Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Пятница| 22 Ноября, 10:01 |
|
|
Тема номера
|
В поисках северных "омаров"
Креветочный бизнес на Дальнем Востоке один из самых закрытых. Однако мало кто знает, что по рентабельности он уже давно перегнал крабовый. Рынок креветки постоянно растет как в странах Азии, так и странах Европы. При этом емкость российского рынка мороженой креветки выросла в 2006 г. с 9000 тонн до 60000. Но речь идет только об одном виде креветки - северная. Остальные виды этого биоресурса компании не добывают даже при наличии на них квот.
Растущие объемы рынков заставляют компании думать об увеличении добычи. Так, согласно данным ТИНРО-Центра, в этом году вылов креветок в Дальневосточном бассейне может составить 29,41 тыс. тонн. Из них 12,2 тыс. тонн придется на углохвостую креветку. "Если рассмотреть видовой состав креветок, то станет ясно, что ежегодное увеличение ОДУ креветок, которое отмечается в последние годы, базируется в основном на ОДУ углохвостой креветки в Западно-Беринговоморской подзоне, - рассказывает президент ассоциации "Далькреветка" Юрий МОСКАЛЬЦОВ. - Однако почти все компании промысел этой креветки игнорируют. Причин этому много: в числе основных то, что многие капитаны судов не знают, на каких глубинах она ловится, в какое время года уловы максимальные, какие орудия лова лучше использовать. Именно поэтому мы решили организовать научно-поисковый рейс в Берингово море. Это позволит расширить существующие границы промысла, возможно, найти новые, увеличить ОДУ. Ведь если мы хотим идти по пути укрупнения флота, увеличения его возможностей, то понадобится ОДУ не 10 тыс. тонн, как сейчас, а 20 тыс. тонн. И такой запас в наших морях, думаю, есть".
"Необходимость изучения этого района промысла назрела давно. Запасы креветки в Японском море резко сокращаются. В то же время флот компаний позволяет добыть большее количество биоресурсов, чем он добывает в данный момент. Поэтому члены ассоциации решили организовать собственную экспедицию, - говорит член совета директоров "Исток-групп" Владимир ШАШКОВ. - Берингово море для наших судов это неизведанный район, только переход по времени в два раза дольше, чем в Охотское море. И зачастую расходы по отправке судна в этот район промысла не окупаются. Удаленность района промысла накладывает свой отпечаток и на саму организацию экспедиции. Сложности с транспортом, дорогое топливо, малоизученность самого района с точки зрения не просто промысловых скоплений, но и гидрологии, погодных условий, - все это большая группа рисков для компании-добытчика, от которых нельзя застраховаться".
Риски более чем обоснованны. Несколько компаний, все же рискнувших отправить суда в беринговоморскую экспедицию, оказались в убытках. Северная беринговоморская креветка мельче, чем охото- или япономорская. Соответственно, возникают сложности со сбытом да и с производством (сортировочные машины не удерживают мелкую креветку). Поэтому многие японские компании отказываются ее брать. Однако майская экспедиция 2007 г. при участии двух специализированных тральщиков-креветколовов - "Стелла Карина" и "Асанда" - показала, что промысловые скопления углохвостой креветки имеются. Вот только рынок сбыта на этот вид креветки еще нужно разогревать.
"Из углохвостой креветки, которая не пользуется ажиотажным спросом на рынке, можно производить мясо, - говорят в "Далькреветке". - Однако в России нет фабрик по пиллингу. Нет и соответствующего оборудования. Есть только опытные образцы и готовность хабаровской компании "Дальмашпром" предоставить нам оборудование (центрифуги), которое раньше применялось на промысле криля. Однако учитывая современные стандарты и требования для установки на судне, оно явно нам не подходит. Помимо этого нам необходимо решить, что делать с отходами. Ведь они составляют треть или даже половину от креветки. В море заниматься утилизацией мы не можем - не позволяют площади. Везти креветочную "шелуху" из района промысла во Владивосток не выгодно. Стоимость доставки одного рефконтейнера из Пусана во Владивосток - $3 тыс. Однако мы согласны пойти по этому пути. Тем более что спектр применения того же панциря очень широк. Но опять-таки нет на Дальнем Востоке производств, занимающихся утилизацией отходов. Мы готовы на взаимовыгодных условиях подписать контракт с ТИНРО-Центром, ведь у института есть опытные лаборатории, где производят различные пищевые добавки".
В странах Азии подобные производства имеются. И компании могли бы чистить и перерабатывать креветку в Корее, Китае, Вьетнаме, на Тайване, в Таиланде, а готовое мясо поставлять в Россию. Вот только таможенные пошлины и НДС делают такую схему убыточной. Получается, что тот же НДС будет уплачен дважды - первый раз, когда завозят переработанный продукт сюда, а второй - когда его реализовывают.
Чтобы хоть как-то наладить реализацию этого вида биоресурсов, компании-креветколовы решили реализовывать углохвостую мелкими партиями в России. Ведь это все же лучше, чем совсем прекратить добычу биоресурса, оставив его в воде.
Одновременно с наработкой промысла ассоциация ищет возможность привлечения потенциальных инвесторов, заинтересованных в производстве мяса из креветки на Дальнем Востоке. "Мы готовы предоставить нашу углохвостую креветку для дальнейшей переработки, для обкатки новых станков, отработки новых технологий всем желающим на взаимовыгодных условиях", - говорят в ассоциации.
На этом планы ассоциации креветколовов не заканчиваются. "Мы планируем привлекать флот членов ассоциации к поиску и исследованию новых районов и объектов промысла в уже существующих подзонах, а также в новых промысловых зонах, а именно: Аяно-Шантарской, в районе Банки Кашеварова, Западной Камчатки, Западно-Беринговоморской, Южно-Курильской и в других подзонах, - комментирует ситуацию Юрий Москальцов. - Мы понимаем, что исследовательские работы обходятся компаниям очень дорого, но это необходимо, так как нам нужно думать о будущем уже сегодня и не откладывать решение проблем на потом. Наша политика направлена на то, чтобы сохранить ресурс, стабилизировать рынок, уверенно работать на перспективу".
- Мемориал энергетикам – героям Великой Отечественной войны – открыт в России
- ФАС заинтересовался кнопками "ЭРА-Глонасс"
- Сбербанк создает дочернюю компанию Sber Automotive Technologies
- Путин поблагодарил Грефа и Сбербанк за больницу в Тулуне
- Российские спортивные тренеры получат статус педагогов
- В России дорожает авиасообщение
- Сбербанк осуществил самую масштабную за всю историю банка трансформацию
- Сбербанк провёл платёж клиента, находящегося в Северном Ледовитом океане
- Сбербанк профинансировал компании группы "Аэрофлот" на 1,8 млрд рублей по госпрограмме кредитования под 2%
- Сбербанк просит увеличить лимиты госпрограммы поддержки занятости с кредитами под 2%