Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Четверг| 21 Ноября, 23:28 |
|
|
Тема номера
|
Инвестиции в Дальний Восток закончатся вместе со стройками
Как бы кто ни говорил о том, что федеральный центр, приступив в начале этого тысячелетия к активной модернизации региона, постепенно отыгрывает назад, именно он и крупнейшие компании с госучастием остаются главными инвесторами и в ближайшие годы будут ими являться. Благодаря крупным проектам, таким как строительство ВСТО и газопровода, модернизация Транссиба и БАМа, пуск Бурейской ГЭС, объекты саммита АТЭС во Владивостоке и т.д., жизнь в округе кипит, а статистика стабильно показывает «поступательную динамику развития», «наращивание достигнутых темпов» и т.д.
По данным, приведенным на V Дальневосточном международном экономическом форуме председателем совета ассоциации межрегионального экономического взаимодействия субъектов Федерации «Дальний Восток и Забайкалье», губернатором Амурской области Олегом КОЖЕМЯКО, наш регион сегодня очень хорошо смотрится на фоне России. Доля инвестиций в ВРП у нас составляет 43-47%, что вдвое больше, чем в среднем по стране (21%). «При этом основная их часть, около 40%, идет на реализацию инфраструктурных проектов, обеспечивая долгосрочный экономический рост. В Амурской области на инфраструктурные проекты идет 80% инвестиций», – конкретизировал отраслевую направленность инвестиций Олег Кожемяко.
Однако все эти проекты, как говорят эксперты, носят «транзитный характер». Пока они реализуются, в регионе создается большое количество рабочих мест, растут налоговые поступления в бюджеты. Но все стройки имеют свойство заканчиваться. «По завершении проектов поток инвестиций резко падает, исчезает необходимость в привлеченных трудовых ресурсах», – заостряет тему заместитель полномочного представителя Президента РФ в ДФО, инвестиционный уполномоченный в округе Александр ЛЕВИНТАЛЬ, делая упор на то, что регионам необходимо прилагать все усилия, чтобы на смену завершающимся проектам приходили новые. В случае с нашим регионом – уже другого качества. Вместо сегодняшних, главным образом, инфраструктурных, должны появляться производства, меняющие структуру региональной экономики: от сырьевой – к перерабатывающей, от торговой – к производственной и т.д. Только так можно сохранить темпы развития.
Поскольку для Дальнего Востока и Байкальского региона принята Стратегия развития до 2025 года, то есть общее представление о том, сколько примерно денег понадобится для реализации крупных проектов, призванных обеспечить стратегические цели развития макрорегиона. По оценкам полпредства президента РФ в ДФО, озвученным Александром Левинталем, в ближайшие несколько лет понадобится более $100 млрд, а до 2025 года – более $300 млрд.
Суммы поистине внушительные. Хотя относиться к ним можно и со здоровой порцией скептицизма: мегапроекты, наподобие моста на остров Сахалин или железной дороги до Берингова пролива, остаются в этой обойме. Но в этом же списке и проекты, от своевременной реализации которых напрямую зависит дальнейшая судьба территории: не найдутся деньги на БАМ-2 – инфраструктурные ограничение остановят развитие Ванино-Совгаванского портового комплекса, а это снижение транзитного потенциала региона. Начатый в Якутии проект по формированию нового индустриального центра – Южно-Якутского комплекса – может «заморозить» на долгое время уже вложенные в проектную документацию деньги, если не будут найдены новые пути финансирования второго этапа – непосредственно строительства инфраструктуры для запланированных здесь перерабатывающих производств. И так далее.
При этом все очевиднее становится тенденция сокращения федерального финансирования проектов. В перспективе, видимо, она станет особенно ощутимой. Вот уже появились прогнозы о том, что из-за недостатка финансирования крупнейший государственный инвестпроект – строительство космодрома «Восточный» – будет завершен не в пятнадцатом году, как запланировано, а дай бог в двадцатом. Пока не прошли большие выборы, говорить о масштабах секвестров не принято, но заявления будущего президента РФ Владимира ПУТИНА уже прозвучали.
Главный акцент – необходимо срочно находить механизмы финансирования, позволяющие замещать в проектах средства федерального бюджета частным капиталом. Но как срочно и какими могут быть эти механизмы привлечения инвестиций – эти вопросы в последние несколько лет утонули в дискуссиях.
Есть расчет на средства стратегических зарубежных инвесторов. В последние десятилетия они заметно влияли на инвестиционную статистику региона. «Относительный показатель объема иностранных инвестиций на душу населения в 2010 году в ДФО составил $1163, что выше в 1,45 раза среднероссийского ($803), – такую цифру озвучил на прошедшем в Хабаровске заседании Совета по привлечению иностранных инвестиций заместитель полпреда Президента РФ Александр Левинталь, но тут же пояснил, что если из этого расчета убрать те деньги, которые вложены иностранцами в разработку нефтегазовых проектов на Сахалине, то ситуация будет выглядеть отнюдь не оптимистично – получится всего $370.
При этом в последние три года этот относительный показатель ежегодно падает на 6-8%. А это значит, что крупные инвестиционные проекты с привлечением иностранных инвестиций постепенно завершаются, а новых сопоставимых по масштабу и объемам привлекаемых инвестиций, пока нет.
— Если не будет обеспечена дальнейшая динамика поступления иностранных инвестиций, то будет крайне сложно удерживать положительные темпы экономического роста, – говорит Александр Левинталь.
Пока что инвестиционная привлекательность Дальнего Востока для иностранных инвесторов локализована главным образом в добывающем секторе – около 90% инвестиций сосредоточено здесь. Получается, что даже большое количество рисков зарубежные компании не пугают, главным аргументом остаются понятные характеристики доходности. Но для организации перерабатывающих производств с иностранным участием регионам придется основательно озаботиться инвестиционным климатом.
По мнению экспертов ведущего рейтингового агентства «Эксперт-РА», все дальневосточные регионы относятся к группе с довольно высокими инвестиционными рисками и имеют в российском рейтинге самые низкие ранги, располагаясь с 47-го (передовики здесь Амурская область и Республика Саха (Якутия) – 47-48-е места) до 80-го места. В то время как по показателю совокупного инвестиционного потенциала три субъекта округа (Приморский край, Республика Саха (Якутия) и Хабаровский край) входят в 30-ку лучших регионов России.
Одной из главных проблем, стоящих на пути инвесторов, иностранцы называют несовершенство и избирательное применение российского законодательства, а дальше административные барьеры, конфликты между властью и бизнесом. Вершит же этот список причин глубоко укоренившаяся на российской почве коррупция.
Из частных мнений собственно и складывается картина. На прошедшем в Хабаровске совете по иностранным инвестициям им поделились, можно сказать, аборигены дальневосточного рынка. Так, президент «Эксон Нефтегаз Лимитед» Джеймс ТЕЙЛОР эмоционально говорил о том, как компанию замучили проверками: «Были ситуации, когда каждую неделю приезжали проверяющие и мы вынуждены были работать только на них. При этом требования были противоречивы: одни говорили, что это должно быть желтым, другие – оранжевым и т.д. Пусть все проверяющие сразу приезжают, но раз в год, мы им поможем выполнить их работу», – внес конкретное предложение глава «Эксон Нефтегаз Лимитед».
Управляющий директор «Марубени Корпорейшн» Икута СЕИТИ поведал свою историю о том, как в приморском порту два месяца простояло судно с закупленным компанией в России зерном. Запрет на экспорт зерновых, введенный в нашей стране, как многие из запретов, неожиданно принес компании огромные убытки. При этом японская «Сумитомо Корпорейшн», вместе со своей дочерней компанией «Тернейлес» накануне обещанного введения запретительных пошлин на необработанный лес вложившая пятимиллиардные инвестиции в строительство современного деревообрабатывающего производства, оказалась в глупой ситуации. Пошлины так и не ввели, кругляк остался самым выгодным экспортным товаром, финансовое положение лидера лесной отрасли ДФО с каждым днем ухудшается.
Генеральный директор Сахалинского филиала «Синопек Зарубежные Нефть и Газ, Лимитед» Ло ЦЗЯНЬЮЙ поделился своим впечатлением от работы в России: «Большая часть населения не понимает, почему мы приходим на рынок и получаем там прибыль, которую могли бы получать сами жители. Работая в ДФО и инвестируя сюда значительные суммы, нам приходится часто сталкиваться с возникающими из-за этого проблемами. На мой взгляд, необходимо усилить информирование о привлекательности иностранного капитала для экономики регионов».
По мнению иностранных компаний, уже вложивших в экономику региона огромные средства, для улучшения инвестиционного климата и повышения привлекательности региона необходимо совершенствовать законы, защищающие права инвесторов, уменьшать количество разрешительных процедур и документов, сокращать поток проверок. Необходимо ускорить вступление России в ВТО, что может обеспечить иностранным компаниям равный с российскими статус, будет способствовать открытию рынков для иностранных инвестиций.
Очевидно, что главные факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность регионов, формируются, прежде всего, на федеральном уровне, но регионы могут внести свой вклад в улучшение инвестклимата на собственных территориях. Примеры Липецкой области, а в последнее время многие приводят Калужскую область, доказывают, что при прочих равных условиях эти регионы успешнее других конкурируют на инвестиционном поле, привлекая на свою территорию все больше крупных проектов, реализуемых частным бизнесом, в том числе иностранным.
— Эта работа должны быть системной, – сказал в интервью «ДК» инвестиционный уполномоченный в ДФО Александр Левинталь. (Кстати, в этом году был принят целый ряд решений, направленных на улучшение инвестиционного климата на федеральном уровне, сама должность инвеступолномоченного из этого ряда). – В прошлом году на заседании Совета по привлечению инвестиций при полномочном представителе Президента РФ в ДФО мы рекомендовали региональным властям разработать соответствующий комплекс мер. На сегодняшний день все субъекты ДФО разработали и приняли специальные программы по формированию благоприятного инвестиционного климата на своих территориях, в которых предусмотрены меры, которые, безусловно, способны улучшить инвестиционный климат на территориях. Среди них: совершенствование нормативно-правовой базы в сфере инвестиционной деятельности, создание инвестиционной инфраструктуры развития, снижение административных барьеров, формирование новых механизмов привлечения и поддержки инвестиций, формирование благоприятных тарифных условий, развитие кадрового потенциала и другие.
Предполагается, что одной из действенных мер по работе с иностранными инвесторами должно стать создание специальных органов (агентств) по работе с иностранными инвесторами. Такие структуры уже созданы в Приморском, Хабаровском краях, в стадии становления в Республике Саха (Якутия), Камчатском крае и Сахалинской области. Планируется, что, с одной стороны, эти органы будут всячески способствовать реализации, сопровождать конкретные бизнес-проекты с иностранным участием, с другой – помогать региональному бизнесу доводить свои проекты до уровня международных требований. При губернаторах начали действовать инвестиционные советы, тоже призванные всячески инвесторам содействовать и бороться с административными барьерами.
Территории выстраивают и инфраструктуру для работы в целом с инвесторами. «В Республике Саха (Якутия) до конца 2011 года будут созданы Совет по улучшению инвестиционного климата и взаимодействию с инвесторами, Агентство по привлечению инвестиций, Фонд прямых инвестиций, Региональный центр государственно-частного партнерства, Венчурный фонд, – рассказывает первый заместитель председателя правительства РС (Я) Геннадий АЛЕКСЕЕВ. – Предусматриваются расширение деятельности и выход на международный рынок созданного правительством РС(Я) в 2007 году ОАО «Республиканская инвестиционная компания». Помимо этого у республики есть опыт консолидации инвесторов, заинтересованных в комплексном освоении территории, – в 2007 году с такими задачами было образовано ОАО «Южно-Якутская корпорация».
О создании Сахалинской корпорации развития (ОАО «Фонд развития Сахалина и Курил») заявил недавно губернатор Сахалина Александр ХОРОШАВИН. К таким же решениям пришли в Амурской области, Хабаровском крае, Еврейской автономной области и др. субъектах. Судя по всему, к этой идее территории пришли после того, как целый год на разных уровнях обсуждали возможности участия в управлении Фондом развития Дальнего Востока и Фондом прямых инвестиций. Судя по всему, надежды руководителей дальневосточных субъектов Федерации на то, что можно будет получать финансирование на инвестиционные проекты территорий из нового института развития, наполненного главным образом государственными деньгами, пока преждевременны.
Внешэкономбанк, перед которым поставлена задача - создать новые институты, просит пока не поднимать вопрос о Фонде прямых инвестиций. Предметное изучение этого вопроса, консультации с крупными компаниями, которые могли бы выступить в качестве учредителей фонда, показали: готовых интересных с коммерческой точки зрения проектов в регионе нет. Поэтому просто скидываться в абстрактный Фонд желающих пока не нашлось. Эти обстоятельства определили и главную ипостась ОАО «Фонд развития Дальнего Востока», который создан по поручению премьера и председателя совета ВЭБа Владимира ПУТИНА. Это будет консалтинговая компания, специализирующаяся на инвестиционном консультировании. Государство выделило деньги пока что на подготовку самих проектов, но и их планирует в перспективе вернуть в казну, когда «упакованные» с помощью специалистов, приглашенных Фондом, проекты можно будет продать инвесторам на конкурсной основе. Такое решение – уже конкретный разговор. Правда, открытие офиса Фонда в Хабаровске, анонсированное на октябрь этого года, пока по каким-то причинам откладывается.
— Институт «Номура» готов привлекать иностранных инвесторов в портовую особую экономическую зону «Советская Гавань». Но между Японией и Россией существует проблема. Мы получаем очень часто из России так называемый список инвестиционных проектов. Но, к сожалению, почти все они не годятся.
Я думаю, одна из проблем заключается в том, что есть разница в концепции создания инвестиционных проектов. Например, чтобы привлечь иностранные инвестиции, нужно иметь очень четкое видение проекта, представить так называемую дорожную карту, в которой детально расписаны этапы его реализации. Таким требованиям большинство российских предложений не отвечает. Мы предлагаем совместную разработку концепции проектов с целью повышения их жизнеспособности на зарубежных инвестиционных рынках.
- Если взглянуть на место субъектов Дальнего Востока и Байкальского региона в рейтингах комплексной оценки развития, оценки эффективности деятельности органов государственной власти, инвестиционной активности, то в каждом из них большая часть субъектов занимает места с 60-го по 80-е. Причем динамика не обнадеживает. Мы чаще видим сдачу позиций, чем продвижение вперед. И далеко не всегда в этом вина федерального центра.
Так, по итогам I-го полугодия в субъекты Дальнего Востока и Байкальского региона поступило 13,3% всех российских инвестиций, а еще три года назад их доля была 8,3%. Но основной рост достигнут за счет федеральных вложений, их доля уже 19% от общего объема инвестиций, больше она только на Северном Кавказе. Но даже в этих условиях во всех субъектах Байкальского региона инвестиционная активность заметно ниже среднероссийской, иностранные инвестиции в десятки раз ниже, чем в среднем по стране. Аналогичная ситуация с иностранными вложениями в Приморском крае, несмотря на его выгодное географическое положение. Причем значительная часть таких регионов имеет высокий инвестиционный потенциал, но они не могут его раскрыть.
Регионы стараются воспользоваться конкурентными преимуществами там, где это наиболее легко, что ведет к дифференциации социально-экономического развития их территорий. В этой связи, полагаю, мы должны сегодня рассмотреть меры по дополнительному улучшению инвестиционного климата в регионах и качество институтов в целом. Нужен поиск альтернативных вариантов и механизмов реализации инвестпроектов с участием частного капитала с учетом того, что государство не сможет финансировать все предлагаемые инфраструктурные проекты. Сейчас по заявкам в Инвестфонд объем запрашиваемой господдержки уже превышает 500 млрд рублей.
Частные инвесторы готовы вкладываться в создание необходимой инфраструктуры без участия государства. Примерами могут служить проекты строительства железной дороги к Эльгинскому месторождению компании «Мечел» и создания горно-металлургического кластера в Приамурье группы компаний «Петропавловск». Однако проектов, способных привлечь инвесторов, единицы. Встречаясь с крупнейшими китайскими, корейскими, японскими инвесторами, я неоднократно слышал об их заинтересованности в инвестировании, но отсутствии интересных проектов.
Сегодня нет механизма, который бы системно обеспечивал отбор наиболее перспективных бизнес-идей и финансировал проект на стадии разработки документации. Крайне актуально создание такого механизма целевым образом для Дальнего Востока.
- Одним из действенных механизмов привлечения инвестиций может стать создание особых экономических зон федерального и регионального значения. Такие зоны крайне необходимы на приграничных территориях для повышения конкурентоспособности страны в отношениях с сопредельными государствами.
Действующие механизмы ОЭЗ не выполняют задачу поддержки отстающих территорий, в России зоны действуют в экономически развитых регионах. Регионы, претендующие на создание ОЭЗ, должны иметь стабильную экономику, опыт реализации крупных инвестиционных проектов и готовую инфраструктуру. Объем предоставляемых льгот зарубежным инвесторам в России на порядок ниже тех, которые предоставляются компаниям-резидентам, например, в Китае и Индии.
Региональные модификации зон позволяют эффективно организовать разработку и запуск инвестиционных проектов, не требующих серьезных вложений в инфраструктуру, крупных закупок импортного оборудования и уже имеющих потенциальных инвесторов. Учитывая, что Дальний Восток богат полезными ископаемыми, считаю, что необходимо расширить перечень видов ОЭЗ с их ориентацией на добычу полезных ископаемых и переработку добытых ресурсов, а также ввести новые виды зон - приграничные. Необходимо на федеральном уровне узаконить создание региональных зон с сохранением всех преференций за счет федерального бюджета.
Это позволит получить мультипликативный эффект, изменить сырьевую направленность региональной экономики за счет создания производственных цепочек добавленной стоимости.
- Мемориал энергетикам – героям Великой Отечественной войны – открыт в России
- ФАС заинтересовался кнопками "ЭРА-Глонасс"
- Сбербанк создает дочернюю компанию Sber Automotive Technologies
- Путин поблагодарил Грефа и Сбербанк за больницу в Тулуне
- Российские спортивные тренеры получат статус педагогов
- В России дорожает авиасообщение
- Сбербанк осуществил самую масштабную за всю историю банка трансформацию
- Сбербанк провёл платёж клиента, находящегося в Северном Ледовитом океане
- Сбербанк профинансировал компании группы "Аэрофлот" на 1,8 млрд рублей по госпрограмме кредитования под 2%
- Сбербанк просит увеличить лимиты госпрограммы поддержки занятости с кредитами под 2%