Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Пятница| 22 Ноября, 11:32 |
|
|
Тема номера
|
Каков заказ - таков проект
Выработка проектной продукции на каждого специалиста в этой сфере составляет в среднем около 800 тыс. - 1 млн рублей в год. Весь "цех" производит товара примерно на 4-5 млрд рублей. Это 2-2,5% от объема выполняемых в ДВФО строительных работ, который в прошлом году перевалил за 200 млрд рублей.
При этом известно, что стоимость проекта в общей стоимости строительства объекта сегодня составляет порядка 6-7%. Расхождение этих цифр позволяет предположить, что часть объектов ведется без проекта, что возможно при малоэтажном строительстве. Часть выполняется по "подогнанным" под конкретную площадку дешевым типовым "альбомным" проектам, а те, которые проектируются на все 100%, оплачиваются скромнее, чем раньше. Может быть, часть рынка остается в "тени".
Специфика крупных проектных организаций на Дальнем Востоке мало изменилась с советских времен. Основные направления их деятельности остались прежними, поскольку они имели большой запас прочности - вели комплексное проектирование и промышленных объектов, и жилья, и социальной инфраструктуры, и инженерных объектов. Другое дело, что в силу заметных "перекосов" в интересах инвесторов и заказчиков соответственно "перекосились" объемы проектирования по сегментам недвижимости. Проектируется больше жилья и магазинов, меньше - медицинских учреждений и промышленных предприятий, практически нет заказов на школы и детские сады.
Если к началу 1990-х годов все проектные организации были государственными, то сегодня "государственные корни" остались в основном у военпроектов - это приморский ЦПИ-49, хабаровский ЦПИ-52 и у нескольких гражданпроектов - КГУП "Территориальный проектный институт гражданского строительства, планировки и застройки городов и поселков Хабаровского края", ФГУП "Камчатгражданпроект", ОГУП "Амурремпроект". В целом по ДВФО их доля на рынке не превышает 5-7% и продолжает уменьшаться. Кстати, в этом году состоится акционирование хабаровского гражданпроекта. Таким образом, проектирование в основном стало частным делом граждан и проектных компаний.
Наиболее выживаемыми в рыночных условиях оказались гражданпроекты. Особенно сильные позиции сохранил "Хабаровскгражданпроект". Вероятно, по численности это самая крупная проектная организация ДВФО. Сейчас здесь работают около 460 человек. Прием новых работников ограничен тем, что у института для этого не хватает помещений. В Приморье в таком профильном институте работает 250 человек, на Сахалине оценочно около 200. Во всех регионах Дальнего Востока гражданпроекты сохранили свои названия, коллективы и фонды. За исключением Республики Саха (Якутия), где бывший "Якутгражданпроект" распался на две самостоятельные организации - "Якутпроект" и "Сахапроект" при наличии в Якутске еще и Горпроекта.
В большинстве своем эти институты являются головными территориальными проектными организациями, которые сопровождают гражданское строительство, выполняют градостроительные проекты, и на них приходится основной вал бюджетного финансирования проектов. Доля гражданпроектов на рынке проектных услуг ДВФО остается, пожалуй, самой большой - около15-20%.
Прежняя сеть универсальных промпроектов, развивавшаяся на Дальнем Востоке в годы его освоения, сегодня представлена всего несколькими институтами. Они в основном заняты заказами по гражданским объектам, и очень незначительно - по реконструкции и новому строительству промышленных предприятий.
Численность ООО "ДВ Промстройниипроект" сегодня 150 человек, это в 4 раза меньше, чем к началу 1990-х. За это же время хабаровский промпроект сократился примерно в девять раз. Но наиболее ценные специалисты в этих организациях остались, и возможная переориентация Дальнего Востока с вывоза сырья на его переработку может значительно увеличить объемы их работы. В таком случае промпроектам придется отказаться от части гражданских заказов, доминирующих сегодня в их "портфелях".
В производственной теме в большей степени сейчас остаются дальневосточные ведомственные и отраслевые проектные институты, которые тесно привязаны к отдельным компаниям или целым отраслям. При этом одни добились серьезных успехов, другие - влачат жалкое существование. Так, на лидерство в ДВФО, пожалуй, может претендовать ОАО "Дальэнергосетьпроект". Есть и другие успешные "игроки" в этом секторе рынка проектных услуг: "ДНИИМФ", Хабаровский филиал ОАО "ГипродорНИИ", "Гипротранс" и пр. Сохранились проектные организации, обслуживающие потребности рыбаков, горнодобытчиков, угольщиков, оборонщиков. Какова их доля на рынке, судить трудно, поскольку они свою деятельность особо не афишируют.
Стоит отметить, что в производственный сектор рынка проектных услуг ДВФО особенно успешно вошли проектные организации из других регионов страны - Сибири, Москвы и Санкт-Петербурга. В основном они работают на объектах инженерной инфраструктуры.
Есть общая проблема у местных проектировщиков: они могут не все. Поэтому приходится приглашать столичных специалистов, вовлекать их в оригинальные проекты, например, по строительству жилых зданий высотой свыше 75 метров или административно-офисных - 50 метров и выше. Такой местный опыт только начинает появляться, а ранее он отсутствовал начисто.
В ближайшие годы можно прогнозировать определенный рост доли на рынке проектных услуг ДВФО иностранных компаний, а также наших из европейской части. Прежде всего, потому, что здесь не хватает своих кадров, которые могли бы покрывать растущий вал заказов. Кроме того, все больше становится доля сложных заказов, для реализации которых прежде привлекались силы "союзпроектов", специализировавшихся на узких направлениях проектных работ. На местном уровне таких проектировщиков найти невозможно.
Например, особенно ценный объем проектных работ по объектам, которые будут строиться к саммиту АТЭС 2012 г., планируется выполнить силами зарубежных и столичных проектировщиков. Причем, как и в случае с сочинскими олимпийскими объектами, предполагается, что зарубежные "умельцы" получат основные подряды.
Интересно, что в связи с объектами АТЭС и другими крупными проектами ни региональные Союзы архитекторов, ни появившиеся относительно недавно ассоциации проектировщиков не приглашаются к диалогу о путях их реализации. Практически не действуют при власти градостроительные советы и иные общественные консультативные органы. Исключение составляет Хабаровский край и Хабаровск, где отношения власти и цеха проектировщиков строятся на очень высоком уровне, и слово архитектора заметно ценится.
Региональные проектировщики отмечают, что практически повсеместно проекты, выполненные иностранными компаниями для регионов ДВФО, им впоследствии приходится адаптировать под техусловия российских строительных площадок. При этом проектные работы "до бесконечности стремятся к удвоению сметы" и удвоению сроков. Наши специалисты к этому относятся философски - заказчик имеет полное право платить, кому хочет и сколько хочет. И вообще - "скупой платит дважды".
Конечно, местные проектировщики не останутся в сто роне от проектирования объектов саммита-2012, но уже сегодня понятно, что им перепадут исключительно дешевые и трудоемкие субподрядные работы. Хотя идущий в сопровождение этих объектов вал других заказов может вообще качественно изменить ситуацию. Например, в Южном Приморье могут возникнуть условия для резкого роста "ценника" на услуги проектировщиков - они получат возможность выбирать выгодные заказы и отказываться от дешевых. И дешевым останется только одно - дорожать, чтобы проложить себе дорогу рублем.
Кроме того, есть и обратное движение, когда дальневосточные проектировщики получают "западные" заказы по России. Они формируются в основном бывшими земляками, сохранившими дружеские отношения с ними и частично состоятельными людьми из самих регионов, которые возводят для себя в западных областях страны частные дома площадью 0,5-2 тыс. кв. м с перспективой дальнейшего переезда. Отдельные заказы на строительство многоэтажного жилья и других гражданских объектов перепадают и из Сибири. Так, "Якутпроектом" было выполнено несколько серьезных работ для Новосибирска. Отдельные проекты делаются и для "заграницы", но большей частью на конкурсы работ, а не в плане "подработки" и получения прибыли.
Как считают сами проектировщики, рынок услуг на проектные работы по ДВФО в большей степени местный, нежели межрегиональный. При этом нет "оголенных" территорий. Там, где намечается какое-то строительство, находятся силы, которые привлекаются для выполнения проектных работ. В том числе и по заметно обезлюдевшим дальневосточным "северам". Но где этих сил оказывается недостаточно, как это было в последние годы с Сахалином, Камчаткой, а ранее с Чукоткой, привлекаются проектные компании из других регионов, в том числе и дальневосточных.
В регионах ДВФО, где идет активное строительство, работает по 20-35 проектных институтов и компаний, которые могут, например, комплексно "под ключ" проектировать многоэтажные высотные жилые дома. Круг крупных и самодостаточных по кадрам организаций, способных выполнять большой перечень лицензированных работ, относительно небольшой. Постоянные заказчики их хорошо знают и привычно обращаются к ним. Если появляются новые - их долго "зондируют", прежде чем привлечь к какой-либо серьезной работе.
Большое количество мелких проектных фирм на рынке объяснимо рядом причин. Часть из них возникла в силу здоровых амбиций специалистов, не видевших для себя возможности карьерного роста и повышения заработка в крупных проектных компаниях, другие создавались теми, кого сокращали при каждом новом кризисе с "портфелями заказов", третьи, имея постоянных заказчиков, решили уйти на вольные хлеба. Стоит отметить, что из этой среды постепенно появляются новые довольно заметные и успешные на рынке компании. Например, "Аргус-Арт", "Архитектурный фонд" во Владивостоке, "Акант", "Атриум" и Архитектурная мастерская Дмитрия Фомина в Хабаровске и пр.
Основная доля заказов малому проектному бизнесу достается в сегментах жилья и универсальных объектов, которые могут использоваться и как магазины, и как офисные здания.
Перечень лицензированных услуг, выполняемых небольшой проектной фирмой, часто довольно большой, но на практике она может специализироваться на одном или нескольких выгодных для себя направлениях. Например, проектирование мелких магазинчиков площадью до 100 кв. м или проектирование "умных систем". Многие из них не имеют инженерных отделов, и привлекают к этим работам специалистов крупных компаний. Есть и "фирмы-пустышки" из 2-3 специалистов, которые, имея лицензию на проектные услуги, набирают заказы и нанимают для работы с ними коллег на стороне. По сути это фирмы-посредники. Крупные проектные компании на субподряд к ним не идут.
Совсем недавно на рынке проектных услуг появились свои хозрасчетные проектные подразделения или фирмы крупных строительных холдингов и компаний. Их создание преследовало несколько целей - снизить себестоимость строительной продукции, оказать давление на других проектировщиков в вопросах цен, дать возможность заработать "своим" и т.д. В основном эти подразделения отрабатывают внутренние заказы и в очень небольших объемах сторонние. Их доля на рынке невелика, и они пока не могут конкурировать на равных с традиционными проектными институтами, имеющими историю и опыт.
Заметно не у дел с переходом в рыночные условия хозяйствования остались в регионе ранее довольно сильные коммунпроекты и ремпроекты. Объясняется это тем, что приличные объемы капитальных ремонтов и реконструкций объектов недвижимости, которые ранее велись в плановом порядке, на долгие годы остались без финансирования. Были растеряны кадры специалистов, архивы обследований зданий и систем, изъяты или приватизированы помещения и т.д. Специалисты этого профиля остались в незначительном количестве и в основном "перековались" на проектирование "новоделов".
По мнению генерального директора ООО "Дальневосточный Промстройниипроект" Александра КАРЕПОВА, сегодня на рынке проектных услуг Дальнего Востока сложилась парадоксальная ситуация, когда рыночные цены примерно на 20% ниже нормативных государственных расценок, по которым оплачиваются госзаказы. И это не потому, что государственные расценки "задраны". Наоборот, они сегодня наиболее объективно учитывают затраты на производство проектных работ. Просто проектировщики в своих отношениях с заказчиками сами загнали себя в условия демпинга и вынуждены снижать договорные цены.
Однако работа с госзаказами остается довольно рискованной. Рентабельность в них закладывается невысокая, стоимость работ проверяется региональными центрами ценообразования в строительстве, и, если выясняется, что появились дополнительные расходы, их проектировщику предлагается покрывать из "своего кармана". То есть возможна работа не только "в ноль", но и "в минус". При взаимодействии с частным инвестором такие вопросы решаются в более конструктивном ключе.
Еще один неприятный нюанс с госзаказами - именно они формируют большую долю дебиторской задолженности проектным компаниям со стороны заказчиков, исчисляемую десятками миллионов рублей. Конечно, и по коммерческим заказам оплата работ часто задерживается. Но если частный заказ легче отставить до погашения задолженности, то с госзаказом так поступать крайне рискованно, потому что в перспективе получение следующих перспективных заказов становится весьма проблематичным.
Что касается цен, которые сегодня существуют на этом специфическом рынке, то проектирование коробки жилого или иного простого в исполнении здания предлагается сегодня по $20-30 за 1 кв. м его площади. С привязками сетей - дороже. Значительно больше стоит проектирование зданий, богатых на "спецмонтаж", - магазинов, заводов, медицинских центров. Трудозатраты на их проектирование и согласования могут быть в два раза больше. Соответственно и цены на эти работы выше.
Другой важный показатель, на который ориентируется потенциальный заказчик, - это сроки выполнения проекта. Нормативы, которых придерживаются проектные организации, остаются почти без изменения с советских времен. Во многом на сроки выполнения заказа влияют внутренние возможности проектной компании, сложность проектируемого объекта, технические условия его привязки к месту, геология участка.
Мастерство дальневосточных проектировщиков, можно сказать, состоялось, считает профессор ДВГТУ Валерий МООР, сегодня уже есть своя школа архитекторов, воспитанных техническими университетами Владивостока и Хабаровска, и именно она определяет стиль дальневосточной архитектуры. Хотя, конечно, есть отличия в том, что сегодня проектируется и строится в Благовещенске и Южно-Сахалинске, Владивостоке или Анадыре, Хабаровске или Якутске.
О том, что на российском рынке дальневосточные проектировщики заметны, можно, например, судить по тому, что их деятельность вознаграждается. Не "бронзой-золотом", но все же. На XV Международном фестивале "Зодчество - 2007", прошедшем осенью прошлого года в Москве, в смотре-конкурсе "Архитектура и градостроительство регионов и городов России. Национальные приоритетные проекты" дипломами Союза архитекторов России в разделе "Регионы России" были награждены Республика Саха (Якутия) и Хабаровский край. Диплом Союза по результатам смотра-конкурса "Творческие архитектурные коллективы и мастерские" получило хабаровское Архитектурно-проектное предприятие ООО "Акант" (директор - Александр МАМЕШИН). Не раз Всероссийским конкурсом "Зодчество" отмечались студенческие работы дальневосточников.
Потенциальные заказчики с интересом посещают региональные конкурсы дальневосточных проектировщиков, в том числе особо заметный "ДВ "Зодчество", который в этом году пройдет в Хабаровске в 12-й раз в рамках выставки "Архитектура, стройиндустрия Дальневосточного региона -2008". Конечно, хозяева выставки всегда выглядят выигрышнее за счет своего большого представительства, но здесь можно составить определенное мнение и о том, что проектируется и строится в других краях и областях ДВФО. Кстати, некоторые работы дальневосточных проектировщиков попадали на престижные международные конкурсы, и в их рейтингах не раз занимали места выше среднего.
Деятельность проектировщика в большой степени определяют новые строительные технологии. Если первый многоэтажный монолитный дом в Хабаровске строился неоправданно долго - еще с советских времен, то теперь большинство новостроя и здесь, и в других крупных городах ДВФО ведется в монолите. При этом архитектурные решения становятся все более интересными и разнообразными.
В последние годы рынок проектных услуг в разных регионах ДВФО замедлил рост до 15-30%. Некоторым компаниям удача дает прибавку объемов до 60%. При том, что в начале 2000-х годов нередко объемы работ увеличивались и в 2-3 раза. В денежном выражении, с учетом инфляции, рынок и далее может показывать приличный рост, но прирост физических объемов начинает "захлебываться" и в ближайшие годы серьезно "затормозится". Главная причина - нехватка специалистов. Смена, которую готовят вузы, уходит в бизнес, в смежные области деятельности, но очень мало - в проектирование, где уровень оплаты труда значительно ниже.
Председатель Дальневосточного объединения Союза архитекторов России Николай ПРОКУДИН считает, что многие дальневосточные проектные организации сегодня испытывают недостаток специалистов не только по отдельным разделам проектов, но и особенно градостроителей, которые могли бы профессионально подходить к решению проблем города, развитию отдельных территорий. В условиях перехода на строительство крупных жилых и производственных комплексов эта проблема начинает усугубляться, и приходится обращаться в столичные институты, имеющие богатый градостроительный опыт.
Одним из наиболее вероятных сценариев развития отрасли может стать укрупнение ведущих проектных компаний. Эту тенденцию может усилить грядущий переход проектной деятельности на условия саморегулирования. Слабые компании, работающие без серьезных гарантий, не смогут рассчитывать на серьезных заказчиков. Уже сегодня постепенно отмирают условия для подработки специалистов из крупных проектных институтов в мелких фирмах. Их загруженность выросла настолько, что им не до совместительства. В других случаях действуют карательные санкции к сотрудникам, которые занимаются "промышленным шпионажем". Проектная продукция довольно публична, и руководители проектных компаний могут легко "вычислить", кто использовал их интеллектуальную собственность в чужой работе.
Отношения с заказчиками - это, пожалуй, на сегодня самый щепетильный вопрос для проектировщиков ДВФО. Работать с ними стало сложнее в силу того, что в строительных компаниях практически не осталось своих служб заказчика, которые были бы укомплектованы компетентными специалистами. Если раньше разговор представителей заказчика и проектировщиков строился на понятном для обеих сторон профессиональном языке, выдерживался определенный порядок во взаимодействии, то теперь проектировщикам нередко предварительно приходится проводить ликбез. Конечно, на это теряется много времени и зачастую без высокого результата, потому что поток разовых заказов большой и на смену одному неграмотному заказчику приходит другой. Обучить всех просто невозможно.
Естественно, заказчики хотят получить проект дешевле. Но этим они загоняют себя в тупик: то, что для них дешевле, в конечном счете проявит свою убогость после окончания строительства. К сожалению, конкурсы, которые заказчики проводят для проектировщиков под новые заказы, ориентированы в основном на снижение цены. И в меньшей степени на получение качества и оригинального архитектурного решения. Побеждает в конкурсе на проектирование не тот, кто может лучше сделать работу, а тот, кто обещает сделать ее дешевле.
Сами проектировщики считают, что заказчикам, которым важно выбрать лучшее проектное решение, оптимальнее было бы проводить другого рода конкурсы: выдавать задание на эскизные проработки и какие-то грубые экономические выкладки по проекту нескольким участникам платного конкурса (это обычная практика за границей). В итоге за одни и те же деньги можно получить не один, а несколько вариантов проекта. А далее проектирование может быть продолжено по тому из них, который победит. Оценивает варианты жюри, в котором сидит не только заказчик, но и независимые специалисты, разбирающиеся в тонкостях проектного дела.
В целом, как выяснилось настоящим исследованием, проектировщики заказчика уважают, любят и ценят. Он дает им работу и деньги. Поэтому ему никогда не отказывают. Выполняется любой его каприз. Ну а по деньгам - и результат.
- Мемориал энергетикам – героям Великой Отечественной войны – открыт в России
- ФАС заинтересовался кнопками "ЭРА-Глонасс"
- Сбербанк создает дочернюю компанию Sber Automotive Technologies
- Путин поблагодарил Грефа и Сбербанк за больницу в Тулуне
- Российские спортивные тренеры получат статус педагогов
- В России дорожает авиасообщение
- Сбербанк осуществил самую масштабную за всю историю банка трансформацию
- Сбербанк провёл платёж клиента, находящегося в Северном Ледовитом океане
- Сбербанк профинансировал компании группы "Аэрофлот" на 1,8 млрд рублей по госпрограмме кредитования под 2%
- Сбербанк просит увеличить лимиты госпрограммы поддержки занятости с кредитами под 2%