Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Пятница| 22 Ноября, 03:54 |
|
|
Тема номера
|
Программное управление регионом
Губернатор края Вячеслав ШПОРТ своим распоряжением утвердил перечень из 30 государственных программ Хабаровского края, работа над которыми началась во всех министерствах регионального правительства. Разработано положение «О порядке разработки, реализации и оценке эффективности краевых государственных программ».
Переход к программно-целевому управлению органично вписывается в утвержденную 13 января 2009 года «Стратегию социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года». Для ее поэтапной реализации 18 марта 2011 года утверждены «Основные направления деятельности Правительства Хабаровского края на период 2011 – 2015 годов», принципиальным базисом которых и является дальнейшее развитие программно-целевых методов в работе регионального правительства.
В опоре на индикативное планирование и государственные программы краевые власти намерены достичь амбициозных целей – увеличить валовой региональный продукт с 330 млрд рублей в 2010 году до 568 млрд рублей в 2015 году и обеспечить рост промышленного производства на 163% к докризисному 2008 году.
Нормативный срок утверждения краевых государственных программ – 1 апреля 2012 года. Как раз к началу работы над бюджетом 2013 года, чтобы с 1 января 2013 года начать новый этап бюджетного процесса. Как говорит начальник управления государственных инвестиционных программ и государственно-частного партнерства министерства экономического развития и внешних связей Хабаровского края Мария АВИЛОВА, принципиальное новшество работы по государственным программам заключается, прежде всего, в улучшении планирования, повышении результативности и эффективности расходования общественных финансов. Вначале обосновываются, потом четко фиксируются цели и задачи программирования: достичь определенного уровня медицинского обеспечения, сформировать конкретные стандарты социального обслуживания, выйти на заданный уровень выпуска инновационной продукции и т.д. Для их достижения выстраиваются мероприятия и проекты программ, под которые уже формируются бюджетные потоки.
Однако и сейчас в крае действуют целевые программы, они, как и полагается, также сформированы под определенные задачи и для достижения поставленных целей, предусматривают соответствующие объемы финансирования. Чем же все-таки отличается новый подход к программам?
– На сегодняшний день в Хабаровском крае реализуются 16 долгосрочных целевых программ различной направленности, – поясняет Мария Авилова. – Но финансирование заложенных в них мероприятий охватывает не более 12,7% расходов краевого бюджета с учетом средств федерального бюджета, поступающих на реализацию программ. Это, откровенно скажем, невысокая доля. После перевода на систему государственных краевых программ финансирование бюджета на программных механизмах займет уже не менее 90% бюджета Хабаровского края. Во-вторых, все органы исполнительной власти края, вся система бюджетных учреждений будут работать не так, как сейчас, – в основном ради «освоения» выделенных лимитов бюджетных ассигнований и утвержденных смет расходования средств. Лимиты и их «освоение», безусловно, останутся, но будут жестко подчинены через систему целевых индикаторов и бюджетных заданий результативности, то есть получению, прежде всего, конкретных публичных услуг, как по объему, так и по качеству, причем в заданные сроки. Деятельность исполнительных органов, бюджетных учреждений края, таким образом, станет возможно справедливо оценивать. Это жесткая система, но она позволит обеспечить по-настоящему нужный краю результат. В этом и заключается планирование и повышение эффективности бюджетных расходов.
Понятно, что использование программного метода требует очень ответственного подхода к проработке и формулировке цели, связанной с ней системы индикативных показателей. В программе улучшения инвестиционного климата вряд ли стоит ставить целью, например, принятие пакета правовых документов или проведение серии презентаций. Скорее это необходимые мероприятия, но ради того, чтобы на территории Хабаровского края были начаты и реализованы конкретные инвестиционные проекты в соответствии с приоритетами экономической политики регионального правительства.
Сроки перехода на программно-целевой метод управления бюджетными процессами в Хабаровском крае не случайны. Именно с этого времени – 1 января 2013 года – по такой системе начнет работать федеральный бюджет. Правительство РФ уже приступило к формированию бюджета, ориентированного на результат. В июне 2010 года была принята программа повышения эффективности бюджетных расходов РФ, в ноябре 2010 года утвержден перечень государственных программ РФ, в декабре минувшего года приняты методические указания по разработке и реализации государственных программ РФ.
По этой же аналогии должны действовать и субъекты РФ. Поэтому административная задача нынешнего этапа работы правительства Хабаровского края на данном направлении – успеть за Центром, стать неотъемлемой частью его программ уже на стадии их формирования.
– Очень важно согласовать разрабатываемые краевые государственные программы с федеральными программами, – говорит Мария Авилова. – Если опоздать или некачественно подготовить региональные программы, то можно многое потерять, не стать участником серьезных национальных проектов и программ, так как они готовятся с расчетом на соучастие с субъектами Федерации. Правило простое, но жесткое – нет региональной программы, нет федерального софинансирования. Еще и поэтому Хабаровский край одним из первых в РФ приступил к работе по созданию собственной программной базы, идущей параллельно с формированием государственных федеральных программ. Необходимо сделать так, чтобы мероприятия и объекты региона попали в расходные части федеральных программ.
Повышение качества жизни населения и укрепление населенческого потенциала Хабаровского края
Улучшение демографической ситуации.
Развитие здравоохранения.
Развитие образования.
Культура.
Социальная поддержка граждан.
Развитие коренных малочисленных народов.
Развитие жилищного строительства.
Повышение качества жилищно-коммунального обслуживания населения.
Обеспечение общественной безопасности, противодействие преступности.
Защита населения от ЧС и пожаров.
Повышение безопасности дорожного движения.
Развитие спорта и совершенствование молодежной политики.
Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
Устойчивое развитие экономики края
Совершенствование инвестиционного процесса и развитие инвестиционной деятельности.
Инновационное развитие и модернизация экономики.
Развитие внешнеэкономической деятельности.
Развитие малого и среднего предпринимательства.
Воспроизводство и использование природных ресурсов.
Развитие лесного хозяйства.
Развитие рыбохозяйственного комплекса.
Развитие агропромышленного комплекса.
Энергоэффективность и развитие энергетики.
Развитие транспортной системы.
Развитие связи и телекоммуникаций.
Развитие туризма.
Содействие занятости населения.
Повышение эффективности государственного управления
Формирование и развитие краевого сегмента систем электронного правительства.
Управление государственными финансами.
Управление государственным имуществом.
Содействие развитию местного самоуправления.
- Мемориал энергетикам – героям Великой Отечественной войны – открыт в России
- ФАС заинтересовался кнопками "ЭРА-Глонасс"
- Сбербанк создает дочернюю компанию Sber Automotive Technologies
- Путин поблагодарил Грефа и Сбербанк за больницу в Тулуне
- Российские спортивные тренеры получат статус педагогов
- В России дорожает авиасообщение
- Сбербанк осуществил самую масштабную за всю историю банка трансформацию
- Сбербанк провёл платёж клиента, находящегося в Северном Ледовитом океане
- Сбербанк профинансировал компании группы "Аэрофлот" на 1,8 млрд рублей по госпрограмме кредитования под 2%
- Сбербанк просит увеличить лимиты госпрограммы поддержки занятости с кредитами под 2%