой борьбе их победить нельзя. Поэтому местные фабрики должны выигрывать борьбу только за счет качества своей продукции", - утверждает Евгений Разник.
- Мемориал энергетикам – героям Великой Отечественной войны – открыт в России
- ФАС заинтересовался кнопками "ЭРА-Глонасс"
- Сбербанк создает дочернюю компанию Sber Automotive Technologies
- Путин поблагодарил Грефа и Сбербанк за больницу в Тулуне
- Российские спортивные тренеры получат статус педагогов
- В России дорожает авиасообщение
- Сбербанк осуществил самую масштабную за всю историю банка трансформацию
- Сбербанк провёл платёж клиента, находящегося в Северном Ледовитом океане
- Сбербанк профинансировал компании группы "Аэрофлот" на 1,8 млрд рублей по госпрограмме кредитования под 2%
- Сбербанк просит увеличить лимиты госпрограммы поддержки занятости с кредитами под 2%