Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Пятница| 22 Ноября, 14:48 |
|
|
Тема номера
|
Удовольствие развивать Дальний Восток
В последние десятилетия подходы федерального центра к развитию региона менялись – порой на диаметрально противоположные. От идеи вахтового метода освоения его богатств (жить-то здесь не комфортно), до создания на востоке и северо-востоке социальных условий, превосходящих те, что манят дальневосточников в центральные районы страны на постоянное место жительства. Да и концепции развития тоже не отличались постоянством. Если вспомнить первую в рыночной эпохе программу развития Дальнего Востока и Забайкалья, принятую в 1996 году и благословленную к исполнению Указом первого Президента РФ, то ее социальная направленность была налицо. В ходе неоднократных корректировок программа все больше приобретала технократический вид.
В итоге сформировался современный взгляд на то, как же укреплять регион до требований, отвечающих званию форпоста в АТР. Средства на эти цели государство планирует потратить немалые, но, как подчеркнул на Четвертом Дальневосточном международном экономическом форуме презентовавший проект Стратегии развития Дальнего Востока и Байкальского региона заместитель министра регионального развития Сергей ЮРЛАПОВ, «способствовать решению геополитической задачи не только закрепления, но и привлечения экономически активного населения в этот регион будут не столько преференции и различного рода механизмы вспомоществования, сколько придание инвестициям дальневосточного, сибирского вектора».
И чтобы позиция Министерства регионального развития была более понятна, чиновник подчеркнул еще раз: «Средства, затрачиваемые в ходе реализации Стратегии, пойдут именно на создание такого фундамента, а не на преференции отдельным предприятиям и денежные подачки, в которых Дальний Восток России не нуждается».
На эту настойчивость обратили внимание многие участники форума. И если не придираться к словам про подачки – в них регион и вправду не нуждается, то преференции – вопрос большой и открытый. Участие государства в инфраструктурных проектах – транспорт, энергетика, связь – вряд ли поможет дальневосточной экономике стать исключительно конкурентоспособной. И особые условия в виде экономических зон, налоговых и таможенных льгот, компенсация транспортных и энергетических тарифов будут актуальны долго.
На крупные инвестиционные проекты, считают в Минрегионе, которые будут опираться на конкурентные преимущества Дальнего Востока и Байкальского региона. Они известны – рядом АТР, а это близость к крупнейшим мировым рынкам. Именно здесь уже формируется больше половины мирового валового продукта, и отмечаются наиболее динамичные темпы роста экономик. Несомненно, наши козыри – огромные запасы природных ресурсов, обширное морское побережье и внешние границы, рекреационный потенциал, кратчайшие транспортные маршруты Восток – Запад.
«И конечно же человеческий потенциал. Здесь, на Дальнем Востоке, в Забайкалье, проживает особая формация людей, которых трудности только закалили, сделали их сильнее. А результаты труда таких людей обычно на порядок выше, чем в тех местах, где жизнь проще», – сделал комплимент дальневосточник замминистра.
Задействовать недоиспользованный экономический потенциал, по мнению разработчиков Стратегии, помогут в том числе формирование региональных экономических специализаций и более активное использование научного потенциала территории. Генерировать инновационные идеи в регионе есть кому: Дальневосточное и Сибирское отделения РАН, когда-то вырастет из проектной поры Дальневосточный федеральный университет, Байкальский центр нанотехнологий и т.д.
Оставлять Дальний Восток и Восточную Сибирь исключительно ресурсной территорией федеральный центр не собирается. А потому список отраслей, которые планируется развивать в числе первых, открывает машиностроение. Речь идет о развитии все того же практически стагнирующего судостроения и создании «совместно с иностранными компаниями сервисных судоремонтных производств». Кому как не дальневосточным предприятиям строить платформы для добычи нефти и газа на шельфе, производить оборудование для добывающих отраслей, малой энергетики. Но это не все, по идее разработчиков Стратегии, у нас хорошие перспективы для производства «высокотехнологичной продукции и материалов для создания космической техники».
Однако из всех этих машиностроительных перспектив наиболее правдоподобной пока что выглядит развитие авиастроения. Производство самолетов Суперджет-100 в Хабаровском крае уже набирает обороты.
Среди фаворитов будущего развития – химическая промышленность. Ее контуры уже прорисованы в ряде комплексных проектов создания газохимических и газоперерабатывающих производств в Иркутской области, Республике Саха (Якутия), на юге Приморского края, Амурской, Сахалинской областях. А в «фундамент» этих проектов – трубопровод «Сахалин-Хабаровск-Владивосток» – вбиты первые колышки.
Основным вектором реализации Стратегии должно стать увеличение глубины переработки добываемых полезных ископаемых. Прежде всего, это касается добычи и обогащения угля, углехимии, добычи и переработки железных руд и руд цветных металлов. В Иркутской области планируется создание Международного центра по обогащению урана.
Именно на производство продукции с более высокой добавленной стоимостью должны быть направлены основные инвестиции в лесной отрасли. Сегодня заградительные пошлины на вывоз кругляка еще могут дискутироваться, однако завтра вопрос в пользу отечественной переработки будет решаться однозначно. Это важный сигнал инвесторам.
В агропромышленном комплексе разработчики Стратегии замахиваются на создание в регионе мощного центра производства пшеницы, сои и продуктов ее переработки. А поскольку в качестве рынка сбыта рассматривается АТР, то эта идея паровозом тянет за собой «создание дальневосточного зернового коридора, а также стимулирование частных инвестиций в строительство мощных отгрузочных терминалов».
Стратегия предусматривает создание зон опережающего экономического роста рыбохозяйственной специализации, включая их «инфраструктурное обеспечение, а также механизмы сопряжения отрасли с рынками европейской, центральной части страны». Механизмы сопряжения на ДМЭФ расшифрованы не были, но надо полагать, что, помимо прямых указаний, куда везти рыбу и как вести хозяйственную деятельность, государство довершит формирование правил игры в рыбной отрасли, в которых будут совмещены государственный интерес и рыночные подходы.
Энергетика и транспортная система – этим основополагающим отраслям экономики государство берется подставить плечо. Эти темы разработчики Стратегии наиболее активно обсуждали со всеми заинтересованными сторонами, чтобы действовать согласованно и в перспективе избежать «инфраструктурных ограничений экономического развития». Предполагается, что в 2025 году энергопотребление в регионе должно возрасти как минимум вдвое.
Запланирован ввод Уссурийской ТЭЦ, Сахалинской ГРЭС-2. Для энергообеспечения объектов ВСТО планируется строительство линии электропередачи Тайшет – Сковородино. И конечно же хитом в обновлении энергетической отрасли в ближайшие годы станет увеличение в топливном балансе региона доли природного газа. Ее потянет за собой строящийся с Сахалина на Владивосток газопровод. В 2010 году «Газпром» завершит первую очередь проекта газоснабжения Камчатки, переведя на газ ТЭЦ-2 г. Петропавловска-Камчатского. В перспективе же освоение ресурсов шельфа Западной Камчатки может стимулировать создание, помимо Сахалина, еще одного центра производства сжиженного природного газа.
Транспортная система региона должна также ориентироваться на существенный рост грузооборота. Так, только на железной дороге ожидают его увеличения в 1,7 раза, и этому прогнозу должна соответствовать пропускная способность Транссиба. Завершится строительство автодороги Чита-Хабаровск, автодороги «Вилюй» до Якутска, будет проведена реконструкция дороги Хабаровск-Владивосток. В общем, будем мы ездить с ветерком в любую сторону своей души. Когда-нибудь так и будет, в этом нет сомнения, ведь на дворе третье тысячелетие.
Проект Стратегии предусматривает, что начнет выполнять свою стратегическую роль Байкало-Амурская магистраль. Ее развитие позволит поддержать перспективные грузопотоки со вновь осваиваемых крупных месторождений минерального сырья и предприятий по их переработке, а также угля, в центральную Россию и на экспорт – в страны АТР.
В Стратегии обращено внимание на необходимость вернуть полноценную круглогодичную эксплуатацию Северного морского пути. Будет ли реализован этот посыл – сложный вопрос. Коммерческой составляющей в этом проекте немного, если, конечно, не иметь в виду перспективу освоения северного шельфа.
Ну, и комплекс мер, которые предпринимает государство для создания центра российского политического и экономического влияния в АТР – подготовка Владивостока к саммиту АТЭС 2012 года. Уже сегодня владивостокские проекты повышают экономическую активность региона, а в перспективе, по мнению разработчиков Стратегии, город должен стать долговременной площадкой для развития сотрудничества со странами бурно развивающегося региона.
- Мемориал энергетикам – героям Великой Отечественной войны – открыт в России
- ФАС заинтересовался кнопками "ЭРА-Глонасс"
- Сбербанк создает дочернюю компанию Sber Automotive Technologies
- Путин поблагодарил Грефа и Сбербанк за больницу в Тулуне
- Российские спортивные тренеры получат статус педагогов
- В России дорожает авиасообщение
- Сбербанк осуществил самую масштабную за всю историю банка трансформацию
- Сбербанк провёл платёж клиента, находящегося в Северном Ледовитом океане
- Сбербанк профинансировал компании группы "Аэрофлот" на 1,8 млрд рублей по госпрограмме кредитования под 2%
- Сбербанк просит увеличить лимиты госпрограммы поддержки занятости с кредитами под 2%