Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Пятница| 22 Ноября, 10:46 |
|
|
Тема номера
|
Космос как предчувствие
Позже специалисты скажут, что все могло быть иначе, возможно, удалось бы спасти людей, приди спасатели на выручку сразу после падения. Для этого необходимо было знать точные координаты падения Ми-2, но у экипажа вертолета не было аэронавигационных приборов, как не было элементов системы глобального позиционирования. Поэтому при поиске Ми-2 быстроты развертывания и энтузиазма спасателей, было недостаточно.
В это же время в Приморском крае как на бытовом, персональном уровне, так и на "производственном" давно известны и с успехом применяются навигационные приборы американской глобальной системы позиционирования GPS-NAVSTAR. Может быть, не так широко, как хотелось бы операторам и поставщикам навигационных услуг, но геологи, охотники, спасатели, рыбаки, транспортники знают о системе не понаслышке. В числе потенциальных пользователей давно ходят энергетики, коммунальщики, на подходе правоохранительные органы и строители…
С развитием отечественного рынка телекоммуникаций пройти мимо системы глобального позиционирования было попросту невозможно. Так, на рынке появились GPS-навигаторы, портативные устройства, посредством спутниковой связи позволяющие определить местоположение на земной поверхности. Однако в силу того, что услуга была недоступной по стоимости, особого распространения навигаторы не получили.
По признанию специалистов по навигации и телекоммуникационным системам, в последнее время есть подвижки в сторону удешевления как самих GPS-приемников, так и к снижению абонентской платы. В этом немалая заслуга принадлежит не только модернизации приемо-передающего оборудования операторами сотовой связи, но и российскому правительству с его планами развернуть и поставить на коммерческие рельсы ГЛОНАСС - глобальную навигационную систему, сугубо отечественную разработку.
В идее спутниковой навигации нет ничего сложного. На низкую орбиту выводится как можно больше спутников, которые кружат над землей так, чтобы в любой точке было видно как минимум два-три из них, а лучше 4-6, и посылают на землю сигналы со своими координатами и временем в системе единого мирового времени. Специальное наземное оборудование принимает их, быстро производит расчет - и точные координаты готовы. Затем данные высвечиваются на электронных картах, и точное место нахождения объекта у вас на ладони.
Многие не без основания считают, что ГЛОНАСС - современная космическая разработка, ставшая возможной только благодаря каким-то эфемерным "планам" и только после усиления экономической мощи и влияния России на международной арене. Отчасти это верно, но лишь отчасти. Как справедливо заметил профессор Владивостокского государственного университета экономики и сервиса Виктор ИГНАТЮК, своим появлением ГЛОНАСС как элемент космического хозяйства обязан "великому космическому противостоянию" СССР и США. Через 3 года после обнародования американцами планов по развертыванию навигационных спутников на орбите за дело взялись пионеры космической Одиссеи, и в 1976 году Министерство обороны обозначило свою потребность в более точном определении координат.
В СССР в то время уже велись работы по созданию ракетных мобильных комплексов: для осуществления пусков были необходимы точные координаты. Летно-конструкторские испытания начались в октябре 1982 года, а 24 сентября 1993 года система ГЛОНАСС с орбитальной группировкой ограниченного состава из 12 спутников была принята в эксплуатацию.
Но одно дело вывести спутники на орбиту, совсем другое - поддерживать группировку в рабочем состоянии и своевременно заменять выработавшие ресурс спутники, считают специалисты. Как сообщает журнал "Новости космонавтики", при гарантийном сроке аппарата 3 года и при 24 спутниках в системе нужно запускать на замену по 8 штук в год. А финансово-политическая ситуация в стране в то время становилась с каждым месяцем все хуже.
Последовал трехлетний перерыв в пусках, за время которого ГЛОНАСС не умерла только потому, что спутники работали в среднем в полтора раза дольше гарантированного срока.
Как считает Владимир АНДРИЯНОВ, директор Дальневосточного регионального центра мониторинга транспорта компании "М2М-Т", вопрос, стоит или нет вкладывать деньги в создание и запуск ГЛОНАСС, имея уже готовую и свободную в доступе американскую GPS, стоять не должен.
Сигнал GPS, в принципе, очень хороший, качественный, но давайте спросим себя, почему европейские союзники США по НАТО приняли решение создать собственную космическую навигационную систему Galileo. Имея массу собственных проблем, рачительные европейцы решились на огромные траты? И, в отличие от России, имеющей базу и опыт в освоении космоса, им приходится решать важнейшие организационные и технические проблемы, можно сказать, с нуля.
Другой пример находится, как говорится, за речкой. В Китае тоже немало башковитых людей, которые бы не прочь сэкономить на спутниковой навигации, положившись на американскую GPS. Однако китайцы, внимательно изучив российский, американский и европейский опыт в этой области, решили создать собственную космическую навигационную систему. Пока они имеют локальную сеть, состоящую из четырех спутников на геостационарной орбите, но что будет завтра? Тем более что в высших партийных кругах разговоры о собственной глобальной системе из 30 спутников на средних орбитах ходят довольно давно.
На лицо стремление государств к обеспечению гарантированного доступа и независимости в вопросах предоставления услуг космической навигации, которая призвана исключить риски, в том числе, что на сегодняшний день весьма актуально, политического характера.
Есть еще риски экономического свойства. Пока США декларируют идею бесплатности сигналов GPS для всех мировых гражданских потребителей, но что будет завтра и как долго такая халява будет продолжаться? Ответа на этот вопрос американцы не дают. Для них GPS, хотим мы того или нет, - еще один козырь в "игре" с мировым господством.
Но вернемся к ГЛОНАСС. Реанимация или скорее ренессанс системы началась в 2000 году, когда ГЛОНАСС стала единственным российским космическим проектом, получившим статус федеральной целевой программы (ФЦП) на 2002-2011 годы, а с ней и стабильное финансирование. Иначе быть не могло. Навигационная система объективно была нужна как воздух, - считают "Новости космонавтики". ФЦП предполагала выход на самоокупаемость в 2011 году за счет развития гражданской составляющей. Но и ее пришлось через четыре года пересматривать, увеличивая государственное финансирование.
К моменту возобновления запусков в декабре 1998 года, когда страна еще не оправилась от шока августовского дефолта, в составе ГЛОНАСС оставалось 13 спутников.
Указ Президента РФ от 17 мая 2007 г. № 638 "Об использовании глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития Российской Федерации" открыл новую веху в использовании многолетних наработок в области освоения космоса.
По сути дела, своим указом президент дал добро на массовый доступ к отечественным системам глобального позиционирования ГЛОНАСС в интересах социально-экономического, а проще говоря, народно-хозяйственного развития.
Кроме того, как говорится в документе, право приобщиться к ГЛОНАСС наряду с отечественными потребителями, получили иностранные пользователи на безвозмездной основе и без ограничений.
Это значит, что дальнейшее строительство российской системы глобального позиционирования, ее эксплуатация и право на получение дивидендов возможны не только Россией, но и ее партнерами по мировому космическому клубу.
Правда, в указе есть одна деталь, мимо которой пройти невозможно, прямо влияющая на весь комплекс построения взаимоотношений: для обеспечения безопасности Российской Федерации аппаратура спутниковой навигации, приобретаемая для нужд федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им организаций, должна функционировать с использованием только сигналов системы ГЛОНАСС.
Кроме того, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления муниципальных образований и организациям независимо от их организационно-правовой формы "рекомендовано" применять аппаратуру спутниковой навигации, функционирующую с использованием сигналов системы ГЛОНАСС. Такое административное "целеуказание" в условиях свободного рынка несколько настораживает, к чему мы вернемся ниже.
По словам профессора ВГУЭС Виктора Игнатюка, когда речь заходит о ГЛОНАСС, то ее сравнение с американской системой глобального позиционирования - GPS - неудивительно. Но, с другой стороны, как бы кому ни хотелось, это не абсолютный аналог. Есть технические детали, мало что говорящие рядовому пользователю.
Все американские спутники "настроены" на одну и ту же частоту излучения сигналов, а у каждого из российских спутников частота излучения своя. Поэтому, по словам разработчиков, ГЛОНАСС более устойчива к помехам.
Но все технические тонкости не меняют главного - ГЛОНАСС, как и американская GPS и европейская Galileo, является глобальной навигационной спутниковой системой. В принципе, любой абонент, имея специальный приемник, сможет с помощью ГЛОНАСС - когда она будет развернута - определять свои координаты на местности, прокладывать оптимальный маршрут передвижения. Область применения такой системы, как показывает практика использования GPS, очень широка. Она с успехом используется и в автомобилях, и в авиации, при развитии транспортной инфраструктуры, в работе кадастровых служб, в туризме и много где еще.
Однако есть несколько объективных факторов, не позволяющих рисовать будущее гражданской ГЛОНАСС исключительно в радужных тонах. И вот почему. На состоявшемся в феврале этого года Международном форуме по спутниковой навигации речь шла не только об огромных перспективах в экономическом, политическом и социальном аспектах. Участники форума не прошли мимо проблем, с которыми уже столкнулись российские адепты ГЛОНАСС и с которыми придется иметь дело при насыщении орбиты необходимым количеством спутников.
Первая проблема состоит в том, что сегодня в российской группировке пока просто не хватает спутников. Если насытить орбиту планируется только к 2009 г., то разговоры о скорой коммерциализации ГЛОНАСС - всего лишь проекты.
Вторая проблема тесно связана с отсутствием государственного стандарта на открытую и точную систему географических координат, совместимую с системой спутниковой навигации и такой подпроблемой, как отсутствие нормальных карт. Последние серийные топографические карты выпускались двадцать и более лет назад, и говорить сегодня о том, чтобы взятие их за основу, по крайней мере, несерьезно.
Спутники ГЛОНАСС используют систему координат ПЗ 90 (специалисты поймут, о чем идет речь), но она закрыта для пользователей. Что ПЗ 90 представляет собой на самом деле, известно лишь узкому кругу специалистов. Открытых государственных стандартов по ее использованию нет, а процедура использования для гражданских лиц не описана и т.д. Выходить к потребителю с ГЛОНАСС без удобной системы координат невозможно.
Тогда встает вопрос: как в условиях сложившегося доминирования GPS Россия может выйти на коммерческую привлекательность и банальную самоокупаемость ГЛОНАСС? Это притом, что главными препонами на этом пути являются фактическая бесплатность GPS плюс то доверие, которое система уже наработала в мире.
Бесплатность GPS (хоть и до определенного времени) и ее доступность объективно затрудняют продвижение альтернатив. С этим сталкивается не только возрождаемая ГЛОНАСС. Специалисты из ЕС, а точнее, европейского аэрокосмического агентства, рассуждают, как мы, и уже долгое время работают над внедрением своей системы Galileo, призванной заменить американскую GPS. У них те же проблемы, и, похоже, они первые, а мы вторые, нашли несколько альтернатив.
Одним из выходов может стать концепция, предполагающая коммерциализацию не самой группировки ГЛОНАСС, а предложение качественно новых сервисов, нужных России и позволяющих использовать для позиционирования любые системы, в том числе GPS и Galileo. У истоков этой идеи стоят специалисты подмосковного Института физики высоких энергий.
Есть еще несколько проблем, которые больше локального свойства. Например, сегодня провайдерами американской GPS-навигации выступают компании сотовой связи. Но уже были случаи, когда современное навигационное приемно-передающее оборудование отказывалось работать из-за своей несовместимости с той архаикой, что была до недавнего времени у сотовиков. Эту проблему, в конце концов, устранили, но осадок, как говорится, остался…
Есть вопросы посерьезнее, к числу которых можно смело отнести наше отставание в массовом производстве навигационных приемников. То, что сегодня предлагает отечественный производитель, пока далеко от совершенства и по габаритам, и по цене.
Правда, как было сказано на форуме, сегодня в России разрабатываются конкурентоспособные системы, в том числе и так называемые системы на кристалле, которые можно будет встраивать и в наладонники, и в сотовые телефоны.
Кто же сегодня является основным гражданским потребителем навигационных услуг? Для кого городить весь этот космический огород?
Во-первых, транспортники. Например, как считает гендиректор Российского научно-исследовательского института космического приборостроения (РНИИ КП) Юрий УРЛИЧИЧ, применение более совершенных средств навигации позволяет повысить эффективность управления воздушным движением, что в итоге экономит топливный ресурс. В этом случае соответствующей навигационной инфраструктурой должны быть оборудованы аэропорты, ведь экономия на топливе и времени столь очевидна, что их хозяева просто обязаны будут пойти на эти траты. Какому портовому начальнику не захочется большой пропускной способности своего предприятия? Особенно это актуально на Дальнем Востоке, где аэропортовая сеть не так развита, как в метрополии, а цены на топливо уже давно сравнялись с мировыми.
Или взять автомобильный транспорт. С помощью уже существующих технологических решений в самом ближайшем будущем вполне реально навести порядок на дорогах страны за счет всеобъемлющего и круглосуточного контроля скоростного режима, а на следующем этапе - и ПДД в полном объеме. Дело в том, что проблема хаоса на дорогах, считают российские разработчики систем позиционирования, является "фактически лишь перенесенной в иную предметную область проблемой отсутствия средств контроля за развитием современных мегаполисов". Чтобы увидеть эти проблемы жителям Владивостока или Хабаровска достаточно выглянуть в окно.
У новой технологии, завязанной на глобальную систему навигации, есть значительные и очевидные преимущества: прозрачность принципов, техническая реализация, возможность создать промышленность по выпуску оборудования и при этом спасти десятки тысяч жизней ежегодно. Система позволит по-новому подойти к проблеме управления развитием городов, "накладывая" на них любые оптимальные функции.
Если взять нашу повседневную жизнь, то система может позволить не просто знать, где находится ребенок, но и получать информацию о его самочувствии. Как, например, это уже внедряется в Британии и Японии.
Другой момент, способный удешевить нашу жизнь, - внедрение навигационных систем и их использование в многострадальном ЖКХ и энергетике. К примеру, уже сегодня есть энергетические компании, которые заказали разработку и внедрение систем мониторинга, способных отслеживать состояние тепловых и электрических сетей. Только на экономии топлива компания рассчитывает получить баснословные прибыли. А ЖКХ с его драными трубами и вечными кучами мусора на придомовых территориях? Установка специальных датчиков, завязанных на единый центр обработки данных, позволит знать до улицы, подъезда, метра, где какая поломка и сколько сил и средств понадобится для ликвидации аварии.
…И в заключение. Удивляет, почему внедрение системы ГЛОНАСС происходит в административно-приказном порядке? Когда даже высшее должностное лицо государства вынуждено сделать на этом акцент, особо не полагаясь на законы рынка, которые, как мы знаем, должны расставить все на свои места: что выгоднее, дешевле и надежнее, то и будем потреблять.
Все дело, и со мной согласились бизнесмены, научные деятели, моряки - все, кто как-то связан с навигацией и системами глобального позиционирования, в нашей бюрократической машине с ее неизменной коррупционной заинтересованностью. Применение навигационных систем, независимо от поставщика, будь то американская GPS или российская ГЛОНАСС, сулит всем землянам большие выгоды. За исключением, получается, только российских чиновников.
- Мемориал энергетикам – героям Великой Отечественной войны – открыт в России
- ФАС заинтересовался кнопками "ЭРА-Глонасс"
- Сбербанк создает дочернюю компанию Sber Automotive Technologies
- Путин поблагодарил Грефа и Сбербанк за больницу в Тулуне
- Российские спортивные тренеры получат статус педагогов
- В России дорожает авиасообщение
- Сбербанк осуществил самую масштабную за всю историю банка трансформацию
- Сбербанк провёл платёж клиента, находящегося в Северном Ледовитом океане
- Сбербанк профинансировал компании группы "Аэрофлот" на 1,8 млрд рублей по госпрограмме кредитования под 2%
- Сбербанк просит увеличить лимиты госпрограммы поддержки занятости с кредитами под 2%