Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Пятница| 22 Ноября, 03:54 |
|
|
Тема номера
|
Геннадий АЛЕКСЕЕВ: Главное - не отступать от поставленных целей
Гость «ДК» – первый заместитель председателя правительства Республики Саха (Якутия) Геннадий АЛЕКСЕЕВ.
– Геннадий Федорович, конференция, которая в августе пройдет в Республике Саха (Якутия), будет посвящена вопросам комплексного развития инфраструктуры на Северо-Востоке России. Почему именно эта тема стала главной?
– Комплексное развитие Восточной Сибири и Дальнего Востока сегодня является одним из важнейших стратегических приоритетов России. При этом именно слабая инфраструктура – любая: транспортная, энергетическая, социальная – основной сдерживающий фактор на этом пути. Это кардинальная задача, решение которой позволит достичь главных целей, обозначенных в Стратегии социального и экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года (стратегия – 2025), – закрепление населения на Востоке России за счет формирования развитой экономики и комфортной среды проживания человека.
Мы четко понимаем, что преодолеть эти ограничения, сформировать необходимые условия для дальнейшего промышленного освоения региона, реализовать здесь частные инвестиционные проекты можно только при условии комплексного и синхронного взаимодействия государства, бизнеса и общества. Это понимание и формирует повестку дня международной конференции, которая станет площадкой для обсуждения механизмов реализации Стратегии-2025 и презентации перспективных инфраструктурных инвестиционных проектов.
Мы намерены представить участникам конференции и всему деловому сообществу уникальный сырьевой, промышленный и транзитный потенциал Якутии, в которой сегодня реализуются крупнейшие в России инфраструктурные проекты, вовлекающие в свою орбиту не только наших соседей по Дальневосточному федеральному округу, но и другие страны Европы, Азии, Америки. При этом вызовы, стоящие перед республикой в долгосрочной перспективе, характерны как для Востока России, так и для других субъектов Российской Федерации, на территории которых будут осуществляться комплексные инвестиционные проекты.
Предлагаемая к обсуждению тема комплексного развития инфраструктуры Северо-Востока России соответствует и Концепции участия России в форуме «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) в области реализации потенциала Сибири и Дальнего Востока России, ее возможностей в сфере коммуникаций, транспорта, транзита (в том числе через Транссибирский коридор и кросс-полярные трассы) и привлечения иностранных инвестиций.
– Если конкретизировать повестку дня, то на какие вопросы будет сделан акцент?
– Основное пленарное заседание «Инфраструктура Северо-Востока России: от ограничений к росту» будет посвящено сегодняшнему состоянию инфраструктурного каркаса и перспективам его развития: какие объекты будут включены в государственные программы, как будет задействовано для их реализации государственно-частное партнерство, какие новые инструменты развития должны появиться и будут способствовать решению этой задачи.
На сессии «Энергия и энергоэффективность» мы предлагаем обсудить перспективы развития Единой национальной электрической сети на Востоке России, пути решения проблем децентрализованной энергетики, вопросы разработки Программы оптимизации локальной энергетики Дальневосточного федерального округа. Освоение уникальных природных ресурсов Дальнего Востока России, вовлечение его природного потенциала в экономику России невозможны без опережающего развития транспортной инфраструктуры. Этой теме будет посвящена сессия «Развитие железнодорожной и автомобильной инфраструктуры на Дальнем Востоке и Байкальском регионе».
В рамках сессии «Роль комплексного развития инфраструктуры на Северо-Востоке России в реализации туристского потенциала» предполагается расширенное заседание Координационного совета по туризму Межрегиональной ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье» с участием представителей федеральных министерств и ведомств, научных учреждений, специалистов национальных и зарубежных туристических компаний.
Предполагаем провести сессию с философским и в то же время очень практическим вопросом – «Уехать нельзя остаться». Считаем это важнейшей темой, поскольку основная цель Стратегии-2025 – реализация геополитической задачи закрепления населения на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе. Для создания в регионе комфортных условий для жизни людей и закрепления населения, в частности трудовых ресурсов в объемах, необходимых для решения экономических задач, стоящих перед регионом, необходимы новые более действенные механизмы. И тогда запятую в названии темы сессии можно будет уверенно ставить после второго слова: «Уехать нельзя, остаться».
Особый блок вопросов будет посвящен перспективам экономического и социального развития Арктики. Сегодня формируется проект подпрограммы «Экономическое и социальное развитие Арктической зоны РФ на 2012-2020 годы». По итогам обсуждения планируется внести предложения по механизмам ее реализации и развитию институциональной инфраструктуры. Будут рассмотрены вопросы возрождения Северного морского пути – как главной транспортной артерии Арктики. Планируется выработка предложений по государственному регулированию торгового мореплавания по трассам в акватории Северного морского пути.
– Было заявлено, что в Якутске планируется обсудить даже по сегодняшним меркам фантастический проект «Трансконтинентальная магистраль Евразия – Америка». Вы считаете, что время для таких проектов пришло?
– Идея создания единой глобальной сухопутной транспортной системы, соединяющей четыре из шести континентов планеты, существует давно, но только XXI век с его технологиями и возможностями позволил говорить о реальном осуществлении этого грандиозного проекта. О чем речь? По замыслу авторов проекта, Трансконтинентальная магистраль длиной 6 тыс. км пройдет с российской стороны по маршруту Якутск – Магадан – Уэлен (4 тыс. км), а с американской – соединит Ном, Фэрбэнкс и Британскую Колумбию (около 2 тыс. км) и объединит эти участки тоннелем под Беринговым проливом длиной около 110 км.
Современный вариант проекта предусматривает создание полимагистрали, объединяющей в едином коридоре скоростную электрифицированную железную дорогу, автодорогу, линию электропередачи, линии связи. Его реализация позволит объединить континентальные транспортные системы в единую мировую систему, решить проблемы организации транзитных транспортных потоков между Азией, Америкой и Европой, обеспечить устойчивое развитие и интеграцию в мировую экономику территорий с богатейшими природными ресурсами.
И эта идея не так фантастична, как кажется многим. Мы показываем участникам конференции, что Россия шаг за шагом этот проект уже реализует – строится железная дорога, которая в 2012 году придет в Нижний Бестях, а оттуда на северо-восток, в сторону Магадана и Уэлена. Ее строительство пре- дусмотрено в Стратегии развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года.
У наших соседей тоже есть интерес к этому проекту, мы ждем в гости представителей порядка 10 стран, участников некоммерческого партнерства «Трансконтинентальная магистраль Евразия – Америка», которое создано более 100 лет назад, и Россия в том числе является его членом. Более 100 лет человечество мечтает о том, чтобы в Южной Америке человек мог сесть в пассажирский поезд и доехать до Лондона, не выходя из вагона поезда!
– Якутия последовательно ведет общение с экспертным сообществом. Какова результативность предыдущих форумов и конференций, прошедших в Якутии? Их выводы, рекомендации нашли отражение в системной работе республики по социально-экономическому развитию региона или стали лишь констатацией происходящих перемен?
– Именно так, шаг за шагом, и формировались Стратегия социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) и механизмы ее реализации. В 2007 году Якутия стала единственным регионом России, получившим на федеральном уровне одобрение долгосрочной Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики до 2020 года. Она стала важнейшим инструментом для привлечения инвестиций как государственных, так и частных, поскольку увязывала потребности всех сторон – государства, бизнеса, населения. Выверенный баланс интересов, всесторонний анализ возможностей и обоснованные экономические прогнозы – это итог, в том числе и тех мозговых штурмов, которые проходили в республике.
Конкретный пример: в 2008 году мы провели форум «Мегапроекты России». И, несмотря на все кризисные явления, которые начались следом, мы сумели полностью провести все необходимые процедуры по оформлению заявки в Инвестиционный фонд РФ и получили из него в полном объеме деньги на первый этап реализации проекта «Комплексное развитие Южной Якутии». Все те вопросы, которые заявлялись на форуме, мы решаем благодаря именно согласованности позиций. В 2009 году на Петербургском международном экономическом форуме мы смогли подписать четырнадцатистороннее инвестиционное соглашение – оно сформировалось и получило поддержку Министерства регионального развития и соинвесторов в Якутске на нашем форуме.
О том, что в Якутии за последние годы создана среда для крупных инвестиций, говорят такие цифры: в 2010 году компании инвестировали в основной капитал 135 млрд рублей, а валовой региональный продукт достиг 380 млрд рублей. И это после кризисного 2009 года!
– Масштабность задач по развитию инфраструктуры региона требует колоссального объема инвестиций. Как вписываются в эти государственные планы частные инвестиции и проекты?
– Собственно поиск новых путей привлечения частных инвестиций и должен пройдти красной нитью через все дискуссии и доклады на конференции. Председателем правительства РФ Владимиром ПУТИНЫМ поставлена задача по созданию Фонда развития Дальнего Востока с участием средств ВЭБа. Вопрос активно обсуждается на всех уровнях власти. Проблема в том, что основная идеология фонда прямых инвестиций – предоставление средств на условиях коммерческой выгоды. Инфраструктурные проекты не могут обеспечить прямую прибыль инвестору, они решают главным образом государственные задачи, тогда нужно найти компромисное решение, обеспечивающие взаимную выгоду для государства и бизнеса в реализации инфраструктурных проектов с привлечением частных инвестиций.
В мире существует множество экономических механизмов, обеспечивающих территориям и предприятиям на этапе развития льготные режимы и преференции. Некоторые начинают работать и в России – это механизм государственно-частного партнерства, особые экономические зоны и т. д. Важно задействовать все возможности, чтобы не «замораживать» те деньги, которые государство уже вкладывает в территорию, а стимулировать частные инвестиции в поддержку проектов, которые обеспечат достижение стратегических целей развития Востока России. Это главный вопрос.
- Мемориал энергетикам – героям Великой Отечественной войны – открыт в России
- ФАС заинтересовался кнопками "ЭРА-Глонасс"
- Сбербанк создает дочернюю компанию Sber Automotive Technologies
- Путин поблагодарил Грефа и Сбербанк за больницу в Тулуне
- Российские спортивные тренеры получат статус педагогов
- В России дорожает авиасообщение
- Сбербанк осуществил самую масштабную за всю историю банка трансформацию
- Сбербанк провёл платёж клиента, находящегося в Северном Ледовитом океане
- Сбербанк профинансировал компании группы "Аэрофлот" на 1,8 млрд рублей по госпрограмме кредитования под 2%
- Сбербанк просит увеличить лимиты госпрограммы поддержки занятости с кредитами под 2%