Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Пятница| 22 Ноября, 10:18 |
|
|
Тема номера
|
Камчатский край переходного периода
В реальности же мы становимся свидетелями сложнейшего, пока ещё слабо прогнозируемого социально-политического эксперимента. С 1 июля начался его очередной этап длиною в полгода. Такой срок определен Федеральным Конституционным законом на то, чтобы Камчатский край окончательно перешел из положения де-юре в де-факто.
Отсчет времени начался 12 июля 2006 года, когда Президент России подписал Федеральный конституционный закон "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа", который определил правила переходного периода, длящегося до завершения формирования в крае законодательного и высшего исполнительного органов власти.
Основа жизнедеятельности - бюджеты Камчатской области и Корякского автономного округа на 2007 год составлялись, рассматривались и утверждались раздельно. И до дня образования нового субъекта их исполнение обеспечивалось исполнительными органами власти области и округа. Со дня образования Камчатского края исполнение бюджетов на 2007 год обеспечивается губернатором Камчатского края раздельно по Камчатской области и Корякскому автономному округу. А вот уже проект краевого бюджета на 2008 год должен готовиться, как говорит закон, "исполнительными органами государственной власти Камчатской области и Корякского автономного округа и (или) исполнительными органами государственной власти Камчатского края".
Пока действуют два законодательных органа, Конституционный закон предусматривает своеобразную страховку, существенно расширяя полномочия губернатора. Так, в случае, если закон о бюджете Камчатского края на 2008 год не будет принят Советом народных депутатов Камчатской области и Думой Корякского автономного округа, то он утверждается указом губернатора Камчатского края.
Законы в переходный период принимаются Советом народных депутатов Камчатской области и Думой Корякского автономного округа в форме законов Камчатского края, подписываются и обнародуются губернатором края. Порядок принятия определяется соглашением между Советом народных депутатов Камчатской области, Думой Корякского автономного округа и губернатором Камчатского края.
Исполнительные органы власти Камчатской области и Корякского автономного округа осуществляют свои полномочия до завершения формирования системы исполнительной власти Камчатского края губернатором. Полномочия губернаторов Камчатской области и Корякского автономного округа прекратились со дня образования Камчатского края.
1 июля 2007 года с момента образования Камчатского края и назначения высшего должностного лица нового субъекта Федерации - губернатора, на фоне административных перемен наступило время экономических преобразований.
2 июля торжества по случаю вступления в должность губернатора Камчатского края Алексея КУЗЬМИЦКОГО проходили в присутствии высоких гостей из Москвы и соседних регионов. А уже на следующий день в закрытом посёлке Рыбачий состоялось заседание Координационного Совета при полпреде Президента РФ в ДВФО Камиле ИСХАКОВЕ. В течение 10 часов тщательному анализу подвергались важные аспекты жизни Дальневосточного региона, и особенно новорожденного края.
Доклад первого губернатора Камчатского края на Координационном Совете был достаточно лаконичен по объему и неутешителен по содержанию. Алексей Кузьмицкий, по сути, дал критический анализ сложившейся в регионе системе социально-экономических отношений.
Показатели, характеризующие качество и уровень жизни населения всей территории, существенно ниже среднероссийских, сообщил новый губернатор. И, хотя в области ежегодно устойчивыми темпами растут объемы розничного товарооборота, услуг общественного питания и услуг связи, что косвенно свидетельствует о положительной динамике показателей уровня жизни населения, покупательная способность населения региона существенно ниже среднероссийских и дальневосточных показателей. На фоне роста доходов населения полуострова в целом доходы населения Корякского автономного округа имеют существенно худшую динамику. Номинальные среднедушевые доходы населения в 2006 г. составили 11 590 рублей в месяц. По этому показателю Камчатка занимает 14-е место в Российской Федерации. В то же время по покупательной способности населения регион занимает 73-е место в России. И по этому показателю в общероссийском рейтинге ее опережает только Чукотка. Снижение уровня жизни, по мнению Алексея Кузьмицкого, обусловлено высокими темпами региональной инфляции.
При этом имеется существенная разница в экономических показателях Камчатской области и Корякского автономного округа. В 2006 году объем валового регионального продукта (ВРП) в Камчатской области составил 41,26 млрд руб., обеспечив прирост в 6%, то в КАО - 5,83 млрд руб. - снижение по сравнению с предыдущим годом - 0,8%.
Получается, что не самый экономически стабильный регион вобрал в себя еще более слабый. Так что новой власти придется одновременно решать двуединую задачу - не просто повышать уровень жизни населения края, но и прилагать немало усилий, чтобы сгладить сложившиеся диспропорции внутри его обширных территорий. То есть Корякию подтянуть к среднему уровню региона. Предстоит сформировать единое экономическое пространство и выработать долгосрочную стратегию социально-экономического развития Камчатского края.
Главной проблемой, стоящей на пути решения этих задач, Алексей Кузьмицкий назвал высокий тариф на электрическую энергию. И привел цифры: в 2007 г. среднеотпускной тариф на электроэнергию в РФ составляет 1,27 рубля за 1 кВт/час, в Камчатской области тарифы по изолированным энергоузлам колеблются от 6,96 руб. до 16,97 руб. В Корякском округе тариф достиг 20,74 руб. Для населения в области кВт/час стоит 2,70 руб., в округе - 2,92 руб. Тарифы на полуострове формируются раздельно по центральному и четырем изолированным энергоузлам. С 1 июля 2007 года их дифференциация еще больше возрастает, что, безусловно, будет препятствовать формированию единого экономического пространства. При этом, по словам губернатора Камчатского края, бюджеты региона не имеют достаточных средств для выравнивания тарифов. Между тем их выравнивание является важнейшим условием экономического роста.
Алексей Кузьмицкий высказал близкую дальневосточникам мысль о том, что в государственных интересах установить единые тарифы на электрическую и тепловую энергию по стране в целом. Пока же этого нет, необходимо обеспечить предоставление субсидий из федерального бюджета регионам Дальнего Востока на компенсацию разницы между экономически обоснованными тарифами в субъектах и среднероссийскими. Губернатор констатировал, что сегодня нет единой концепции и программы развития энергетики Камчатки. Ее необходимо сформировать при непосредственном участии администрации края, соответствующим образом оформить, согласовать и принять как на региональном, так и на федеральном уровне. По мнению главы региона, жизненно необходима реализация проектов, обеспечивающих снижение себестоимости генерации электроэнергии и оптимальное развитие сетевого хозяйства.
Этому может способствовать строительство газопровода из Соболевского района до Петропавловска-Камчатского с последующей газификацией прилегающей территории. Перспективным камчатской власти видится строительство малых ГЭС, в частности в Усть-Большерецком (завершение строительства каскада на р. Толмачева), Усть-Камчатском и Алеутском районах. Строительство мини - ТЭЦ на местных углях в Корякском округе, по мнению Кузьмицкого, также улучшит структуру генерирующих мощностей.
По расчетам администрации края, для окончания строительства газопровода необходимо 11,5 млрд рублей, в том числе 3,5 млрд рублей из федерального бюджета. Завершение проекта обеспечит, с учетом мультипликативного эффекта, прирост ВРП на первом этапе на 8,4 млрд руб., в 2014 г. - на 20 млрд руб. Годовые дополнительные поступления в бюджетную систему Российской Федерации в 2011 году составят 1,9 млрд рублей, а в 2014 г. превысят 4,5 млрд руб. Для реализации проектов строительства малых ГЭС необходимо 2,2 млрд рублей федеральных инвестиций. Через 3 года после завершения строительства годовой прирост ВРП составит порядка 1,9 млрд рублей, а дополнительные поступления в бюджетную систему - 500 млн рублей в год.
Вторым базовым элементом экономики губернатор считает транспортный каркас территории. По его словам, развитие сети автомобильных дорог будет способствовать также укреплению системы морских каботажных перевозок и может стать основой для открытия паромной линии Усть-Камчатск-Никольское. Основной проект первого этапа развития транспортного комплекса - автомобильная дорога от краевого центра до Усть-Камчатска.
При этом транспортная доступность Камчатского края определяется не только развитием автомобильных дорог. Географическая особенность региона требует особого внимания к авиа и морскому сообщению. В связи с этим новый губернатор ставит задачу в первую очередь решить вопросы модернизации аэропортового комплекса - главных воздушных ворот полуострова. Необходимо срочно привести в надлежащее эксплуатационное состояние взлетно-посадочные полосы, провести реконструкцию аэровокзала, расширить пункт пропуска через государственную границу. Доступность полетов, читай снижение стоимости билетов, для населения территории должно обеспечить привлечение эффективных воздушных авиаперевозчиков по обслуживанию межрегиональных линий, а также чартерных (в перспективе регулярных) международных линий.
Зияющий дырами выбитых окон морской вокзал Петропавловска-Камчатского стал уже притчей во языцех. Об него уже неоднократно "спотыкались" высокопоставленные чиновники и требовали сделать с этим безобразием что-то путное. Реконструкция либо строительство нового морского пассажирского вокзала в Петропавловске-Камчатском с оборудованием пункта пропуска через государственную границу также входят в программу новой губернаторской команды. В дальнейшем планируется вернуться к вопросу о восстановлении морских пассажирских перевозок из Петропавловска-Камчатского.
По расчётам администрации Камчатской области для реализации проектов развития транспортной инфраструктуры необходимо 10,4 млрд рублей.
Параллельно с энергетической отраслью и формированием транспортного каркаса планируется дальнейшее развитие рыбной промышленности в направлении оптимизации береговой переработки и выпуска продукции глубокой переработки, поэтапное освоение всей гаммы полезных ископаемых, развитие инфраструктуры массового въездного туризма.
В части освоения месторождений полезных ископаемых разрабатываемая в Камчатском крае стратегия социально-экономического развития исходит из того, что "в XXI веке при соблюдении норм действующего законодательства технологические возможности позволяют вести добычу углеводородов на прикамчатском шельфе, а также их транспортировку и переработку без нанесения урона окружающей среде, в том числе запасам водных биологических ресурсов, в интересах населения, экономики и бюджета Камчатского края". Планируется, что с 2013 года на шельфе Камчатки ежегодно будет добываться более 50 млн тонн этих ресурсов.
Уже сегодня на полуострове активизируется добыча полезных ископаемых (в основном россыпной платины, рудного золота, медно-никелевых руд, угля). В настоящее время на полуострове выявлено 10 месторождений и 22 перспективных участка коренного золота. В структуре экономики Корякского автономного округа эта отрасль занимает 29,8%, а в целом по территории Камчатки порядка 4%. Этот сектор получит основательный импульс к развитию, если удастся оптимизировать энергетическую и транспортную сферы экономики края. Эксперты выдают оптимистические прогнозы: через 10 лет, благодаря развитию добывающей промышленности, Камчатский регион превратится из дотационного в донорский.
По мнению губернатора Кузьмицкого, решение обозначенных задач позволит снизить степень моноструктурности экономики края и обеспечит экономический рост. И с этим сопряжено решение кардинальной задачи - увеличение числа рабочих мест, качественный рост, улучшение профессиональной структуры трудовых ресурсов. Все это в целом сформирует привлекательные условия для инвесторов, позволит вывести из критической зоны уровень собственной бюджетной обеспеченности региона, даст возможность динамично развивать социальную сферу.
- Мемориал энергетикам – героям Великой Отечественной войны – открыт в России
- ФАС заинтересовался кнопками "ЭРА-Глонасс"
- Сбербанк создает дочернюю компанию Sber Automotive Technologies
- Путин поблагодарил Грефа и Сбербанк за больницу в Тулуне
- Российские спортивные тренеры получат статус педагогов
- В России дорожает авиасообщение
- Сбербанк осуществил самую масштабную за всю историю банка трансформацию
- Сбербанк провёл платёж клиента, находящегося в Северном Ледовитом океане
- Сбербанк профинансировал компании группы "Аэрофлот" на 1,8 млрд рублей по госпрограмме кредитования под 2%
- Сбербанк просит увеличить лимиты госпрограммы поддержки занятости с кредитами под 2%