Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Пятница| 22 Ноября, 03:34 |
|
|
Тема номера
|
Сила в единении
Заседание Совета началось с подведения итогов политического, экономического и социального положения регионов Дальнего Востока за первое полугодие 2005 г. Не считая заявления полпреда о возможном губернаторстве Виктора ВЕКСЕЛЬБЕРГА, прошедшее полугодие можно назвать политически стабильным. По основным экономическим показателям такой стабильности пока не наблюдается. Индекс промышленного производства составил за полугодие всего 97%, хотя при этом наметились и положительные тенденции, в частности в развитии обрабатывающих производств, где показатели достигли 107% к аналогичному уровню прошлого года. В этой сфере наибольших успехов удалось добиться во вторичной переработке древесины - 124% и выпуске готовой рыбопродукции - 126%. Тогда как заготовка древесины остается на прошлогоднем уровне, а вылов рыбопродукции вырос не столь значительно, как ее переработка.
Естественно, промышленный рост влияет и на потребление энергоресурсов, этот показатель вырос до 102,5%, одной из причин его отставания от индекса переработки стал спад добычи полезных ископаемых. Всего 91,8% от уровня прошлого года показала эта важнейшая отрасль округа, при этом наибольшее снижение произошло по золоту, платине и плавиковому шпату. Однако это отставание может исчезнуть уже в ближайшее время, поскольку добывающая отрасль начинает активно развиваться, а у предприятий появляются новые собственники, в том числе и иностранные.
Активное развитие крупного бизнеса характеризуется и впечатляющим ростом использованных инвестиций в основной капитал - 112,5 млрд руб., или 165%, по сравнению с прошлым годом, говорят о приходе крупного капитала на предприятия Дальнего Востока. Как следствие, в семи из десяти субъектов федерации округа выросли реальные денежные доходы населения, в тройке отстающих - кризисные Чукотка, Камчатка и Корякия. Кстати, эти регионы лидируют и в остальных "горячих" списках отстающих, но с исключениями, например, наибольший рост цен на промышленные товары и услуги строительства зарегистрирован именно на Чукотке.
Этот феномен полпред объяснил лично: "В Анадыре построен лучший аэропорт в ДВ округе, для его строительства и ввода в эксплуатацию привлекались лучшие специализированные компании с европейского рынка, в том числе и потому, что местных строителей на такие объекты у нас нет", - обронил Константин Борисович, отвечая на вопрос о росте безработицы. Вот так, волевыми решениями регионы вырываются вперед, жаль, что не системно, а только в чем-то одном. Кстати бессистемность и отсутствие налаженных связей между регионами стали основной темой критики со стороны Константина ПУЛИКОВСКОГО в адрес глав регионов.
К сожалению, отсутствие налаженных коммуникаций остается главной не решенной проблемой округа. И дело здесь не только в ветвях исполнительной власти, не использующей положительный опыт соседей, но и в отсутствии инфраструктуры, мешающей развитию связей между регионами и препятствующей развитию всего округа. Наиболее явно эта проблема отображается в организации "северного завоза" -шесть из десяти субъектов не завезли и половины от запланированного. Как ни странно, хуже всех с этой задачей справляется Приморье, где завезли лишь 26% от годового назначения, но для Приморского губернатора Сергея ДАРЬКИНА этот показатель особой роли не играет.
Тогда как для его бывшего коллеги по рыбной промышленности, Корякского губернатора Олега КОЖЕМЯКО невыполнение плана по "северному завозу" может стать серьезным просчетом. Сейчас кризисный Корякский АО обеспечен углем только на 25%, а времени осталось мало - совсем скоро навигация прекратится. Однако не все в этом деле зависит от самих губернаторов - финансирование этих территорий идет за счет федерального бюджета. "Я доложил Президенту РФ Владимиру ПУТИНУ, что средств на обеспечение "северного завоза" может не хватить, поскольку бюджет формировали в прошлом году, а с весны нынешнего года цены на энергоносители показали значительный рост, особенно подорожали мазут и дизельное топливо, поэтому необходимо скорректировать эти расходы", - заявил Константин Пуликовский.
Тема формирования федерального бюджета стала одной из самых обсуждаемых на Совете, и полпред и главы регионов сходятся во мнении, что многие статьи расходов нужно предусматривать и пересматривать в проекте бюджета 2006 г. Про необходимость увеличения расходов, связанных с топливом, мы уже говорили, кроме того, главы регионов уверены, что необходимо также предусмотреть компенсацию расходов, связанных с увеличением тарифной ставки работников бюджетной сферы. В полпредстве посчитали, в какую копеечку вылетит повышение зарплат бюджетникам в масштабе всего округа, и в кулуарах было озвучено мнение, что самостоятельно не все бюджеты такую нагрузку выдержат. А поскольку размер задолженностей по зарплате в округе снижается не столь быстрыми темпами, как хотелось бы, лишь на 12% за полугодие, все надеются на помощь центра.
Представители центра в лице начальника контрольного управления президента РФ Александра БЕГЛОВА, заместителя министра связи Бориса АНТОНЮКА, зама руководителя Федерального дорожного агентства Анатолия ЧАБУНИНА и глав федеральных структур округа в общих чертах поддержали инициативы, озвученные на совете. Но по их реакции можно было заметить, что они ждут от региона не только инициатив, но и действий, в частности, на совете обсуждались меры по развитию дорожной сети ДВ региона. По общему мнению, состояние дорог округа не позволяет говорить о развитии территорий, однако не во всех регионах собрана необходимая информация о состоянии и перспективах реконструкции дорог.
"Вопрос дорожного строительства на сегодняшний день стоит очень остро, до 15 сентября все главы должны сдать мне технико-экономические условия по реконструкции дорожной сети. Это касается и федеральной трассы Чита - Хабаровск, в состав которой включено около 400 км дорог местного значения, на них нужно в первую очередь проводить дорожно-строительные работы", - рассказал журналистам по окончании совета Константин Пуликовский. На это по федеральной целевой программе "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья" до 2010 года планируется выделить от 6 до 10 млрд руб. Конечный размер финансирования как раз и будет утверждаться исходя из представленной регионами информации, но пока в это благое дело вмешивается несогласованность регионов.
Еще одной острой для ДВ регионов темой Константин Борисович назвал развитие жилищного строительства, при умеренном росте в 16% строительство жилого фонда развивается гораздо медленнее, чем требуется округу. Опять же есть положительный пример - Чукотка и здесь выбилась в безусловные лидеры по объему введенного жилья на численность населения. Но все же проблемы у регионов одни и те же, и зачастую решают их без оглядки на опыт соседей и соответственно совершая похожие ошибки. Эту ситуацию иллюстрирует опыт ипотечного кредитования - лидеры по выдаче ипотечных кредитов, Хабаровский край и Якутия, в 2 и более раза опережают остальные регионы округа. По словам полпреда, необходимо все региональные программы, разработанные администрациями субъектов, свести к единому знаменателю. Для этого в ближайшее время в ДВФО планируется привлечь ипотечные агентства из центра России.
Подводя итоги августовского Совета, Константин Пуликовский заметил, что это мероприятие уже утратило былую "авральность" и стало обычной, очередной встречей коллег, на которой обсуждаются рядовые вопросы, касающиеся жизни регионов. "Мы рассматривали вопросы о федеральной инвестиционной программе, о внедрении местного самоуправления на территории ДВФО и многое другое. Хочу сказать, что сегодняшний совет прошел в конструктивной рабочей обстановке, и мы решили отказаться от обеда, чтобы успеть посмотреть Владивосток и остров Русский", - подвел итог полномочный представитель Президента РФ. Хочется, чтобы это действительно было так, и с каждым советом в округе становилось все меньше проблем.
- Мемориал энергетикам – героям Великой Отечественной войны – открыт в России
- ФАС заинтересовался кнопками "ЭРА-Глонасс"
- Сбербанк создает дочернюю компанию Sber Automotive Technologies
- Путин поблагодарил Грефа и Сбербанк за больницу в Тулуне
- Российские спортивные тренеры получат статус педагогов
- В России дорожает авиасообщение
- Сбербанк осуществил самую масштабную за всю историю банка трансформацию
- Сбербанк провёл платёж клиента, находящегося в Северном Ледовитом океане
- Сбербанк профинансировал компании группы "Аэрофлот" на 1,8 млрд рублей по госпрограмме кредитования под 2%
- Сбербанк просит увеличить лимиты госпрограммы поддержки занятости с кредитами под 2%