Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Суббота| 23 Ноября, 18:08 |
|
|
Тема номера
|
Город на золе
На каждого жителя Владивостока сегодня приходится более 30 тонн золошлаковых смесей, захороненных в черте города. Только в золоотвалах ТЭЦ-2 их накоплено 17 млн тонн, и они занимают 156 га территорий. Ежегодно к этому добавляется еще 500-800 тыс. тонн, которые поглощают новые участки земли.
В отличие от таких природных катастроф, как землетрясения и цунами, золоотвал является медленно развивающейся катастрофой нового - антропогенного - типа, и ее опасность осознается не сразу.
Для Владивостока, золоотвалы которого находятся рядом с нашими домами и открыты всем ветрам, последствия этой медленной катастрофы могут стать особенно болезненными. Прежде всего, это связано с пылением мелких частиц с поверхности золоотвалов. Дальность переноса пыли с золоотвалов при помощи ветра достигает 30 км, а ее количество, оседающее на 1 кв. км прилегающих к золоотвалам территорий, составляет от 90 до 500 тонн.
Сегодня для утилизации зол реально выделяются две наиболее материалоемкие (золоемкие) отрасли: производство строительных материалов и сельское хозяйство.
Что касается сельского хозяйства, то использование зол в качестве удобрения и мелиоранта широко пропагандировалось в 1970-1980-е годы. Были получены положительные результаты, но со временем пришло осознание, что помимо полезных компонентов в золах в критически опасных концентрациях могут содержаться токсичные элементы. В этом смысле строительные материалы, позволяющие "капсулировать" токсичные вещества, являются более безопасной областью утилизации зол.
Не менее остро, чем проблема золоотвалов, для г. Владивостока стоит проблема захоронения бытового мусора. Город имеет одну санкционированную свалку в б. Горностай, которая уже давно выработала свой санитарный ресурс. Единственный доступный городу способ решения этой проблемы, сжигание бытовых отходов в котлах мусоросжигательного завода, также приводит к образованию значительных количеств золы и шлаков.
Существует практика захоронения отходов в океане на глубине более 1800 м, где жизненная активность минимальна. Но этот способ захоронения отходов требует больших затрат.
Наиболее выгодная с экономической точки зрения практика захоронения отходов - размещение их в пределах шельфа с образованием искусственных рифов. - Строительство искусственных островов или прибрежных территорий на насыпных грунтах, в т.ч. с захоронением в них отходов, создает благоприятную среду обитания различных видов рыб и морских организмов. Например, Япония за последние десятилетия создала у своих берегов более 90 новых искусственных островов.
Основным материалом для этого послужил бытовой и промышленный мусор. Как правило, он брикетируется под давлением в 500 атмосфер и укладывается вместе с камнем. Из каменных глыб отсыпается контур искусственного острова, а затем образовавшаяся чаша "хранилища" заполняется землей, камнями и брикетами с мусором.
Огромные площади занимают искусственные острова городов Токио и Кобэ. На них располагаются международный аэропорт Кансай, индустриальные зоны, выставочные комплексы, торговые центры и парки развлечений. По сравнению с Владивостоком, условия создания искусственных островов в Японии крайне неблагоприятны: там высока сейсмичность, случаются цунами и океанские шторма, близко находятся глубоководные зоны.
Активно отвоевывают территории у моря и наши южнокорейские соседи, особенно в районе международного аэропорта Инчхон. Расширение городской территории за счет прилегающей водной поверхности - обычная практика для прибрежных городов по всему миру. Например, в Чикаго береговая линия озера Мичиган на всем протяжении центра города отведена от прежней на километр и более. Здесь на новых площадях разместились небоскребы, магистрали и парки.
По сравнению с Японией Владивосток является идеальным местом для строительства насыпных прибрежных территорий: обширный, мелководный, прилегающий к центру города, надежно защищенный от океана Амурский залив с тонким слоем ила на скальном основании. Это бесценный ресурс в условиях крайнего дефицита территорий Владивостока, и в особенности плоских территорий.
Суть предложения состоит в том, чтобы строить рядом с городом искусственные территории крупноразмерными секциями из гидротехнического бетона, заполняемыми не бытовым мусором, а несгораемыми отходами, строительным мусором, боем стекла, кирпича и бетона, грунтом из котлованов и др. Достоинство такого решения состоит в том, что бетон непроницаем для токсичных веществ, содержащихся в золах, чего не скажешь о любых других ограждениях или искусственных барьерах.
Даже если Владивосток не будет в будущем сильно расти, то и в нынешних размерах он будет постоянно вырабатывать миллионы тонн золы и других твердых отходов. Так что процесс безопасного непрерывного наращивания искусственной плоской территории может занять многие десятилетия.
Полученную территорию можно будет использовать под размещение торговых, выставочных, рекреационных и спортивных объектов, транспортных автомагистралей и развязок. На искусственном острове могут разместиться аквапарк, причалы, лодочные станции, развлекательные центры. Можно использовать полученную территорию и под размещение нового жилого района с ультрасовременной высотной застройкой. Любой из этих объектов будет приносить городу доход.
Финансирование работ по захоронению золошлаковых и бытовых отходов и строительство островов вблизи Владивостока предлагается осуществлять путем привлечения средств российских и зарубежных инвесторов, для чего необходимо провести тендер, предварительно определив функцию создаваемой территории, а также ее юридический статус. К реализации проекта можно привлечь часть средств экологических программ российского и международного уровней.
Об авторах: Андрей СИГИДИН, заместитель директора, главный архитектор Тихоокеанского института геомеханики и региональных исследований в строительстве (АНО ТИГРИС), советник РААСН; Надежда ФАЛАЛЕЕВА, ведущий научный сотрудник Дальневосточного научно- исследовательского, проектно-конструкторского и технологического института (ДальНИИС РААСН), канд. техн. наук.
- Мемориал энергетикам – героям Великой Отечественной войны – открыт в России
- ФАС заинтересовался кнопками "ЭРА-Глонасс"
- Сбербанк создает дочернюю компанию Sber Automotive Technologies
- Путин поблагодарил Грефа и Сбербанк за больницу в Тулуне
- Российские спортивные тренеры получат статус педагогов
- В России дорожает авиасообщение
- Сбербанк осуществил самую масштабную за всю историю банка трансформацию
- Сбербанк провёл платёж клиента, находящегося в Северном Ледовитом океане
- Сбербанк профинансировал компании группы "Аэрофлот" на 1,8 млрд рублей по госпрограмме кредитования под 2%
- Сбербанк просит увеличить лимиты госпрограммы поддержки занятости с кредитами под 2%