Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Пятница| 22 Ноября, 03:16 |
|
|
Тема номера
|
Пенсионные деньги - не лишние в регионе
Новая система государственного пенсионного обеспечения основана на солидарно-распределительных принципах, что, казалось бы, позволило ей быть более приспособленной к новым условиям по сравнению с советской системой пенсионного обеспечения. Однако время показало, что данная система далека от реальности.
Например, целая категория граждан, занятых в различных областях сельского хозяйства, оказалась менее защищенной в реформированной пенсионной системе. Особенно остро эта проблема стоит перед сельским населением, проживающим на территориях с экстремальными условиями. Так, в регионах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, где сельское хозяйство не развито, основная ставка делается на ведение личного подсобного хозяйства и занятия традиционным промыслами: оленеводством, рыболовством, сбором дикоросов, охотой. Отраслевая специфика сельского хозяйства, наряду с региональным аспектом, не может гарантировать сельским труженикам достойную пенсию в силу низкого уровня заработной платы, натуральных форм оплаты труда, высокого уровня безработицы, несвоевременности осуществления страховых платежей в Пенсионный фонд РФ, а порой и вовсе их отсутствия. Все это может стать причиной получения сельскими тружениками только базовой части трудовой пенсии. Сегодня это 900 руб., а с учетом северного коэффициента - 1260 руб.
Кроме того, сегодня самым стабильным классом среди сельского населения принято считать пенсионеров, поскольку именно эта категория является получателем государственной пенсии, назначенной им в соответствии с дореформенными условиями пенсионного обеспечения. В связи с этим доход многих нынешних сельских пенсионеров - это единственный источник наличных средств, на которые содержится вся семья. Как правило, на плечах пожилых людей лежит ведение всего хозяйства, а значит, стабильность и уверенность в завтрашнем дне всех членов семьи. При таких обстоятельствах через 10-15 лет государство может лишиться социальной стабильности в сельской местности, что повлечет необратимые общественные последствия.
В этом плане государство должно принять активное участие в продвижении современных технологий в области пенсионного страхования, выстраивая механизмы пенсионной защиты населения совместно с существующими социально-финансовыми структурами. Именно негосударственные пенсионные фонды (НПФ) подходят для выполнения миссии выравнивания сложившейся ситуации. Действуя в рамках федерального законодательства, институт негосударственных пенсионных фондов не только проверен временем, но и заслуженно занимает достойное место в качестве полноправного участника государственной пенсионной системы. Поэтому государственная поддержка в отношении сельского населения может быть эффективно использована на принципах паритетных отношений через систему негосударственного пенсионного обеспечения.
Данный способ хорошо зарекомендовал себя на территории Республики Саха (Якутия), где с 2002 г. действует Президентская программа социально-экономического развития села. Пенсионное обеспечение сельских тружеников в рамках данной программы стало внедряться в 2003 году, что позволило создать тесное взаимодействие государственных органов власти и НПФ "Эрэл", где фонду была отведена важная роль - уполномоченного по негосударственному пенсионному обеспечению жителей села. За непродолжительный период времени удалось создать инфраструктуру системы негосударственного пенсионного обеспечения на территории республики в виде представительской и агентской сети, а также улусных комиссий по организации и пропаганде негосударственного пенсионного обеспечения.
Благодаря сотрудничеству с органами государственной и муниципальной власти сегодня в республике действует достаточно емкая и функциональная нормативная база, позволяющая развивать механизм негосударственного пенсионного обеспечения сельских жителей. Так зародился и теперь применяется принцип встречного финансирования. При этом суть технологии такова: например, если крестьянин вносит, например, 8000 руб. в год на свой именной пенсионный счет, то и республика из своих бюджетных средств обязана зачислить на его счет 4000 руб. В результате этой работы более 10000 сельских жителей стали участниками НПФ "Эрэл", и этот показатель прогрессирует изо дня в день. В настоящий момент к процессу софинансирования пенсионных счетов сельчан подключились муниципальные образования, народные депутаты и бизнесмены республики.
Такое неформальное отношение позволяет не только материально стимулировать открытие именных пенсионных счетов, но и сфокусировать сознание людей на злободневном пенсионном вопросе, при этом помогая населению самостоятельно решать эту серьезную проблему. С этой целью в бюджете Республики Саха (Якутия) в 2004 г. были предусмотрены средства в размере 22,8 млн руб., в 2005 г. - 19 млн руб. В проекте бюджета на 2006 г. заложена строка в размере 31 млн руб. Проект государственного бюджета уже прошел первое чтение.
Социальная значимость проводимых мероприятий уже получила положительный резонанс не только среди населения и общественности республики, но и вызвала положительный отклик со стороны субъектов Российской Федерации. Так, например, механизм встречного финансирования сельских товаропроизводителей вызвал большой интерес в Агинском Бурятском автономном округе, где также есть острая необходимость повышения социальной защиты сельчан. Сегодня в округе действует представительство НПФ "Эрэл", утверждена окружная целевая программа встречного финансирования, рассчитанная на несколько лет, с бюджетом 13 млн руб.
В марте 2004 г. опыт Республики Саха (Якутия) в решении пенсионного вопроса сельских жителей был рассмотрен и одобрен в Комитете по аграрно-продовольственной политике Совета федерации Федерального собрания РФ. В качестве обмена опытом в течение 2004-2005 годов в нашей республике были проведены встречи, научно-практические конференции и круглые столы по проблемам пенсионного обеспечения сельских жителей с участием федеральных органов государственной власти, представителей Республики Татарстан, Хакассии, Бурятии, Агинского Бурятского автономного округа, Читинской и Амурской областей. Субъекты РФ подчеркнули уникальность республиканского опыта в использовании дополнительных механизмов негосударственного пенсионного обеспечения сельских жителей, заслуживающего распространения и внедрения в субъектах РФ.
В настоящий момент с участием заинтересованных представителей регионов полным ходом ведется выработка федеральной позиции в вопросе пенсионного обеспечения жителей села. С этой целью в 2005 г. была создана Ассоциация НПФ Дальнего Востока и Сибири, членами которой являются 8 негосударственных пенсионных фондов из 5 регионов, в том числе НПФ "Дальмагистраль" г. Хабаровска, исполнительный директор Валерий КОЗУБЕНКО, и НПФ "Порт-гарант" г. Владивостока, исполнительный директор Александр ЗЫКИН.
Во время работы международного экономического конгресса в Хабаровске Ассоциация НПФ Дальнего Востока и Сибири отстаивала интересы не только отдельных регионов, но и всего Дальнего Востока, чтобы активизировать экономическую и социальную жизнь северо-востока России. Были затронуты вопросы государственной поддержки пенсионных фондов, так как в одиночку и без помощи сверху решить наболевшие проблемы практически невозможно. Кроме того, четко прозвучало, что только три субъекта - государство, общество и бизнес в состоянии решить проблему даже не столько пенсионного обеспечения, сколько модернизации психологии простых людей. При этом пенсионный капитал можно инвестировать в региональную экономику. Вот конкретный пример: в 2001 году был реализован проект инвестирования пенсионных резервов в реконструкцию газоперерабатывающего завода в г. Якутске, в результате чего значительно возросла его мощность.
Бизнес тогда будет развиваться, когда люди поверят, что в этом государстве обязательства, которые принимают и негосударственные структуры, скажем, частные пенсионные фонды, соблюдаются и выполняются безукоризненно и имеют высокую степень надежности. В этом плане у пенсионных фондов много и амбиций, и энергии, потому что без этого невозможно сделать мощный скачок. А сегодня Россия нуждается в подобных прорывах. В качестве примера можно привести опыт Республики Татарстан, которая находится на первом месте в российской статистике по объему размещенных средств накопительной части трудовой пенсии застрахованных. Из 4 млрд руб., составляющих емкость республиканского рынка обязательного пенсионного страхования накопительной части трудовой пенсии, 1,5 млрд руб. в 2004 г. было переведено застрахованными лицами в региональный НПФ. Эти деньги уже работают на региональную экономику. При этом особенностью системы негосударственных пенсионных фондов Татарстана является наличие собственной нормативной правовой базы по негосударственному пенсионному обеспечению, отражающей региональную специфику. И это делается организованно, когда и чиновники, и предприятия, понимая необходимость ее реализации для республики, патриотические стремления подкрепляют реальными делами.
Региональный фактор заинтересованности в концентрации пенсионного капитала на территории можно отметить и в Казахстане. Летом 2005 г. в Казахстане при дефицитном государственном бюджете власть предоставила возможность "длинным" деньгам национальных пенсионных фондов участвовать в инфраструктурных проектах, в частности, строительстве железной дороги на севере страны, что не было сделано даже в советские времена.
Эти два положительных примера применимы и для нашего федерального округа. Одним из слабых конкурентных факторов ДВФО является отсутствие инфраструктуры. Поэтому, не дожидаясь федеральных средств, мы можем сами внедрить эти технологии, выступив с инициативой создания законодательной базы по примеру Казахстана и использования средств пенсионного резерва и пенсионных накоплений, например, на строительство железной дороги. Тем более что в ДВФО есть фонды, имеющие право на осуществление деятельности по обязательному пенсионному страхованию накопительной части трудовой пенсии граждан. Это НПФ "Порт-гарант" (Приморье), НПФ "Алмазная осень" и НПФ "Эрэл" (Якутия).
Анализируя НПФ в качестве потенциального источника "длинных" инвестиций в региональную экономику, следует обратить внимание на следующие особенности:
- развитие отраслей промышленности и обслуживающих их производств на территории субъекта Федерации;
- динамику объемов и структуру производства, определяющего финансовое благополучие работодателей и доходы работников;
- инвестиционную привлекательность региона, т. к. этот показатель влияет на увеличение рабочих мест и соответственно на рост потенциальных клиентов негосударственных пенсионных фондов;
- демографические показатели, определяющие важные характеристики и тенденции развития рынка пенсионных услуг;
- уровень жизни населения и социальную политику региональных органов законодательной и исполнительной власти;
- уровень конкуренции на пенсионном, финансовом и других рынках;
- отношение органов власти субъекта РФ к развитию региональных пенсионных программ;
- обеспечение гарантий надежности и доходности вложений.
Практика показывает, что развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения России на региональном уровне зависит не только от уровня социально-экономического развития региона, но и от поддержки и инициативы местных органов власти. В этом плане опыт Якутии является примером взаимодействия власти и бизнеса с целью обеспечения достойной старости гражданам республики.
Такие институты коллективного инвестирования, как негосударственные пенсионные фонды, должны стать инструментами, которые будут работать на повышение уровня пенсий будущих пенсионеров, одновременно принося пользу региональной экономике.
- Мемориал энергетикам – героям Великой Отечественной войны – открыт в России
- ФАС заинтересовался кнопками "ЭРА-Глонасс"
- Сбербанк создает дочернюю компанию Sber Automotive Technologies
- Путин поблагодарил Грефа и Сбербанк за больницу в Тулуне
- Российские спортивные тренеры получат статус педагогов
- В России дорожает авиасообщение
- Сбербанк осуществил самую масштабную за всю историю банка трансформацию
- Сбербанк провёл платёж клиента, находящегося в Северном Ледовитом океане
- Сбербанк профинансировал компании группы "Аэрофлот" на 1,8 млрд рублей по госпрограмме кредитования под 2%
- Сбербанк просит увеличить лимиты госпрограммы поддержки занятости с кредитами под 2%