Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Воскресенье| 24 Ноября, 23:16 |
|
|
Тема номера
|
Растаможенный регион
"Защита считает, что основания, по которым прокуратура просит продлить срок содержания под стражей, являются надуманными. Кроме того, ему предъявлено новое обвинение, которое расширено, и в него добавлены новые статьи. Защита полагает, что эти обвинения необоснованны, а Эрнест Бахшецян находится под стражей незаконно", - заявила "ДК" адвокат обвиняемого Наталья БЕЛОВЦЕВА. Сам Бахшецян заявил, что, по его подсчетам, расследование дела стало госказне в копеечку - на создание доказательной базы потрачено более 5 млн руб., в том числе на загранкомандировки работников прокуратуры.
Сколько еще будет потрачено госсредств, неизвестно, известно одно - прямых доказательств вины обвиняемых нет, а обвинение строится на показаниях их подчиненных. По версии следствия, руководство ДВТУ "давало незаконные указания своим подчиненным оформлять в приоритетном порядке с минимальными формами таможенного контроля без досмотра импортные товары народного потребления". Кто стоит за грузом, к которому таможенники относились особенно "внимательно", и за самим арестом таможенного руководства, попытались разобраться корреспонденты "ДК".
Все началось с ареста 150 вагонов китайского ширпотреба в Москве в апреле 2005 г. Тогда по железной дороге контрабандный товар прибыл через Находку. И это был далеко не единичный случай транспортировки нелегального груза. Еще за два месяца до этого события широкой общественности стало известно, что в Приморье действует хорошо отлаженный канал поставки контрабанды из Китая в Москву. Грузы доставлялись морским путем из китайского порта Далянь в южнокорейский порт Пусан, а затем в порт Восточный, откуда ж/д транспортом контрафактный ширпотреб отправлялся в Москву.
Схема с международным транзитом применялась потому, что с приходом Бахшецяна на должность руководителя ДВТУ все грузы из КНР, в отличие от корейских, подлежали обязательному досмотру. Российские получатели и отправители, как правило, были подставными лицами. В конечном счете товары поступали на Черкизовский рынок Москвы, где их передавали реальным владельцам груза - гражданам КНР.
По факту контрабанды было возбуждено несколько уголовных дел, по которым только в качестве обвиняемых привлекли около 25 человек. Еще через несколько недель фигурантом по этому делу стал член Совета Федерации от Приморского края Игорь ИВАНОВ. В его квартире провели обыск, а потом по "рекомендации" председателя СФ Сергея МИРОНОВА губернатор Приморья Сергей ДАРЬКИН предложил приморским законодателям принять отставку сенатора, который, по сообщению некоторых СМИ, написал заявление по собственному желанию. Как утверждают представители правоохранительных органов на условиях анонимности, Иванов с большой долей вероятности мог активно способствовать формированию связей в российском правительстве и федеральных органах. Но участвовал ли он в распределении грузов по Москве и всей России через криминальные структуры - еще вопрос.
К слову, из арестованных в Москве 150 вагонов около 40 попросту "исчезли", и вряд ли экс-сенатор смог бы сам организовать им "зеленый свет". Кроме того, в определенных кругах утверждают, что склады, на которых арестовали контрафакт, находились под наблюдением ФСБ, хотя задержание проводили сотрудники МВД.
Сотрудники правоохранительных органов утверждают, что на территории Приморья давно и небезуспешно действует некая группа, плотно занимающаяся внешнеэкономической деятельностью и создавшая на этом поприще настоящую монополию. Хотя монопольность этой структуры доказать сложно - у нее нет единого административного центра, а все ее участники - самостоятельные юрлица, правда перекрестно связанные друг с другом.
Сейчас правоохранители ищут депутата Законодательного собрания Приморского края прошлого созыва Владимира ХМЕЛЯ, чтобы задать ему несколько вопросов. Они считают его соорганизатором главного поставщика через приморские пограничные ворота контрабанды китайского ширпотреба и львиной доли мяса - ООО "Ростек-ДВ Сервис", на которое уже не раз обращали внимание представители силовых структур. Сам Хмель занимался транспортировкой грузов, в том числе в Москву, и был основным владельцем автотранспортного предприятия "Приморье" - одного из двух интермодальных перевозчиков, имеющих лицензию на грузопассажирские перевозки в КНР.
Примечательно, что, как только стало известно о причине отставки Иванова и его возможном отношении к уголовному делу по контрабанде, Хмель тут же скрылся за пределы страны и, по слухам, находится то ли в Испании, то ли в Таиланде, где, опять же по слухам, у него есть недвижимость. Таким образом, прошедшие выборы в Законодательное собрание по понятным причинам состоялись уже без его участия, а православный храм в его родном Арсеньеве, возведение которого он спонсировал, так и стоит недостроенным. Тем временем следователи очень хотели бы видеть его у себя на допросе, хотя бы в качестве свидетеля. Примечательно, что в отсутствии гендиректора АТП "Приморье" продолжает свою деятельность по перевозке через госграницу как туристов, так и грузов, в основном того же ширпотреба.
Было бы неправдой сказать, что за 10 лет группа компаний вместе с клонами "Ростек-ДВ", есть еще такая же компания с приставкой "плюс", ни разу не "засветилась". Однако все огрехи или уголовные дела, связанные с ними, ловко заминаются, умалчиваются или прекращаются. Так, например, было с громким "мясным делом" в 2003 г. в Находке. Тогда сотрудниками таможни был задержан пришедший из Китая теплоход с 2,5 тыс. тонн мяса на борту общей стоимостью более $3 млн. По документам же значилось, что на судне всего 250 тонн мяса. Дело передали в прокуратуру, а потом пароход с мясом вернулся в Китай, хозяин груза отделался штрафом.
Сотрудники правоохранительных органов уверены, что у контрабандистов есть свой человек в высшем руководстве ДВТУ, предположительно он уже давно возглавляет силовой блок таможни. В доказательство можно привести тот факт, что аналогичное задержание судна с мясом в 2005 г. получило более широкую огласку, - об этом заявил сам Бахшецян, который пообещал журналистам, что в ближайшее время высокопоставленный "оборотень" будет разоблачен. Но "под раздачу" попал сам начальник ДВТУ. Причем удар был нанесен собственно не ему, а его руководству - Герману ГРЕФУ. В то же время, по неофициальной информации, у Грефа была договоренность с бывшим генпрокурором Виктором УСТИНОВЫМ, который должен был выпустить высокопоставленных таможенников после окончания шумихи. Но таможню забрали из подчинения Минэкономразвития, генпрокурора сменили, а руководство ДВТУ оставили под стражей.
Также тихо "замяли" заказное убийство генерального директора ФГУП "Ростэк-Приморье" Сергея ПОПОВА, совершенное в прошлом году, по неофициальной информации, он отказал преступной группе в оформлении через госпредприятие большой партии контрафакта.
Впрочем, попыток достать контрабандистов было несколько. Правоохранительные органы в свое время, при расследовании некоторых преступлений, выходили на верный след. Однако даже некоторым руководителям силовых структур федеральное руководство негласно запрещало продолжать работу.
Теперь вернемся к бывшему руководителю ДВТУ, которого в свое время на эту должность назначил глава Министерства экономического развития и торговли Герман Греф. Бахшецяна обвиняют в так называемом "сепаратном соглашении" с контрабандистами, суть которого заключалась в том, что таможенники не досматривают весь груз, а другая сторона по соглашению платит с каждого его кубометра фиксированную сумму в бюджет. Однако все не так просто, как кажется, - дело, по которому Бахшецян уже полгода находится в СИЗО г. Владивостока, было заведено на бывшего начальника Находкинской таможни Алексея КОТЛЯРОВА, а затем переквалифицировано на высшее руководство ДВТУ. Речь идет о задержании 300 контейнеров с контрафактной спортивной обувью марок Nike, Adidas и Umbra, а также дорогостоящей бытовой техникой (в основном плазменные панели производства КНР, но с логотипами LG).
Ирония ситуации в том, что Бахшецян с помощью внедренной им программы мониторинга ГТД, работающей в режиме online, сам заподозрил, что в партии контейнеров, в которых по декларации значились самые распространенные на тот момент товары прикрытия - полимерные пленки в рулонах, гипсокартон и фоторамки, находится контрабанда. Он же и отдал приказ о ее задержании и полном досмотре. Тогда и выяснилось, что контейнеры, идущие транзитом в Москву и содержащие недорогие изделия из полимеров, проходят таможенную очистку по фиксированной ставке $8-10 тыс. Надо ли говорить, что потери бюджета по этому эпизоду исчислялись сотнями миллионов долларов, которые, в случае успеха махинации, осели бы в карманах владельца товара. В общем, с приходом на должность начальника ДВТУ Эрнеста Бахшецяна организаторы контрабандного канала потеряли, по оценке самого генерала, более $120 млн, и неудивительно, что он им здорово мешал. Но еще больше он мешал столичным владельцам груза, которые из-за регулярных задержаний товара на таможне за 1,5 года потеряли около 14 млрд руб.
На защиту Бахшецяна после его ареста встали многие известные люди Приморского края, в том числе в силовых структурах, утверждая, что быстро пополнить бюджет можно было только жесткими мерами. Если вспомнить - именно такую задачу за месяц до ареста ставило перед ним федеральное руководство. А премьер-министр Михаил ФРАДКОВ даже отметил его рвение именными часами. В то же время, как полагают представители правоохранительных структур, не сомневаясь в его порядочности и честности, ошибка главного дальневосточного таможенника заключалась в том, что он не взялся искоренять контрабандистов, а пошел с ними на компромисс. Тем более что начинать надо было с "оборотней" в собственном ведомстве.
Между тем президент страны на одном из совещаний с членами правительства задал с первого взгляда риторический вопрос: "Когда мы на границе наведем порядок"!? Тогда же возник вопрос о национализации административных зданий пограничных переходов и других объектов приграничной инфраструктуры. Как известно, большинство из них и сейчас находится в частных руках, причем львиная доля подконтрольна все той же группе.
Хочется надеяться, что риторика президента станет руководством к действию, хотя известно, что национализацией будет заниматься все тот же Греф, и есть сомнение, что у него хватит воли довести это дело до конца. Ведь на Дальнем Востоке борьба с "серыми схемами" возможна, только если имеешь сильную поддержку высшего федерального руководства, а у главы Минэкономразвития этой поддержки не наблюдается даже в более простых, чем таможня, проектах.
Тем не менее в первых числах ноября на Приморье "обрушился" десант силовиков из Москвы. Специальная следственная бригада генпрокуратуры совместно с оперативниками Департамента по борьбе с оргпреступностью (ДБОП) МВД РФ, при поддержке спецназа "Витязь", совершенно неожиданно для обывателей, прибыла на военном самолете. По сведениям из хорошо информированных, но не официальных источников, часть следователей на вертолетах отправилась в Находку, а часть осталась во Владивостоке, где провела выемку документов в офисах крупнейших участников ВЭД, в том числе в головном офисе группы по адресу: ул. Бестужева, 37.
Три разных источника подтвердили, что были допрошены и затем отпущены под подписку некоторые должностные лица, а также ряд высокопоставленных чиновников Приморья, замешанных в делах о контрабанде. В скандале с изъятием документов оказалась причастна и юридическая контора "36 часов", адвокат которой Александр ЛИТВИНОВ написал заявление в органы надзора о нарушении его прав и интересов клиентов. Кроме того, интерес столичных следователей вызвало ООО "Ростек-электроинформ", специализирующееся на создании и обслуживании электронных таможенных терминалов и баз данных ДВТУ. Также есть информация, что для дознания в столицу увезли несколько рядовых работников фирм. По мнению людей, знакомых с ходом этого громкого дела, если в ближайшее время из СИЗО не освободят руководство ДВТУ и не появятся обвиняемые из числа участников ВЭД, то это значит, что пресловутая контрабандная группа попросту откупилась на самом верху. Даже называют цену - $100 млн.
- Мемориал энергетикам – героям Великой Отечественной войны – открыт в России
- ФАС заинтересовался кнопками "ЭРА-Глонасс"
- Сбербанк создает дочернюю компанию Sber Automotive Technologies
- Путин поблагодарил Грефа и Сбербанк за больницу в Тулуне
- Российские спортивные тренеры получат статус педагогов
- В России дорожает авиасообщение
- Сбербанк осуществил самую масштабную за всю историю банка трансформацию
- Сбербанк провёл платёж клиента, находящегося в Северном Ледовитом океане
- Сбербанк профинансировал компании группы "Аэрофлот" на 1,8 млрд рублей по госпрограмме кредитования под 2%
- Сбербанк просит увеличить лимиты госпрограммы поддержки занятости с кредитами под 2%