Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Пятница| 22 Ноября, 03:15 |
|
|
Тема номера
|
В борьбе за потребителя
По данным управления пищевой и перерабатывающей промышленности министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края, сегодня отрасль является одной из динамично развивающихся сфер экономики региона. На удовлетворение спроса жителей в качественных продуктах питания работают 308 предприятий, удельный вес промышленности в общей сумме налоговых платежей по краю составляет 6,8%, ее предприятиями производятся практически все основные виды пищевой продукции.
Мировой экономический кризис оказал заметное влияние на развитие краевого пищепрома. По мнению заместителя начальника управления пищевой и перерабатывающей промышленности Ирины ЕФИМОВОЙ, основным тормозом стало снижение покупательского спроса, которое повлекло в том числе и изменение потребительских предпочтений жителей края, заставив многих выбирать не по качеству продукции, а по ее цене.
При этом снижение покупательских возможностей жителей проявляет гораздо более устойчивую и долгосрочную отрицательную динамику, чем, например, спад спроса на рынках сырьевых товаров, таких как углеводороды, металлы, полезные ископаемые. В результате, когда другие сферы уже выходят на уровни докризисных лет, некоторые отрасли пищеперерабатывающей промышленности продолжают показывать понижающие тренды. Так, в Хабаровском крае по итогам 9 месяцев 2010 года оказались снижены по сравнению с аналогичным периодом 2009 года объемы производства пива на 23,5%, майонеза на 14,8%, пшеничной муки на 33,6%.
А вопросы ценообразования всегда были проблемными для отрасли, от продукции которой региональные власти требуют, прежде всего, высоких характеристик качества. Такой подход заставляет по возможности искать свежее местное сырье, тесно сотрудничая с сельхозпроизводителями. Но в силу экономических, географических и климатических особенностей выращенные на полях края сельхозкультуры, полученное молоко и мясо обходятся часто дороже завозного, подвергнутого глубокой заморозке или переработке. Осложняют работу и ограничения по применению пищевых добавок. Как правило, краевые власти и контролирующие органы приветствуют продукты без вкусовых усилителей и консервантов или с минимальным применением безопасных включений неорганических веществ. Однако такая продукция при высоких потребительских характеристиках имеет более короткий срок хранения, что не только увеличивает производственные затраты, но и требует ведения политики агрессивных продаж, с которой у местных компаний дела пока обстоят не блестяще. Научившись хорошо производить, они еще не научились эффективно продавать, и это нередко становится определяющим фактором локальных поражений в конкурентной борьбе.
Правда, в последние годы в пищевой отрасли края появились передовые предприятия, на которых вопросам освоения современных технологий в продвижении товаров на рынки сбыта уделяется такое же пристальное внимание, как обновлению производственной базы, совершенствованию ассортиментной линейки, повышению качества продукции. Наибольшее число таких компаний сосредоточено в производстве цельномолочной продукции, где по итогам 9 месяцев 2010 года наблюдается рост, объемы производства водки и ликероводочных, кондитерских изделий превысили показатели аналогичного периода 2009 года.
По оценкам управления пищевой и перерабатывающей промышленности, абсолютное большинство предприятий пищепрома адекватно оценивает сложившуюся ситуацию и принимает меры по повышению конкурентоспособности. За 9 месяцев 2010 года предприятиями освоено 112 наименований новой продукции, проведена оптимизация выпускаемого ассортимента, в результате которой прекращен выпуск 43 наименований мясных, молочных, хлебобулочных, кондитерских изделий и пива, не пользующихся спросом у населения. Реагируя на изменение спроса, предприятия пищепрома увеличивают выпуск продукции лечебно-профилактического назначения с добавлением лактулозы, бифидо- и лактобактерий, йодказеина, ламидана, витаминно-минеральных комплексов. В настоящее время ассортимент такой продукции насчитывает 127 наименований. В целом на работы по модернизации и техническому перевооружению производства за 9 месяцев 2010 года направлено 105 млн рублей инвестиций.
Опыт показывает, что одним из наиболее перспективных направлений увеличения объемов продаж в Хабаровском крае является организация фирменной торговли. С начала нынешнего года пищеперерабатывающие компании региона открыли дополнительно 9 точек по реализации собственной продукции, на 1 октября их фирменная торговая сеть насчитывала уже 701 объект.
Эффективным инструментом выхода на новые рынки является участие в выставках. С начала 2010 года 27 предприятий пищевой промышленности края приняли участие в 7-ми выставках-ярмарках на территории РФ, на которых 26 наименований продукции удостоены наград. В октябре 2010 года 14 предприятий были представлены в экспозиции Хабаровского края на XII Российской агропромышленной выставке «Золотая осень-2010». Все они отмечены дипломами. При этом ОАО «Ликероводочный завод «Хабаровский» награжден золотой медалью за водку «Хабаровская особая», а ООО «Колос-Пром» – бронзовой медалью за хлебец отрубной с ламиданом.
В июне 2010 года правительство Хабаровского края одобрило «Основные направления развития пищевой промышленности Хабаровского края до 2015 года». Документ предусматривает ввод в действие новых производственных мощностей, модернизацию и техническое перевооружение, увеличение и создание собственной торговой сети предприятий, расширение географии поставок, мероприятия по улучшению условий конкуренции на рынке продовольствия.
Основные направления предполагают увеличение доли местного молокосырья в производстве молочной продукции с 35% в 2011 году до 50% к 2015 году, рост доли местного мясного сырья в мясопереработке с 20% в 2011 году до 30% к 2015 году. Достижение этих показателей невозможно без тесного сотрудничества сельхозпроизводителей и переработчиков сырья. Координацией такой работы уже занимаются специалисты министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края.
С целью увеличения поставок продукции местных производителей в торговые сети правительством края совместно с властями Бикинского и Вяземского районов в ноябре этого года проведены встречи руководителей предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности с представителями предприятий торговли и общественного питания муниципальных районов. Пищепром представил на них образцы выпускаемой продукции, были обсуждены вопросы, связанные с производством и условиями реализации продуктов питания, найдены формы расширения сотрудничества. Очередная такая встреча пройдет в декабре в районе имени Лазо.
Предприятия пищепрома при поддержке правительства региона продолжат участие в выставках, конкурсах качества как на территории края, так и за его пределами. Благодаря политике расширения географии поставок, продукция производителей Хабаровского края станет еще более доступной жителям соседних регионов востока России. В частности, жители Республики Саха, Сахалинской и Читинской областей смогут приобрести в своих магазинах продукцию ООО «Хабспиртпром» и ОАО «Дальпиво», ООО «Колос-Пром» планирует открыть торговые дома в Биробиджане и Уссурийске, собственное представительство ОАО «Дальпиво» должно открыться в Приморском крае, Еврейской автономной и Амурской областях, удаленные склады «Хабаровского пищевого комбината» появятся в Дальнереченске (Приморский край) и Благовещенске. Собственная торговая сеть предприятий пищепрома будет прирастать ежегодно не менее чем на 5 объектов. Отдельные мероприятия запланированы по программе подготовки кадров. Объем инвестиций только в пять планируемых к реализации проектов превысит до 2015 года 5 млрд 300 млн рублей. На многих производствах будут внедрены энергосберегающие технологии. Потребителей ждет не только высокое качество, но и новый дизайн, современная упаковка, новые виды продукции.
По оценке Ирины Ефимовой, реализация комплекса мероприятий, включенных в «Основные направления развития пищевой промышленности Хабаровского края до 2015 года», позволит сформировать в Хабаровском крае современную, высокотехнологичную, устойчиво работающую, конкурентоспособную индустрию производства пищевой продукции.
- Мемориал энергетикам – героям Великой Отечественной войны – открыт в России
- ФАС заинтересовался кнопками "ЭРА-Глонасс"
- Сбербанк создает дочернюю компанию Sber Automotive Technologies
- Путин поблагодарил Грефа и Сбербанк за больницу в Тулуне
- Российские спортивные тренеры получат статус педагогов
- В России дорожает авиасообщение
- Сбербанк осуществил самую масштабную за всю историю банка трансформацию
- Сбербанк провёл платёж клиента, находящегося в Северном Ледовитом океане
- Сбербанк профинансировал компании группы "Аэрофлот" на 1,8 млрд рублей по госпрограмме кредитования под 2%
- Сбербанк просит увеличить лимиты госпрограммы поддержки занятости с кредитами под 2%