Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Пятница| 22 Ноября, 14:46 |
|
|
Тема номера
|
Олег Храмов, координатор ООО "Деловая Россия": Власть для бизнеса, или наоборот
- Отмечая значительные усилия, предпринимаемые в последние годы в России по поддержке и развитию малого и среднего бизнеса, расширение наших торгово-экономических связей со многими странами региона, необходимо обратить внимание на целый ряд вопросов инфраструктурного и институционального обеспечения развития предпринимательства. И, прежде всего, его региональное, дальневосточное измерение.
Первое. Любой бизнес начинается с возможности получения максимально полной информации по интересующему вопросу. Не секрет, что те, кто на свой страх и риск решили начать собственное дело, нередко сталкиваются с проблемами отсутствия информации или ее неполноты, с трудностями ее получения. Властные институты в нашем крае нередко скрывают от бизнеса информацию, доступ к которой по закона должен быть полностью открытым. Причем это касается сведений практически из любой области - права, налогообложения, администрирования. Вспомните нашумевший случай с приватизацией муниципального имущества во Владивостоке!
Из-за неумения или нежелания представить информацию в общедоступной форме остаются невостребованными механизмы государственно-частного партнерства. Незнание, в свою очередь, нередко порождает недоверие.
Предпринимательскому сообществу нужно быть более активным в информационном плане, особенно сейчас, когда началась реализация Федеральной целевой программы развития Востока России. Было бы весьма полезным создание делового информационно-аналитического портала на русском и английском языках. Это должно быть средоточие информации, необходимой для принятия бизнес-решений. Здесь должны размещаться сведения не только о развитии Владивостока, Приморского края и Дальнего Востока в целом, но и о возможном сотрудничестве потенциальных партнеров из стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Такой портал может быть создан при поддержке государственных органов, бизнеса, научных и общественных организаций.
Второе. Развитие предпринимательства напрямую связано с созданием соответствующей инфраструктуры. Сегодня для этого создана необходимая правовая база в виде Федерального закона № 209, предусматривающего формирование фондов имущественной, финансовой и информационной поддержки малого и среднего бизнеса. Устранены наиболее острые, но, к сожалению, не все противоречия с законом №131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Это мешает развитию малого и среднего бизнеса, истоки которого лежат как раз в муниципалитетах.
Несмотря на то, что работа по созданию инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства уже ведется, хотелось бы, чтобы процесс шел и эффективней, и интенсивней. Чем большей будет практика в этом вопросе, чем активней взаимодействие предпринимательского сообщества с властью и обществом, тем надежней и эффективней будет система поддержки малого и среднего бизнеса, которая сегодня только формируется. В том числе и благодаря нашим с вами усилиям.
Третье. Борьба с административными барьерами для бизнеса и борьба с коррупцией. Говорится сегодня об этом много. И немало делается. Вместе с тем хотелось бы обратить внимание на то, что деятельность фискальных и контролирующих органов является фактором, напрямую влияющим на формирование конкурентной среды в бизнесе. Плановые и внеплановые налоговые проверки, национальные особенности таможенного оформления товаров и грузов, визиты пожарных и санитарных инспекторов способны парализовать деятельность любого предприятия. И по делу. И по просьбе конкурентов. Это понимает каждый предприниматель. Как понимает и то, что нормальное развитие любого бизнеса может обеспечить только нормальная конкурентная среда.
Думаю, что предприниматели могут и должны внести свой вклад в ее формирование. Как? Механизмы могут быть различными. Например, совет предпринимателей Приморья мог бы инициировать формирование региональной информационной базы, куда могли бы заноситься все факты сомнительных с точки зрения закона действий фискальных и контролирующих органов. Используя существующие механизмы взаимодействия общественных организаций и власти, можно, скажем, раз в квартал предоставлять эту информацию компетентным органам или публиковать в средствах массовой информации. Причем делать это не только на региональном, но и на федеральном уровне. Эффект будет. И таких механизмов общественного контроля можно придумать и создать немало.
Однако гораздо более эффективным представляется четвертое. Государство должно стимулировать формирование режима экономического благоприятствования для законопослушного бизнеса. В пору кризиса особенно заметно, в сколь неравных условиях оказались законопослушные компании, несущие полную налоговую нагрузку, и те, кто привык работать по "серым" и "черным" схемам. Те, кто дорожит своей деловой репутацией, оказались в гораздо более сложном положении, чем флибустьеры от бизнеса, ведь для них практически ничего не изменилось.
Такого быть не должно. Поэтому имеет смысл подумать о выработке некой системы экономических, социальных и правовых критериев, соответствие которым позволяло бы рассчитывать компаниям на попадание в систему определенных экономических преференций - от более свободного доступа к кредитным ресурсам до участия в реализации государственных программ и госзаказа. Представляется, что наличие таких правил игры стало бы серьезным стимулом для выхода из теневого сектора значительной части бизнеса, которому сегодня иначе просто не выжить.
Пятое. Для развития предпринимательства, реализации экономического потенциала региона важны емкость рынка, его покупательная способность. Уменьшение численности населения означает сокращение предпринимательского потенциала, уменьшение емкости рынка и падение его привлекательности как для торговли, так и для инвестиций. Необходимо переломить негативную тенденцию оттока населения из регионов Востока России. В связи с этим следует отметить меры, предпринимаемые в рамках Федеральной целевой программы социально-экономического развития восточных районов России, подпрограммы развития Владивостока как центра международного сотрудничества и ряда краевых программ. Речь идет о модернизации и расширении социальной и транспортной инфраструктуры, реализации энергетических проектов, закреплении населения, создании Федерального университета, подготовке к проведению мероприятий в рамках саммита АТЭС и других масштабных проектах. Их реализация должна дать импульс внешнеэкономическим связям нашего региона, развитию малого и среднего бизнеса, который сейчас, к сожалению, отодвинут от реализации этих проектов.
Но и бизнес должен генерировать идеи и продвигать проекты, способные привлечь в регион квалифицированные трудовые ресурсы и оказать позитивное влияние на демографическую ситуацию. Пока такого взаимодействия нет, трудно рассчитывать на то, что усилий одного государства будет достаточно. Самый яркий тому пример - неудача программы по переселению соотечественников.
И, наконец, шестое. Для Дальнего Востока особое значение имеет развитие приграничных экономических связей. При этом приграничное сотрудничество может идти на шаг впереди общего межгосударственного экономического сотрудничества. Здесь должны допускаться упрощенные процедуры, пилотные проекты, эксперименты, такие как зоны приграничной торговли, особые экономические зоны и т.д. Такие возможности сегодня есть. Очевидно, что их следует законодательно обеспечить как на региональном, так и на федеральном уровне. И предприниматели должны принимать в этом процессе самое активное участие, поскольку они - практики. Ведь именно отсутствие понимания практики применения законов зачастую приводит к появлению нежизнеспособных правовых актов. Мы в силах этого не допускать и, значит, должны это делать.
- Мемориал энергетикам – героям Великой Отечественной войны – открыт в России
- ФАС заинтересовался кнопками "ЭРА-Глонасс"
- Сбербанк создает дочернюю компанию Sber Automotive Technologies
- Путин поблагодарил Грефа и Сбербанк за больницу в Тулуне
- Российские спортивные тренеры получат статус педагогов
- В России дорожает авиасообщение
- Сбербанк осуществил самую масштабную за всю историю банка трансформацию
- Сбербанк провёл платёж клиента, находящегося в Северном Ледовитом океане
- Сбербанк профинансировал компании группы "Аэрофлот" на 1,8 млрд рублей по госпрограмме кредитования под 2%
- Сбербанк просит увеличить лимиты госпрограммы поддержки занятости с кредитами под 2%