Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Воскресенье| 24 Ноября, 15:14 |
|
|
Тема номера
|
Новая формула сотрудничества
- Игорь Владимирович, говоря о приграничном сотрудничестве, мы подразумеваем в первую очередь Китай, с которым у России - самая протяженная граница, и торговлю с ним. Каковы ее основные тенденции? Что изменилось за последнее время?
- На Дальнем Востоке приграничная торговля - самое динамичное направление экономической деятельности. В Приморье за последние четыре года темпы ее прироста составили от 10 до 15%. Доля КНР во внешнеэкономическом обороте Приморья - 36%. По оценкам, к 2010 г. объем приграничной торговли края увеличится в два раза.
За последние 10 лет в провинции Хэйлунцзян и Приморье сформировался эффективно работающий бизнес по перевалке, переоформлению, растаможиванию внешнеэкономических грузов и их переадресовке во внутренние регионы России и КНР. В этой сфере созданы тысячи рабочих мест, дающих хорошие налоговые отчисления в региональные и местные бюджеты обеих стран.
Но настораживает тот факт, что последние два года объем операций сокращается на 5-7%. За 5 лет в приграничных районах Китая уменьшилось число компаний, занятых взаимной торговлей: в Хэйхэ - в 1,5 раза, в Харбине - в 5 раз (исключение - Суйфэньхэ). А в целом их количество в КНР выросло в 2,5 раза. То же самое наблюдается на российской стороне: в Приморье количество компаний, торгующих с Китаем, сократилось в 2,1 раза, в Хабаровском крае - в 1,5 раза, в Амурской области - в 1,4 раза. А вот Москва и Санкт-Петербург увеличили присутствие на рынке КНР почти вдвое.
Как считают эксперты Тихоокеанского центра стратегических разработок, и в Китае, и в России происходит перераспределение прибыли из приграничных регионов в центр. При этом перетекание происходит не за счет расширения бизнеса, освоения новых сегментов рынка, а за счет перехвата региональных связей и контактов. Эта тенденция негативно сказывается на общем товарообороте.
Вторая тенденция - сокращение ассортимента: 5 лет назад в товарообороте присутствовало 2376 наименований, сегодня - 1836. За 2004 г. из товарооборота исчезло еще 42 вида продукции. Если сокращение российского ассортимента - результат структурной перестройки производства, то сокращение номенклатуры поставок из КНР объясняется снижением уровня взаимного интереса и доверия. Профессионалы первой волны ушли. Новички плохо ориентируются в специфике рынков России и Китая. Сегодня на всю Россию приходится около 400 профессиональных консультантов по Китаю, включая преподавателей и переводчиков!
Третья тенденция - рост на российском рынке объемов продаж китайских товаров третьими странами от своего имени. Схема проста: наши фирмы, заключив контракт на поставку европейских товаров, в итоге получают контейнер... из КНР. Тут нет ничего предосудительного, если бы на товаре стояли товарные знаки производителя, а не посредника. Подобная замена производится в массовом порядке. По оценкам экспертов, более 60% китайских товаров на российском рынке продается под чужими брендами. Это форменное пиратство. Им больше всего грешат австрийцы, голландцы, немцы, ряд арабских стран.
В итоге китайский производитель теряет "лицо" и рынок сбыта, зарабатывает на 20-30% меньше, так как его прибыль досталась посредникам. А мы платим на 15-20% больше, чем могли бы, работая с Китаем напрямую. В 2003 г. на российском рынке по таким схемам работало более 400 европейских компаний, 2 тыс. контрактов - на $ 2,5 млрд, а прибыль по ним оценивается в $ 300 млн. Объем таких операций за 5 лет возрос в 1,5 раза.
Значительный объем приграничной торговли по-прежнему имеет стихийные формы и плохо поддается налоговому контролю. В приграничных населенных пунктах Приморья свыше 70% семейных доходов дает челночная торговля. Это негативно влияет на качество трудовых ресурсов: идет их социальная деградация. А в бюджет приграничных муниципальных территорий от "челноков" идет минимум налогов.
- И, тем не менее, при некотором сходстве проблем, Китай извлекает из торговли выгоду. 15 лет назад Суйфэньхэ - маленькая грязная деревенька, сейчас - город, и хорошеет с каждым днем. А по нашу сторону границы не видно, что торговля пошла нам впрок. В КНР проводят реконструкцию промышленной базы северо-восточных провинций. А стратегия России в отношении дальневосточных территорий? Как сделать взаимовыгодным сотрудничество с Китаем?
- Ключевая задача российской политики - создать в регионе экономические "полюса роста". Один из них складывается в транспортном коридоре Хабаровск - Владивосток. Сегодня в Приморье готовится ряд проектов, которые должны обеспечить рост экспортных услуг. Прежде всего это транспортно-логистический центр с двумя распределительными ХАБами по обслуживанию портов Владивостока и Находки. Готовится бизнес-проект по созданию на острове Русский "особой рекреационно-туристической зоны".
- Мемориал энергетикам – героям Великой Отечественной войны – открыт в России
- ФАС заинтересовался кнопками "ЭРА-Глонасс"
- Сбербанк создает дочернюю компанию Sber Automotive Technologies
- Путин поблагодарил Грефа и Сбербанк за больницу в Тулуне
- Российские спортивные тренеры получат статус педагогов
- В России дорожает авиасообщение
- Сбербанк осуществил самую масштабную за всю историю банка трансформацию
- Сбербанк провёл платёж клиента, находящегося в Северном Ледовитом океане
- Сбербанк профинансировал компании группы "Аэрофлот" на 1,8 млрд рублей по госпрограмме кредитования под 2%
- Сбербанк просит увеличить лимиты госпрограммы поддержки занятости с кредитами под 2%