Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Пятница| 22 Ноября, 08:55 |
|
|
Тема номера
|
Центр интеграции Российского Дальнего Востока и Японии - Сахалинская область
Ядром мировой зоны нового экономического роста является КНР. При этом слабая экономика Дальнего Востока оказывается под воздействием быстро растущей экономики Китая, в том числе его северо-восточных регионов, которые длительное время будут находиться в стадии индустриального роста и требовать наращивания импорта сырья и энергоресурсов. Для российского Дальнего Востока рост китайского сбыта - это благо, а одностороннее давление китайских интересов на экономику региона - серьезные угрозы.
Наряду с Китаем (30,7% внешнеторгового оборота ДВ) партнерами России в АТР являются Япония (24%) и Республика Корея (17,5%). Обе эти страны имеют сопоставимый с КНР размер поставок продукции на предприятия Дальнего Востока ($1,6 - 1,7 млрд в год). Однако структура поставок существенно различается. Из Японии и Республики Корея ввозятся в основном транспортные средства и оборудование; а из Китая - химические товары, отделочные строительные материалы, промышленные товары народного потребления.
При рассмотрении проблем включения Дальнего Востока в мировые интеграционные процессы мы подходим и к идее обеспечения более полной взаимосвязи экономик дальневосточных субъектов между собой на основе кластерной методологии. На Дальнем Востоке явно уже обозначились основы как минимум семи территориально локализованных кластеров: лесного, топливно-ресурсного (газово-нефтяного), электроэнергетического, горно-металлургического, судостроительного, рыбного и транспортно-логистического. Важнейшая задача ближайших лет - это институциональное и фактическое оформление статуса кластеров для получения системных эффектов.
Ядром (центром) формирующегося топливно-ресурсного кластера бесспорно является Сахалинская область. В него вовлекаются предприятия и организации Хабаровского и Приморского, Камчатского краев, ЕАО и Магаданской области. Она же может играть важную роль в формировании электроэнергетического кластера (система передачи электроэнергии с ГЭС и ПЭС Дальнего Востока на Японию), рыбного, лесного, транспортно-логистического.Благодаря нефтегазовым проектам Сахалинская область формирует новые факторы ускоренного экономического развития. И они уже осязаемо проявляются в высоких темпах роста производительности труда - выработке валового внутреннего продукта в расчете на одного занятого в экономике. В 2005 г. она составила 436,1 тыс. руб. против 192,6, 223,6 и 241,2 тыс. руб. соответственно в Приморском, Хабаровском и Камчатском краях. Вместе с тем усиливается моноспециализация экономики, что создает существенные трудности для формирования здесь устойчивой социохозяйственной системы.
Основные лидирующие позиции Сахалинской области можно сгруппировать в четыре блока: природно-ресурсный - наличие крупных топливно-энергетических и воспроизводимых ресурсов моря и леса; географический - близость Японии, Хабаровского, Приморского краев и возможность установления тесных кооперационных связей, создание морских транспортных комплексов; экономический - возможность снижения издержек производства за счет газификации производственной и социальной сфер; инновационный - внедрение новых технологий добычи минеральных ресурсов, воспроизводства биоресурсов моря и суши, развитие нефтепереработки и газохимии.
Можно сформулировать четыре возможных сценария развития Сахалинской области на обозримую перспективу. Первый, инновационный, по сути означает качественную модернизацию экономики острова. Реализация долгосрочных проектов в области нефте- и газодобычи, транзитного транспорта, магистральной трубопроводной сети в западном и южном направлениях, лесной, угольной и рыбной промышленности идет на основе реализации принципов устойчивого природопользования. Это потребует интенсификации воспроизводства возобновляемых природных ресурсов, развития перерабатывающих производств, в том числе на основе иностранных инвестиций и "технологического трансферта", обеспечивающих рост их конкурентоспособности на внешних рынках.
Сценарий сырьевой либерализации Сахалинской области можно назвать броском в глобализацию. Опережающее развитие получают наиболее конкурентоспособные нефте- и газодобывающие проекты и обеспечивающие их функционирование магистральные трубопроводы. Крупнейшие иностранные корпорации рассматриваются как главная движущая сила реализации стратегических проектов. Форсированное открытие внутренних инвестиционных и товарных рынков сопряжено будет не только с поступлением значительных иностранных капиталов, но и ростом импорта готовых товаров, свертыванием недостаточно конкурентоспособных перерабатывающих производств. Расширится использование иностранной рабочей силы, что сегодня и наблюдается. Местное население будет ей не конкурентно, что создаст предпосылки для усиления его оттока. Социальная политика будет опираться на принципы "субсидиарного государства" с минимизацией социальных гарантий.
Консервативный вариант сырьевого сценария развития Сахалинской области может иметь реальные перспективы при сохранении высоких мировых цен на энергоносители. Но и в этом случае существенно сузятся возможности ускоренного развития нефтегазодобывающего сектора. Сравнительные преимущества экономики области не будут реализованы в полной мере. Преобладать будет отечественный капитал. Перспективы развития перерабатывающих производств сократятся. Сохраняется модель экспортно-сырьевой специализации области при усиливающейся дифференциации в развитии муниципальных образований. Негативной стороной является исчерпание рентабельных эксплуатируемых запасов природных ресурсов в связи с отставанием в разработке новых месторождений. Данный сценарий можно отнести к инерционному развитию Сахалинской области, то есть сохранению заложенных в предыдущий период факторов роста.
Патерналистский сценарий основан на максимальном участии государства в развитии экономики Сахалинской области. Он лежит в контексте стратегических интересов России, требующих формирования на юге Дальнего Востока крупного населенческого потенциала. Реализация его также возможна при сохранении высоких мировых цен на энергоносители, так как требует роста социальных обязательств государства при невысокой экономической эффективности социальных расходов. Эта стратегия неизбежно усиливает в экономике протекционизм, что ведет к сокращению ресурсов экономического развития.
В реальности стратегия развития Сахалинской области будет включать в себя все элементы выше рассмотренных сценариев. Но важнейшей ее линией должно быть участие в формировании новой модели взаимоотношения России и Японии, ориентированной на большое взаимодействие их экономик; создание топливно-энергетического центра Северо-Восточной Азии; превращение острова в трансконтинентальный мост "Япония-Европа" и "Российский Дальний Восток - Япония".
- Мемориал энергетикам – героям Великой Отечественной войны – открыт в России
- ФАС заинтересовался кнопками "ЭРА-Глонасс"
- Сбербанк создает дочернюю компанию Sber Automotive Technologies
- Путин поблагодарил Грефа и Сбербанк за больницу в Тулуне
- Российские спортивные тренеры получат статус педагогов
- В России дорожает авиасообщение
- Сбербанк осуществил самую масштабную за всю историю банка трансформацию
- Сбербанк провёл платёж клиента, находящегося в Северном Ледовитом океане
- Сбербанк профинансировал компании группы "Аэрофлот" на 1,8 млрд рублей по госпрограмме кредитования под 2%
- Сбербанк просит увеличить лимиты госпрограммы поддержки занятости с кредитами под 2%