Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Воскресенье| 24 Ноября, 08:11 |
|
|
Тема номера
|
Дальневосточный рубильник в положении "старт"
В отличие от привычной схемы, когда из состава одной энергетической компании по направлениям деятельности отделяется несколько "дочек", на востоке будет создана единая холдинговая компания - Дальневосточная энергетическая компания (ДЭК). Она и объединит все энергосистемы региона - ОАО "Дальэнерго", "Хабаровскэнерго", "Амурэнерго", ЗАО "ЛуТЭК" и Южно-Якутский энергоузел. Реформирование дальневосточной энергосистемы должно быть завершено до 1 января 2007 года.
Иной подход к процессу реформирования региона связан прежде всего с его специфическими особенностями. Энергосистема Дальнего Востока фактически является изолированной частью единой энергосистемы России и по технологическим причинам в настоящее время не может быть включена в единый энергетический рынок.
В то время когда в европейской части России уже вовсю начались мероприятия, связанные с реформированием, проект реструктуризации дальневосточной энергетики проходил тщательное согласование из-за сложной специфики региона. Прежде всего это отсутствие условий для организации рынка. Еще один фактор - значительный объем перекрестного субсидирования, которое по-прежнему сохраняется на Дальнем Востоке. По словам генерального директора ОАО "Дальневосточная энергетическая управляющая компания" (ДВЭУК) Виктора МЯСНИКА, объем перекрестного субсидирования на сегодняшний день составляет около 3 млрд рублей.
Есть и другой важный аспект. Как бы это парадоксально ни звучало, сегодня на востоке страны при высоких темпах развития промышленности и инфраструктуры еще большими темпами идет развитие энергетики и наращивание мощностей.
"Проведенные с 2001 года программы развития энергетики привели к возникновению избытка мощности. С учетом того что к концу 2006 года выйдет на проектную мощность Бурейская ГЭС, можно говорить о начале постепенного процесса разгрузки станций юга Приморья, Хабаровского края, ЛуТЭКа, Нерюнгринской ГРЭС. Это еще один признак отсутствия рынка и, как следствие, отсутствие механизмов компенсации затрат на производство за счет конкуренции, - считает Виктор Мясник. - Например, ЗАО "ЛуТЭК" имеет отпускной тариф 96 копеек за кВт/ч, а на оптовом рынке электроэнергии покупает кВт/ч за 46 копеек - эту разницу компенсировали за счет других энергокомпаний страны, это и есть перекрестное субсидирование. Но с 1 января 2006 года ФОРЭМ (Федеральный оптовый рынок электроэнергии и мощности) прекращает свое существование, поэтому вопрос компенсации тарифного дефицита открыт".
Еще одна предпосылка для проведения реформирования на Дальнем Востоке - это перспективы организации экспорта электроэнергии. С учетом подписания декларации между РАО "ЕЭС России" и правительством КНР сегодня идет разговор о транспортировке и выдаче 20 млрд кВт/ч в год электроэнергии в Китай, что предполагает огромный объем инвестиций.
"Они в конечном счете могут взяться из трех источников: действующий тариф, вложения со стороны государства в эти проекты и третье - прямые инвесторы, которые будут заинтересованы в реализации проектов. Первое - невозможно, второе - маловероятно: есть проблемы загруженности бюджета РФ.
Поэтому рассмотрение экспортной составляющей энергетики Дальнего Востока - стимул привлечения инвестиций через укрупнение компании. Как отметил Анатолий ЧУБАЙС в Хабаровске на пресс-конференции по итогам июльского совещания, посвященного реформированию дальневосточной энергосистемы, главная технология и главные условия, в которых реформа должна проходить, - это согласование и подтверждение идеи губернаторов краев и областей Дальнего Востока, чтобы эта структура была единым целым.
По словам председателя правления РАО "ЕЭС России" Анатолия Чубайса, в ДЭК будет создано три дочерних общества: одно их них - это генерация, другое - распределительные сети, третье - сбыт. "Хотя, вероятно, сбыт останется в головной компании, которая будет находиться здесь же, на Дальнем Востоке. Это структурные преобразования, которые в целом поддержаны, но для того чтобы их реализовать, нужны и тарифные решения, в том числе решения ФСТ, нужны экономические и бюджетные решения, т. е. нужно достаточно серьезное обеспечение этих преобразований по разным направлениям", - сообщил Анатолий Чубайс.
"Идея реформ - это прежде всего объединение систем. То есть не создание разрозненных компаний по регионам, а создание единого холдинга. Первоначально это будет РАО "ЕЭС Востока", в котором государству будет принадлежать 52% уставного капитала, миноритарным акционерам - 48%. После распада, ликвидации РАО "ЕЭС России" те акции, которыми управляет РАО, концентрируются в этой компании. На момент рассмотрения проекта в Хабаровске предполагалось, что местом расположения этой компании будет Москва. Второе - РАО "ЕЭС Востока" учреждает ДЭК - единый холдинг, который составят Дальневосточная генерирующая компания, куда входят все тепловые станции востока, включая юг Якутии, и Дальневосточная распределительная сетевая компания. Т. е. вот такая структура, в которую все энергосистемы сливают свое сетевое и станционное имущество. При этом отдельно функционирует система управления через РДУ, организованная под эгидой государства. Дальше ДЭК должен стать финансовым оператором, весь сбыт должен концентрироваться в ДЭК. Они контролируют процесс и распределяют средства по регионам.
Затем рассматривается вопрос гарантирования кредиторов, которых достаточно в каждой системе. Это будет гарантированным механизмом тарифообразования в каждом регионе. То есть сама идея реформ энергосистемы Востока - это создание единой, цельной структуры под управлением государства", - говорит Виктор Мясник.
Еще одно отличие дальневосточного варианта энергореформ - участие в них местных властей. Предполагается, что в совет директоров Дальневосточной энергетической компании войдут некоторые губернаторы краев и областей Дальнего Востока, а также сотрудники аппарата полномочного представителя Президента РФ в ДВФО.
"Очевидно, что губернаторы должны иметь законный механизм влияния на деятельность этой компании. И это абсолютно резонная постановка вопроса с их стороны. В стартовых предложениях, которые мы вырабатывали, была такая конструкция под названием "Координационный совет", который представлял бы интересы региональных губернаторов. Нас за это покритиковали, сказав, что не понятно, каковы полномочия и как он встраивается в систему управления компанией.
Это как раз тот пример критики, который я считаю совершенно конструктивным и здравым; мы с ходу внесли встречные предложения: во-первых, губернаторы могут входить собственно в совет директоров компании, а во-вторых, при совете директоров может быть создан комитет по региональному развитию, причем с полномочиями, которые могут быть прописаны в самом уставе Дальневосточной энергетической компании так, чтобы он был не просто местом обсуждения, а местом принятия решений", - заявил Анатолий Чубайс.
По словам Виктора Мясника, уже рассмотрен вопрос участия в реформе изолированных систем Дальнего Востока - ОАО "Сахалинэнерго", "Камчатскэнерго", "Якутскэнерго", "Магаданэнерго", "Колымаэнерго" и "Чукотэнерго".
"Это один из мощнейших потенциалов. Если единая мощность центрального узла, около 8 тыс. МВт суточной нагрузки, то изолированные энергосистемы - несут из них около 5 тыс. Вопрос был рассмотрен так: прежде всего изолированные системы не должны распаковываться. Будет сохранена целостность внутри каждой системы. Кроме Якутии: там Нерюнгринская ГРЭС уйдет в генерацию. Акции изолированных систем останутся в РАО "ЕЭС Востока". В процессе работы обсуждалось много вопросов, в том числе, где делать регистрацию, допустим, создавать ли еще один холдинг, равный по статусу ДЭК, для управления изолированными системами и делать его в Москве или на Востоке, чтобы быть ближе к инфраструктуре. Естественно, что не на все вопросы получены ответы", - рассказывает гендиректор ДВЭУК.
По его словам, в дальнейшем ДЭК сможет влиять на снижение себестоимости электроэнергии.
"Вопрос снижения себестоимости - это главный вопрос, т.к. тарифы на электро- и теплоэнергию на Дальнем Востоке одни из самых высоких по стране. Это признано многими, это признаем и мы. Нам даже сегодня невозможно работать по принципу необузданного роста тарифов, потому что мы не можем собрать все деньги. Прежде всего ДЭК будет снижать себестоимость, исходя из собственной идеологии и заинтересованности в этом. Получается, что ДЭК в какой-то степени обособлена от каждого региона, и она будет выполнять в том числе государственную функцию сдерживания тарифов и способствовать улучшению инфраструктуры любого региона. Поэтому ДЭК будет выступать экспертом в процессе тарифообразования каждого региона и влияния на его процесс", - считает Виктор Мясник.
По словам гендиректора ДВЭУК, миноритарные акционеры дальневосточных энергокомпаний в целом поддержали рассматриваемый вариант реформы.
"Этот вопрос обсуждался. И он является одним из основных для начала реформы. Сегодня главный акционер энергетики центрального узла востока (после РАО "ЕЭС России". - Прим. авт.) - это СУЭК, владеющая от 32% до 44% в каждой энергосистеме. В Хабаровске РАШЕВСКИЙ, руководитель СУЭК, согласился с концепцией РАО, которая была представлена. Для прохождения любых решений внутри акционерного общества необходимо 76% голосов. Два эти акционера такие решения принимают. Был высказан ряд замечаний в связи с тем, что СУЭК не хотела бы, чтобы изолированные системы участвовали в едином комплексе ДЭК, так как (его) процент значительно снижается", - сообщил Виктор МЯСНИК.
- Мемориал энергетикам – героям Великой Отечественной войны – открыт в России
- ФАС заинтересовался кнопками "ЭРА-Глонасс"
- Сбербанк создает дочернюю компанию Sber Automotive Technologies
- Путин поблагодарил Грефа и Сбербанк за больницу в Тулуне
- Российские спортивные тренеры получат статус педагогов
- В России дорожает авиасообщение
- Сбербанк осуществил самую масштабную за всю историю банка трансформацию
- Сбербанк провёл платёж клиента, находящегося в Северном Ледовитом океане
- Сбербанк профинансировал компании группы "Аэрофлот" на 1,8 млрд рублей по госпрограмме кредитования под 2%
- Сбербанк просит увеличить лимиты госпрограммы поддержки занятости с кредитами под 2%