Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Пятница| 22 Ноября, 00:57 |
|
|
Тема номера
|
Реформа власти изменит бизнес
- Нина Петровна, хотелось бы в самом начале затронуть смысл самих реформ, в первую очередь смысл административной реформы. На ваш взгляд, чем обусловлена необходимость изменения модели управления государством и в чём отличие сегодняшней модели от той, в которую нам только предстоит перейти?
- Многие десятилетия мы жили в так называемом "патерналистском" государстве, в котором власть берет на себя огромное количество задач, в том числе по удовлетворению жизненных потребностей своих граждан. Это предоставление бесплатного образования и медицинских услуг, льготных санаторных путевок, стипендий, бесплатных квартир и многого другого. Нам было очень хорошо за спиной такого государства, ведь не надо думать о завтрашнем дне, поскольку власть всегда думала за нас. Мы должны были только хорошо трудиться и с годами, простояв в различных очередях по несколько лет, могли купить ковёр, мебель, машину, съездить за границу. Естественно, для решения всех этих задач государству необходимы были значительные средства, которые забирались из нашей зарплаты. Таким образом, фактически ничего бесплатного не было, все "благодеяния" власти были заранее нами же и оплачены.
По мере развития страны росли и потребности граждан. Нарастали проблемы с экономикой, нефтедолларов не хватало, промышленность работала всё менее эффективно. В итоге - пустые прилавки магазинов, карточная система и т.д. Всем стало очевидно, что власть не в состоянии более выполнять тот огромный перечень задач, которые сама на себя и взвалила. Необходимо было ее "разгружать", возвращать "в народ" часть полномочий, которые традиционно выполняли органы власти, сокращать обязательства государства. Так начался процесс разгосударствления экономики, затем либерализация торговли, позже из Конституции исчезли гарантии государства по поводу предоставления всем гражданам бесплатных квартир. Процесс продолжается и сегодня.
Постепенно от "патерналистского" мы трансформируемся в "субсидиарное" государство, в котором власть берет на себя только те задачи, которые население само выполнить не может. В части социальных гарантий населению государство поддерживает и помогает только тем, кто в силу возраста, болезни, трудной жизненной ситуации не может сам решить свои проблемы. Если же ты здоров, голова, руки, ноги на месте, то ты сам должен заботиться о себе и удовлетворять свои потребности.
- Какое место, в новой субсидиарной модели уготовано бизнесу, какие изменения ожидают бизнес-сообщество в этой связи?
- Во-первых, бизнес, в его сегодняшнем понимании, является следствием реформ последних десятилетий, следствием разгосударствления экономики. И процесс "исхода" власти из экономики будет продолжаться и дальше. Если частный бизнес может обеспечить пассажирские перевозки в городе, бытовые услуги населению, общественное питание, связь, ритуальные услуги, услуги отдыха и другое, то власти с её МУПами там делать нечего. Сегодня на уровне федеральной власти ведётся активная работа по подготовке реформы бюджетного сектора. Это означает, что бизнесу будет открыта дорога и в сферу социальных услуг, которые финансируются за счёт бюджетов.
Во-вторых, власть готова уступить место бизнес-сообществу в решении вопросов технического регулирования, в разработке технических регламентов в различных отраслях экономики. В-третьих, власть готова передать саморегулируемым организациям полномочия по регулированию отраслевых рынков, а также по контролю за соблюдением правил на этих рынках и разрешению споров. В-четвёртых, сокращается список видов деятельности, которые подлежат лицензированию. В-пятых, вводится понятие презумпции невмешательства органов власти в регулирование предпринимательской деятельности, в соответствии с которым, прежде чем власть сможет принять какой-либо нормативный правовой акт по регулированию бизнеса, она должна будет сначала оценить возможные последствия данного решения, а затем доказать необходимость его принятия. В-шестых, сокращаются налоги, и этот процесс будет продолжаться. В-седьмых, монетизация льгот позволит раз и навсегда забыть о выпадающих доходах и нефинансируемых бюджетных услугах. И эти перечисления можно продолжать очень долго, ведь на всё это ориентированы многие принятые на сегодня законы, а также законы, которые находятся в стадии принятия или разработки.
- На первый взгляд кажется, что это невозможно в сегодняшней России, даже для того, чтобы это осознать, каждому субъекту предстоящих изменений нужно изменить своё отношение, если хотите, ментальность. Предположим, что бизнесу это удается, а как быть с властью и с гражданским обществом, какими они должны стать, чтобы соответствовать новому формату жизни?
- Во-первых, давайте уточним понятия. Бизнес сам является частью гражданского общества, поскольку для меня гражданское общество - это всё, что не власть. Как в Гражданском кодексе РФ. Там же речь идет и про бизнес, и про некоммерческие организации, в том числе и общественные. Более того, сегодня существует достаточно много объединений бизнесменов, в том числе и в Приморском крае, которые регистрируются как общественные, некоммерческие организации.
Таким образом, бизнес представлен и в некоммерческом секторе. Поэтому изменение бизнеса - это изменение и гражданского общества. Что касается власти, то проблемы федеральной власти не существует, поскольку именно она инициировала и осуществляет все эти реформы. А вот с региональной и муниципальной властью проблемы большие. Кто-то изучил реформы и не принимает их в принципе, поскольку они требуют отказа от традиционных представлений, от годами наработанных технологий, от привычки властвовать по собственному усмотрению и разумению. Есть и такие, которые заявляют: "Я ваш 131-й закон не читал, не читаю и читать не буду!" И тем и другим придётся делать выбор. Либо оставаться во власти и осваивать реформы, либо уходить в гражданское общество. Там можно делать всё, что не запрещено, а во власти можно делать только то, что предписано. Потому законы приняты - их надо выполнять. В противном случае "бери шинель - иди домой".
- Получается, что предстоящая административная реформа по своей сути является глобальным реинжинирингом, перестройкой сложившихся годами устоев жизни. В этом случае однозначно будет сопротивление изменениям. В центральной прессе всё чаще муссируются слухи о возможном приостановлении административной реформы, и даже о её полной отмене. По вашему мнению, могут ли приостановить вступление в силу ФЗ № 131?
- Как вы, наверное, поняли, ФЗ № 131 - это всего лишь один закон в огромном пакете реформ, при том, что все законы этого пакета связаны между собой и значительная их часть уже вступила в силу. В частности, с 1 января 2005 года вступили в силу ФЗ № 95 " Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти" и ещё ряд законов, которые определили, что должна делать региональная власть. Их компетенция напрямую связана с компетенцией местного самоуправления, которая прописана в ФЗ №131. Приняты и уже вступили в силу поправки в Бюджетный кодекс РФ, большой пакет законов по жилищной реформе и т.д. Всё это развернуть в обратную сторону уже невозможно. Вместе с тем уточнения, поправки, смешение сроков вступления в силу отдельных положений закона наверняка ещё будут, так как жизнь намного богаче и не всё можно сразу учесть в законе. В частности, кто мог предвидеть, что, прочитав закон, руководство Сахалинской области решит, что можно не создавать поселенческий уровень местного самоуправления. А потому вся территория области "покрылась" городскими округами. И не только они одни до этого додумались. В результате правительству пришлось принимать поправки в федеральный закон, дабы исключить такое "творческое" прочтение его правовых норм.
- Нина Петровна, каковы, на ваш взгляд, специфика внедрения новой модели управления государством и отношение к ней со стороны бизнеса в нашем, Дальневосточном регионе. Что на уровне субъектов Федерации, общественных организаций и конкретного бизнеса делается уже сейчас, есть ли какой-либо реальный опыт в этой сфере?
- То, что делается, на мой взгляд, крайне недостаточно. Во-первых, мало кто из бизнесменов интересуется реформами, вникает в их суть и способствует осуществлению. И зря, поскольку новые законы дают огромные новые возможности как для развития бизнеса, так и для повышения его роли в управлении обществом. И этим надо пользоваться, поскольку "свято место пусто не бывает". Если бизнес не включится в осуществление реформ и не займёт предоставленные ему ниши, их займёт власть.
Например, в соответствии с ФЗ № 131 бюджет муниципального образования и отчёт о его исполнении не может быть принят без процедуры публичных слушаний. Кто и как будет участвовать в этих слушаниях, каковы будут последствия решений, принятых на этих слушаниях, решается сейчас, когда разрабатываются и принимаются положения о таких публичных слушаниях. Считаю, что этот вопрос должен быть взят под контроль как минимум ассоциациями бизнеса, так как бюджетные деньги - это в первую очередь деньги бизнеса, и вопрос "Как и куда они тратятся?" напрямую связан с интересами предпринимателей. Например, среднероссийский показатель расходов местных бюджетов на содержание местных чиновников составляет 6 - 7%. Предлагаю предпринимателям заглянуть в бюджет своего муниципального образования и посчитать, сколько в вашем бюджете запланировано средств по этой статье. Уверяю, найдете много интересного! И тогда, может быть, станет понятным, откуда рождаются всё новые и новые административные барьеры, растёт коррупция в органах местного самоуправления, разрастаются штаты контролёров и т.д. Вы же всё это и финансируете!
Ещё одна исключительно важная для бизнеса реформа может обернуться новой угрозой, если бизнес не включится в её осуществление. Как я уже говорила, ФЗ №131 должен окончательно вывести власть из бизнеса по зарабатыванию денег на аренде муниципальной собственности. Поэтому законом определён чёткий перечень имущества, который может быть в муниципальной собственности. На деле это означает, что грядет вторая волна приватизации. Кстати, на уровне региональной власти у нас в Хабаровском крае этот процесс уже идёт, и достаточно активно. Как будет осуществляться приватизация? Как будут защищены права сегодняшних арендаторов муниципального имущества? Всё это решается сейчас, когда разрабатываются и принимаются новые нормативные правовые акты по управлению муниципальной собственностью, и не участвовать в этом нельзя.
В соответствии с законом теперь каждый вопрос местного значения должен иметь правовое обеспечение, где должны быть сформулированы "правила поведения" для органов местного самоуправления, для предпринимателей и граждан муниципального образования. Если бизнес не пишет этих правил, то их напишет власть с учётом своих интересов. И таких примеров уже достаточно. Поэтому, если дальневосточный бизнес думает о своём завтрашнем дне, то необходимо немедленно включаться во все реформы, которые осуществляются сегодня в стране. Дальневосточный научный центр местного самоуправления готов помочь предпринимателям в этом архиважном деле. Для этого в августе под Находкой мы организуем Первую Дальневосточную школу бизнеса, на которой речь пойдёт о реформах и роли бизнеса в их осуществлении.
- Мемориал энергетикам – героям Великой Отечественной войны – открыт в России
- ФАС заинтересовался кнопками "ЭРА-Глонасс"
- Сбербанк создает дочернюю компанию Sber Automotive Technologies
- Путин поблагодарил Грефа и Сбербанк за больницу в Тулуне
- Российские спортивные тренеры получат статус педагогов
- В России дорожает авиасообщение
- Сбербанк осуществил самую масштабную за всю историю банка трансформацию
- Сбербанк провёл платёж клиента, находящегося в Северном Ледовитом океане
- Сбербанк профинансировал компании группы "Аэрофлот" на 1,8 млрд рублей по госпрограмме кредитования под 2%
- Сбербанк просит увеличить лимиты госпрограммы поддержки занятости с кредитами под 2%