Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Воскресенье| 24 Ноября, 13:19 |
|
|
Тема номера
|
Попавшие в сети
- Три года подряд добыча морских биоресурсов российскими предприятиями остается на одном уровне - около 3 млн тонн в год, в том числе около 1 млн тонн добывается за пределами исключительной экономической зоны РФ, - сообщил в своем докладе заместитель министра сельского хозяйства РФ Владимир ИЗМАЙЛОВ. - Цифра более чем тревожная, ведь еще 10 лет назад Россия добывала около 10 млн тонн.
Все же падение объемов добычи - не самая страшная беда рыбаков. Замминистра отметил, что российская рыбопродукция становится все менее конкурентоспособной на мировом рынке. Самая большая проблема отрасли состоит в том, что в стране ежегодно растут как экспорт сырья, так и импорт готовой продукции. По статистике в 2005 г. Россия вывезла за рубеж около 1,4 млн тонн морепродуктов, в то время как импорт составил 1,2 млн тонн.
Ситуация более чем тревожная. Становится понятным, почему Россия получила ярлык сырьевого придатка на мировом рыбном рынке. Причем эта тенденция с каждым годом усиливается. Эксперты отмечают, что дальше будет еще хуже. Например, управляющий директор компании SOCOP Intertrade GmbH (Германия) Франк ТЕММЕ отметил, что налицо тенденция, при которой все большую роль в мировой переработке белой рыбы занимает Китай. "Сегодня около 57% российского улова минтая поступают на переработку в Китай, а затем, в виде филе вторичной заморозки, - на сбыт в Европу, США, Россию". По его словам, Китай вышел на 1-е место в мире по вылову морских биоресурсов - его доля на мировом рынке уже превышает 18%.
На этом фоне тревогу вызывает тот факт, что запасы отдельных промысловых видов, на которых работают российские компании, с каждым годом уменьшаются. Основная причина - теневой лов биоресурсов. Например, в ходе минтаевой путины 2006 г. на рынки Японии и Южной Кореи поступило более 50 тыс. тонн икры. Если брать реальный выход икры и сырца, то получается, что компании добыли более 700 млн тонн. Это в два раза больше общедопустимого улова (ОДУ) на минтай в Дальневосточном бассейне.
Решить проблему бесконтрольного лова можно двумя способами. Первый - заставить контролирующие органы ловить и сажать браконьеров. "Второй - введение обязательного декларирования и как следствие поступление биоресурсов на внутренний рынок. Когда рыба придет в Россию, появятся перспективы в области глубокой переработки. Потом с ней можно выходить на рынки стран-потребителей. Именно на этом настаивают сегодня рыбаки", - утверждает президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморского края Дмитрий ГЛОТОВ.
Все же проблема остается открытой и можно только догадываться, как российские чиновники будут ее решать. А пока в России браконьерский промысел не снижает обороты. Этого, кстати, не отрицал и губернатор Приморья Сергей ДАРЬКИН, высказавшись по так называемой крабовой проблеме: "Несмотря на то, что в 2006 г. добыча краба на камчатском шельфе была запрещена (за исключением добычи в научных целях), на рынок Японии только в I полугодии 2006 г. было поставлено 10 тыс. тонн камчатского и синего краба. В Японском море запасы краба выбраны до такой степени, что браконьерский промысел становится невыгодным, и суда уходят добывать краба в Охотское море".
Присутствовавшие на съезде международные делегации поделились с дальневосточными рыбаками своим опытом работы. Так, один из представителей исландской компании "Атлантида" рассказал, что работать на мировых рынках можно только при условии прозрачности всей цепочки происхождения продукта. То есть в документах должны быть отражены место лова, место переработки, причем перерабатывающие предприятия должны иметь международную сертификацию очень высокого стандарта и известный, узнаваемый бренд. При этом всем должны быть понятны источники финансирования и по возможности в этой цепочке должны отсутствовать посредники. "Если эти условия будут соблюдены, то интеграция в мировой рыбный бизнес будет не только возможна, но и успешна", - заявил исландец.
Полезные советы участники съезда выслушали, но при этом большинство опрошенных собеседников "ДК" заявило, что в ближайшие годы эти условия невыполнимы. Прежде всего, не происходит капитализации отрасли. "В той же Исландии капитализация частично происходит за счет того, что квоты компаний находятся в легальном обороте. Под них можно брать кредиты, они могут быть использованы в качестве залога. В России передача квот вроде разрешена недавно вышедшим приказом Минсельхоза. Вот только аукционная составляющая вторичного оборота долей пока не прописана", - заявил Дмитрий Глотов.
Как отметил в интервью "ДК" руководитель небольшой рыбодобывающей сахалинской компании, задача номер один - сохранение рентабельности бизнеса. С ростом цен на ГСМ она быстро снижается. Бешеный скачок цен на топливо будоражит рыбопромышленников. Для сравнения в 2002 г. стоимость тонны дизельного топлива не превышала $200, а килограмм селедки стоил около 20 руб. В 2006 г. топливо стоит уже $600-700, а килограмм той же селедки - меньше 10 руб.
- Я считаю, что разумно будет ввести дотирование топливных расходов рыбодобывающим предприятиям. При условии, что они добывают рыбу в исключительной экономической зоне РФ и везут ее в Россию, - заявил Владимир Измайлов. - Однако обещать, что правительство примет подобный законопроект, не могу.
Завершился съезд подписанием резолюции. Рыбаки, как всегда советуют правительству, что нужно сделать. Без сомнения, правительство резолюцию прочтет и примет к сведению, как и две предыдущие... А воз рыбацких проблем останется на том же месте. Но позитив в таких собраниях есть: на Дальнем Востоке сформировалось крепкое рыбацкое сообщество, которое озвучивает отраслевые проблемы и будет решать по мере возможности свои задачи.
- Мемориал энергетикам – героям Великой Отечественной войны – открыт в России
- ФАС заинтересовался кнопками "ЭРА-Глонасс"
- Сбербанк создает дочернюю компанию Sber Automotive Technologies
- Путин поблагодарил Грефа и Сбербанк за больницу в Тулуне
- Российские спортивные тренеры получат статус педагогов
- В России дорожает авиасообщение
- Сбербанк осуществил самую масштабную за всю историю банка трансформацию
- Сбербанк провёл платёж клиента, находящегося в Северном Ледовитом океане
- Сбербанк профинансировал компании группы "Аэрофлот" на 1,8 млрд рублей по госпрограмме кредитования под 2%
- Сбербанк просит увеличить лимиты госпрограммы поддержки занятости с кредитами под 2%