Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Воскресенье| 24 Ноября, 13:18 |
|
|
Тема номера
|
Срезали?
И не зря сомневаются. Сегодня тот же федеральный центр денег на развитие территории выделяет на порядок меньше. Так, по информации заместителя министра экономического развития Виталия САВЕЛЬЕВА, в 2005 году на развитие региона по всем направлениям было выделено 6,8 млрд руб. бюджетных средств, в 2006 - 15,7 млрд руб., а в 2007 году - всего лишь 28,8 млрд руб. У субъектов денег на развитие инфраструктурных проектов нет - самые лакомые налоги федеральный центр давно замкнул на себя. А сторонние инвесторы не спешат осваивать месторождения и строить фабрики и заводы в местах, куда только вертолетом можно долететь и где электричества нет.
В общем, богат Дальний Восток, но, чтобы это богатство достать, денег надо немало потратить. Однако указ президента издан, состав комиссии по развитию Дальнего Востока и Забайкалья утвержден, и работа начата. Хотят министры или не хотят, но средства из федерального бюджета на развитие округа должны идти. "Мы хотим общими усилиями внести дополнительный импульс в социально-экономическое развитие регионов, а это предполагает хорошо организованную совместную работу. Нужно обеспечить координацию на всех уровнях и сделать губернаторов и руководителей министерств заинтересованным коллективом ответственных работников", - заявил председатель Правительства России, глава комиссии Михаил ФРАДКОВ во Владивостоке. И призвал работать на результат.
Ближайший результат, который надо достичь, - внести коррективы в ФЦП "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года". Вроде бы чего проще, базовые цифры озвучены. Согласно им ежегодный объем инвестиций на территорию должен составлять около 650 млрд руб., из них чуть больше 100 млрд руб. должен вкладывать федеральный центр и около 60 млрд руб. - субъекты. Просто-то просто, только МРЭТ одобрять проекты территорий и выделять средства под них не спешит.
Хотя правильно мыслит заместитель ГРЕФА: "Экономика Дальнего Востока и Забайкалья базируется на двух основных составляющих - добыче и частичной переработке природных ископаемых и обслуживании транзитных потоков. В этой связи в регионе надо развивать производства глубокой переработки и транспортную систему". Кроме того, логичным кажется чиновнику развитие в округе энергетики. А также нефтедобычи на Сахалине и на Камчатке, нефтепереработки в Приморье, лесного комплекса в Хабаровском крае, рыбохозяйственного комплекса в Магаданской, Камчатской, Сахалинской областях и Приморском крае, туризма на Камчатке. Однако МРЭТ хочет, чтобы основные объекты промышленности строились на внебюджетные средства. "А мы будем вкладывать бюджетные средства в развитие инфраструктуры", - заявил во Владивостоке Виталий Савельев.
Социальная сфера при реализации ФЦП "ДВ и Забайкалье" приоритетной теперь не будет, поскольку основная задача МРЭТ, со слов замминистра, выявить направления, которые могли бы дать региону новые рабочие места и рост ВРП. Примечательно, что до этого момента социальные проекты в территориальной программе преобладали. Тем более что уже несколько лет для реализации отраслевых промышленных проектов существуют ФАИПы. В программных документах регионы должны четко формулировать объемы по софинансированию. Хотя софинансировать дальневосточникам нечем. Бюджеты почти у всех дефицитные. И чиновники МРЭТа это отлично знают.
Не добавляет оптимизма и тот факт, что ФЦП должна быть откорректирована в очень сжатые сроки - в течение месяца, чтобы первый в истории современной России трехлетний бюджет был принят с учетом измененных объемов финансирования, предназначенных для регионов Дальнего Востока. При этом МРЭТ не то чтобы палки в колеса вставляет, но помогать регионам явно не торопится. "Наши предложения 5 месяцев пролежали в МРЭТе. И у меня ощущение, что их никто не читал, - заметил на совещании во Владивостоке губернатор Камчатской области Михаил МАШКОВЦЕВ. - Те замечания, которые сделаны, сводятся к одному - сократите объемы финансирования по ФЦП до 2 млрд руб. А у нас один газопровод стоит 5 млрд руб. При таком подходе на Камчатке ничего не сдвинется с места. 10-20 млн руб. на софинансирование мы, может, и найдем, но не больше".
"Если суммировать все пожелания субъектов, то выходит 1 трлн 600 млрд руб., - пожаловался председателю правительства Виталий Савельев. - Мало того, что все вещи раздуты, мы не прослеживаем там кластерной политики и не видим развития точек роста промышленности. Мы начинаем строить все подряд - насосные, котельные, канализации...".
После этого Михаил Фрадков заявил, что каждый губернатор лично сможет защитить проекты своего региона в МРЭТе. А на следующий день полпред президента в ДВФО Камиль ИСХАКОВ, напутствуя руководителей регионов, посоветовал им взять с собой поручение президента с указанием объемов вложений в развитие Дальнего Востока: "Вам надо иметь эти показатели. Я себя не тешу мыслью о том, что их удастся доказать, но о разногласиях я буду докладывать Фрадкову, и мы будем искать компромиссное решение".
"Мы им - правительству - дать ничего не должны, - продолжил он. - И когда нам говорят, почему там и тогда мы не сделали то и то, я отвечаю: потому что за последние годы правительство сделало так, что многие доходные статьи находятся наверху, поэтому и ответственность с себя они снимать не должны ". Кстати, на совещании во Владивостоке было решено, что регионам достаточно указать лишь информацию о наличии проектно-сметной документации по программным проектам.
Средства на подготовку Владивостока к форуму АТЭС в 2012 году правительство также намерено выделять в рамках программы по развитию Дальнего Востока и Забайкалья. Причем Михаил Фрадков назвал эту задачу сверхконкретной. Но решать ее от этого легче не стало. Где начать строительство жилья, как переоформить землю, как построить дороги, мосты? - ответов на эти вопросы нет. "Анализ организационной структуры Владивостока показал, что город не соответствует ни по одному параметру тем требованиям, которые предъявляются к местам проведения такого рода мероприятий", - доложил Михаилу Фрадкову Виталий Савельев.
Существующий аэропорт города недотягивает до международного уровня и не сможет принять 50 широкофюзеляжных самолетов. Дорожная сеть города перегружена, дороги разбиты, нет моста на остров Русский. В городе отсутствует конгресс-центр, имеется всего одна 4-звездочная гостиница, а требуется 5-7 на 500 номеров. Не понятно также, из каких материалов и кто будет все, что требуется, строить. Остается открытой и проблема энергообеспечения новых объектов: для их функционирования потребуется дополнительно 100-120 МВт электроэнергии. Не ясно и то, что станет с построенными гостиницами после 2012 года.
Со слов Виталия Савельева, рассматриваются три альтернативных варианта размещения объектов саммита АТЭС - на острове Русском, на материковой части во Владивостоке или ближе к Артему. При этом просчитано, что на реконструкцию аэропорта потребуется затратить 9,2 млрд руб., строительство объездной дороги обойдется в 15 млрд руб., реконструкция существующей - в 5 млрд руб., мосты через бухту Золотой Рог и на остров Русский стоят 10 и 20 млрд руб. Кстати, мост на остров Русский будет построен только через 3-4 года - как раз к саммиту. А доставка строительных материалов на остров по воде ведет к удорожанию проекта на 30 млрд руб.
В 2008 году по ФЦП "Дальний Восток и Забайкалье" на подпрограмму "Владивосток" планируется направить 15 млрд руб. из федерального бюджета. Такую цифру назвал во Владивостоке Виталий Савельев. Всего же, как известно, на этот проект будет выделено 100 млрд руб. А вообще-то до сих пор иностранные проектировщики не могут приступить к работе, так как земли на острове Русском принадлежат военным. При этом построенные объекты должны быть сданы в эксплуатацию уже к концу 2011 года.
Несмотря на то, что Михаил Фрадков во Владивостоке дальневосточных губернаторов окрылил, МРЭТ спустя две недели технично эти крылья подрезал. Так, по итогам совещания в министерстве в Москве Хабаровский край добился выделения из федерального бюджета на программные мероприятия по ФЦП только 31 млрд руб., что при делении на шесть лет дает более чем скромные 5 млрд руб. в год.
"Эти средства планируется направить на развитие инфраструктуры, строительство дорог, трубопроводов, аэропортов, линий электропередачи, возведение второй очереди моста через Амур и другие проекты. К сожалению, объекты социального назначения были исключены из представленного нами перечня проектов", - уточнил, озвучивая результаты, губернатор Хабаровского края Виктор ИШАЕВ. При этом, по предварительным данным, на развитие в крае энергетики из федерального бюджета будет направлено 514 млн руб., на развитие транспорта - 19,8 млрд руб., на развитие инженерно-строительной инфраструктуры - 11,2 млрд руб. Общая сумма проектов, одобренных МРЭТом, с учетом частных инвестиций и денег краевого бюджета, составляет 37,7 млрд руб.
Камчатская область отстояла проекты на 22 млрд руб. вместо 60. "В ФЦП до 2013 года мы предложили проекты на общую сумму около 60 млрд руб. И, по нашим планам, все эти проекты на 100% должен финансировать федеральный бюджет, - говорил в начале марта Михаил Машковцев, - потому что при минимальной бюджетной обеспеченности нам бы профинансировать наши социальные программы и приоритетные нацпроекты".
Однако спустя десять дней он и 22 млрд руб. был несказанно рад: "Я считаю, что это большой успех, поскольку большинство предложений регионов беспощадно резалось. Нам удалось отстоять сумму, гораздо большую, чем Сахалину и Магадану". Деньги, полученные Камчаткой по ФЦП, пойдут на достройку газопровода, реконструкцию авиаполосы в аэропорту Елизово, а также на строительство автотрассы на Усть-Камчатск и на радикальное укрепление дороги по морской косе между Усть-Большерецком и посёлком Октябрьский. Кроме того, на строительство краевой больницы, на проект каскада Толмачёвской ГЭС и новый проект малых гидроэлектростанций, на создание инфраструктуры в Алеутском районе.
Амурской области, со слов губернатора Леонида КОРОТКОВА, удалось защитить восемь объектов общей стоимостью в 14,2 млрд рублей. Из этих средств 11,2 млрд рублей - деньги федерального бюджета, 2,3 млрд рублей - средства областного бюджета, 620 млн рублей - деньги частных инвесторов.
По данным Минэкономразвития Якутии, к объектам ФЦП, которые должны быть реализованы в 2010 году, добавлено еще пять из области энергетики и транспортной инфраструктуры. А именно запланировано строительство третьей нитки магистрального газопровода "Средневилюйское газоконденсатное месторождение - Мастах - Берге - Якутск", строительство ВЛ на 220 кВ Нерюнгринская ГРЭС - Нижний Куранах. Предусмотрено выделение средств на реконструкцию и развитие аэропортов в Батагае, Алдане, Вилюйске и др; а также на строительство участка "Хандыга - Джебарики-Хая" автомобильной дороги "Алдан" и на строительство наземной линии связи Хабаровск - Якутск - Магадан, дублирующей спутниковый канал. На реализацию программных мероприятий с 2008 по 2013 год предполагается потратить 28,4 млрд руб., из них федеральных - 8,2 млрд руб.
Однако точно подтвердить объемы финансирования по ФЦП пока не может никто. Как, например, сообщили в Департаменте инвестиционной политики и целевых программ Минэкономразвития Якутии, еще неизвестно, будут ли сохранены в программе прежние 15 объектов республики. Бюджеты финансирования и объекты меняются. Так, первоначально предполагалось, что строительство высоковольтной линии передачи от Нерюнгринской ГЭС до Нижнего Куранаха возьмет на себя федеральный бюджет, но, как стало известно потом, московские чиновники решили переложить эти расходы на ФСК ЕЭС.
В том, что названные объекты войдут в окончательный вариант программы и что выделенные объемы средств и их распределение будут утверждены Минфином и российским правительством, не уверены и в других дальневосточных регионах. А если и будут утверждены, то это мало что значит. Многие на Дальнем Востоке еще помнят, как красиво выглядела на бумаге сверстанная в середине 90-х ФЦП "Дальний Восток и Забайкалье до 2005 года". И как мало из тех денег, которые предполагалось получить, было реально получено, и как мало из того, что предполагалось построить, построено.
- Мемориал энергетикам – героям Великой Отечественной войны – открыт в России
- ФАС заинтересовался кнопками "ЭРА-Глонасс"
- Сбербанк создает дочернюю компанию Sber Automotive Technologies
- Путин поблагодарил Грефа и Сбербанк за больницу в Тулуне
- Российские спортивные тренеры получат статус педагогов
- В России дорожает авиасообщение
- Сбербанк осуществил самую масштабную за всю историю банка трансформацию
- Сбербанк провёл платёж клиента, находящегося в Северном Ледовитом океане
- Сбербанк профинансировал компании группы "Аэрофлот" на 1,8 млрд рублей по госпрограмме кредитования под 2%
- Сбербанк просит увеличить лимиты госпрограммы поддержки занятости с кредитами под 2%