Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Пятница| 22 Ноября, 10:46 |
|
|
Тема номера
|
Законы для зоны
Первый закон регулирует отношения, возникающие из торгового мореплавания в морских портах в РФ. Согласно внесенным в основной текст закона поправкам, он устанавливает разграничение между морским портом как имущественным комплексом и организациями, осуществляющими свою деятельность в порту, а также правовые режимы использования земельных участков и водных объектов в процессе функционирования морских портов. Второй закон, в свою очередь, предусматривает возможность создания и функционирования на территории России портовых особых экономических зон (ПОЭЗ).
Оба закона неразрывно взаимосвязаны, а внесенные поправки можно назвать долгожданными. Они открывают путь к непосредственному формированию в России портовых особых экономических зон. ПОЭЗ будет иметь ряд преимуществ над иными экономическими зонами. Во-первых, по срокам действия: если функционирование иных зон рассчитано на 25 лет, то портовые могут действовать до 49 лет. Кроме того, они могут располагаться на территориях нескольких муниципальных образований, на землях граждан или юридических лиц или включать в себя полностью площадь какого-либо административно-территориального образования.
Догнать и перегнать зарубежных конкурентов в сфере портовых услуг - вот цель, которой должна добиться Россия принятием этих законов. Наличие особых экономических зон гарантированно увеличивает экспорт товаров и услуг. Если мировая практика доказала, что рост экспорта в свободных экономических зонах гарантированно достигает 20%, то в России потенциал настолько велик, что рост экспорта портовых услуг может составить от 50 до 100%, считают эксперты. Поэтому в них так заинтересованы не только будущие инвесторы, но и государство. Оно в лице правительственных органов обещает поддержать создание ПОЭЗ финансами. Правда, в том случае, если инвесторы гарантируют вложения в портовую инфраструктуру не менее 100 млн евро в течение трех лет, если речь идет о создании нового порта, и 3 млн евро - при реконструкции действующего.
Дополненные законы предлагают изменения условий регистрации организаций в качестве резидентов ПОЭЗ. Так, во-первых, при осуществлении портовой деятельности резидентом ПОЭЗ размеры обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов не могут быть менее: 10 млн руб. при осуществлении портовой деятельности, связанной со складированием товаров, не являющихся подакцизными товарами или минеральным сырьем; их хранением, оптовой и биржевой торговлей ими; 30 млн руб. - при осуществлении портовой деятельности, связанной со складированием любых товаров, их хранением, оптовой и биржевой торговлей, в том числе подакцизных товаров или минерального сырья; 2,5 млн руб. - при осуществлении иной портовой деятельности.
Законы развязывают руки тем, кто желает инвестировать в создание ПОЭЗ, и дают старт настоящей борьбе за присвоение этого статуса. Правительство в лице уполномоченных ведомств сформирует критерии будущего конкурсного отбора, в котором могут участвовать все субъекты и муниципалитеты, имеющие соответствующие объекты и условия, а также готовность инвесторов участвовать в этом процессе.
Стартовые преимущества будут иметь глубоководные порты, где есть развитая инфраструктура, свободные участки земли для возведения новых объектов, крупные собственники, способные инвестировать дальнейшее строительство. На роль ПОЭЗ в России, по некоторым оценкам, могут претендовать в первую очередь порты Мурманск и Находка, потому что только они сегодня могут принимать суда дедвейтом свыше 150 тысяч тонн. Кстати, на одном из заседаний Правительства РФ его Председатель Виктор ЗУБКОВ указал именно эти порты, заявив также, что будет предложение создать портовые особые зоны также в портах Усть-Луга, Калининград, Новороссийск и Оля. Помимо действующих российских портов перспективы в отношении создания ПОЭЗ имеет и будущий порт в Козьмино (Приморский край), где закончит свой маршрут восточносибирский тихоокеанский трубопровод.
То, что ПОЭЗ будет создаваться в Приморском крае, подтвердил в ноябре глава Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Михаил МИШУСТИН, который сказал, что создание особой экономической зоны портового типа в Приморье ожидается в течение ближайших трех-четырех месяцев. Впрочем, это не означает отсутствия конкурса на выбор претендентов среди дальневосточных портов. О желании получить статус ПОЭЗ для Петропавловска-Камчасткого заявил представитель в транспортном управлении администрации Камчатской области, отметив, что за него придется серьезно побороться. На создание зоны, по всей видимости, может рассчитывать и активно развивающийся Ванинско-Совгаванский транспортный узел в Хабаровском крае, вовлеченный в существующий транспортный коридор.
Какой бы порт на Дальнем Востоке ни попал в число избранников, главное, что наконец убраны препоны, мешающие созданию в российских портах конкурентных преимуществ. Как отметил Президент РФ Владимир ПУТИН, "такая огромная по территории страна, как Россия, с выходами к Мировому океану не может не иметь осмысленной политики в этой сфере", и добавил, что в некоторых регионах - на Дальнем Востоке, на Севере - почти идеальные условия для создания таких преимуществ. "Мы должны четко и ясно понимать, как их использовать, именно на этом сосредоточивать наши финансовые и административные усилия", - подчеркнул президент еще в мае на Морской коллегии при Правительстве России.
- Мемориал энергетикам – героям Великой Отечественной войны – открыт в России
- ФАС заинтересовался кнопками "ЭРА-Глонасс"
- Сбербанк создает дочернюю компанию Sber Automotive Technologies
- Путин поблагодарил Грефа и Сбербанк за больницу в Тулуне
- Российские спортивные тренеры получат статус педагогов
- В России дорожает авиасообщение
- Сбербанк осуществил самую масштабную за всю историю банка трансформацию
- Сбербанк провёл платёж клиента, находящегося в Северном Ледовитом океане
- Сбербанк профинансировал компании группы "Аэрофлот" на 1,8 млрд рублей по госпрограмме кредитования под 2%
- Сбербанк просит увеличить лимиты госпрограммы поддержки занятости с кредитами под 2%