Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Пятница| 22 Ноября, 03:43 |
|
|
Тема номера
|
Дальний Восток России: кризис преодолён
Практика показывает, что обычно экономический кризис начинается на Дальнем Востоке позже, но проходит глубже и более продолжительно по времени. Это зависит от структуры нашей экономики, ведь она имеет экспортно-сырьевую направленность и характеризуется неконкурентоспособностью ее перерабатывающего сектора.
Безусловно, кризис ударил по Дальнему Востоку, особенно по таким отраслям, как машиностроение, металлургия. В то же время, благодаря росту цен на золото и открытию новых месторождений, новых комбинатов, мы получили серьезный прирост за счет развития горнодобывающей отрасли.
Кроме того, в этом году восточный регион страны чувствовал на себе особую заботу со стороны Президента Российской Федерации и Правительства. Благодаря вниманию государства на Дальнем Востоке реализуются крупные инвестиционные проекты. В самое ближайшее время на принципах государственно-частного партнерства в развитие экономики Дальневосточного федерального округа будет вложено около трех триллионов рублей.
И это не предел – до 2025 года инвестиционный портфель ДФО предлагает к реализации только крупных проектов на общую сумму более девяти триллионов рублей. Именно такие цифры и проекты заложены в принятой руководством страны Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года. Именно в этом году разработан комплекс мер по реализации Стратегии.
Основной объем инвестиций предполагается направить на создание современной инфраструктуры, модернизация и дальнейшее развитие которой станут стимулом и надежной базой для привлечения инвестиций в промышленность и другие отрасли Востока России. В связи с этим огромные средства закладываются в строительство и модернизацию автодорог, железнодорожных магистралей, морских и воздушных портов.
Часть проектов уже реализуется. В сентябре мы завершили строительство автомобильной дороги «Чита-Хабаровск». Правда, уже сейчас имеются проблемы с построенными ранее участками, порядка 615 километров требуют реконструкции и приведения в нормативное состояние. Мы рассчитываем на дальнейшую реконструкцию дороги, которая должна завершиться в 2012 году.
Продолжается строительство трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан», предназначенной для транспортировки российской нефти на рынок стран Азиатско-Тихоокеанского региона. В октябре началась прокачка технологической нефти для заполнения отвода от нефтепровода ВСТО в направлении на Китай. А в ноябре на трассе строительства второй очереди трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» завершились работы по укладке трубопровода в подводную траншею через русло реки Амур. Этот подводный переход стал самым протяженным на Дальнем Востоке России – 2690 м.
Продолжается строительство газопровода «Сахалин-Хабаровск-Владивосток», объектов саммита АТЭС-2012. Объекты, которые сейчас строятся во Владивостоке и на которые выделяются большие бюджетные средства, предназначены не только для проведения саммита АТЭС. Согласитесь, есть много городов в России, где можно было бы провести эту встречу, где уже готова инфраструктура и не нужно вкладывать деньги в строительство новых объектов. Но тут другая логика: если Дальний Восток становится лицом Российской Федерации в АТР, то регион нужно развивать, а фасад его украшать. Так, сами здания, где пройдет встреча глав государств, строятся как кампусы для Дальневосточного федерального университета.
В августе в Амурской области началось строительство Нижне-Бурейской ГЭС. Ожидаемое мощное развитие экономики Приамурья будет энергоемким. Только для второй очереди трубопровода «Восточная Сибирь-Тихий океан» объем потребления мощности составит 71 МВт, для Эльгинского месторождения – 40 МВт, для строящегося космодрома «Восточный» – 70 МВт, для горно-обогатительных комбинатов Амурской области – 40 МВт.
Также в Приамурье состоялось открытие первого предприятия комплекса черной металлургии. Пуск Олекминского ГОКа произвел Президент Российской Федерации Дмитрий МЕДВЕДЕВ.
В октябре на Камчатке запущен в эксплуатацию газопровод «Соболево-Петропавловск-Камчатский». В краевой центр пришел долгожданный природный газ. Газификация региона позволит не просто заменить дорогостоящее привозное топливо на экологически чистый носитель, но и будет способствовать снижению затрат на производство местной продукции и повышению ее конкурентоспособности. На Сахалине в ноябре сварен первый стык на газопроводе, который должен соединить южный узел отбора и учета газа с магистральным газопроводом проекта «Сахалин-2». В 2011 году планируется начать передачу газа на Южно-Сахалинскую ТЭЦ-1.
Фактически мы шаг за шагом реализуем программу создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта на рынки Китая и других стран АТР. Благодаря Восточной газовой программе будут созданы новые центры газодобычи: Красноярский, Иркутский, Якутский, Камчатский и Сахалинский.
В мае образовано совместное предприятие «Восток-раффлс» по строительству в Приморском крае верфи для производства буровых платформ и морской техники для освоения шельфа. В июне образовано предприятие «Звезда-D.S.M.E», которое будет производить суда-газовозы, нефтеналивные танкеры, нефтепромысловые сооружения для российской промышленности. В июле образовано совместное российско-корейское предприятие по строительству современных танкеров и газовозов.
В Благовещенске на старейшем судостроительном заводе Приамурья началось производство современных промысловых судов класса «море – река». Сегодня завод полностью обеспечен заказами, работают все его мощности. Сахалин и Камчатка начали получать современные рыболовецкие сейнеры, причем по выгодным ценам.
Реализуются крупные инвестиционные проекты по созданию высокотехнологичных продуктов в авиастроении, выпуску новой конкурентоспособной продукции военного и гражданского назначения. В 2010 году первый серийный самолет «Сухой Суперджет-100» совершил премьерный полет. В начале 2011 года начнутся серийные поставки заказчикам самолета, выпускаемого в Комсомольске-на-Амуре.
Анализ экономических показателей говорит о том, что на данный момент Дальний Восток выглядит лучше иных территорий России. Для себя в полпредстве мы решили изменить практику и не сравнивать экономические показатели 2010 года с предыдущим, кризисным 2009 годом. Особенно это касается сельского хозяйства, когда в минувшем году удар по аграриям нанес не только кризис, но и неблагоприятные природные условия. Сегодня мы сравниваем цифры с 2008 годом. В 2010 году в ДФО положительная динамика экономического развития сохранилась. При этом мы отмечаем «рост к росту», а в целом по стране – «рост к снижению».
По итогам 2010 года прогнозный объем валового регионального продукта составит 1,9 трлн рублей, или в сопоставимых ценах 105% по сравнению с 2009 годом. Все субъекты Дальневосточного федерального округа прогнозируют рост промышленного производства. В Камчатском, Приморском и Хабаровском краях прогнозируется рост за счёт увеличения темпов развития обрабатывающих производств. В остальных регионах на формирование индекса промышленного производства в основном повлияют темпы развития добычи полезных ископаемых. Добыча полезных ископаемых увеличилась за год на 3%, обрабатывающие производства показали рост на 32,9%.
Хочу обратить внимание и на такой индикатор состояния экономики, как грузооборот. В прошлом году он вырос более чем на 12%. Вырос и пассажирооборот – на 24%, а в 2009-м – на 2,6%. В том числе и благодаря решениям Правительства РФ о субсидировании авиаперевозок дальневосточников. Отдельные категории граждан получили возможность приобретать авиабилеты по льготной цене и осуществлять перелеты с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении, а также по некоторым маршрутам внутри региона. В этом году более 300 тысяч дальневосточников воспользовались этим предложением.
Уверен, что грузооборот можно увеличить подобным путем, субсидируя перевозки с Дальнего Востока в центральные районы России рыбы, сои, а на Дальний Восток – зерна и нефтепродуктов. Этими мерами мы можем, прежде всего, поддержать производителей на Дальнем Востоке, насытить российский рынок отечественной продукцией, стимулировать создание базы для глубокой переработки рыбы и морепродуктов в нашей стране.
Стимулом для экономического роста округа станет и дальнейшее развитие Байкало-Амурской магистрали. По примерным прогнозам «Сибирской угольной энергетической компании», «Мечела», «РУСАЛа» и других крупных компаний, работающих на Дальнем Востоке, объемы грузоперевозок к восточным портам Хабаровского края могут к 2050 году вырасти до 108 млн тонн. При этом, даже после завершения строительства Кузнецовского тоннеля, которое намечено на 2013 год, и реконструкции станций, БАМ сможет пропускать лишь до 30 млн тонн грузов.
Развитие порта Ванино, терминала в бухте Мучке, Советско-Гаванской особой портовой зоны приведет к тому, что нехватка мощностей БАМа станет ощущаться еще явственнее. Мы должны понимать, что для того, чтобы обеспечить пропуск всех грузов, надо развивать магистраль, а поскольку строительство второй нитки БАМа потребует не одного года, мы уже сегодня должны думать об этой перспективе.
На Дальнем Востоке в этом году увеличился объем ввода жилья. Во Владивостоке практически на пустыре появился целый микрорайон для военнослужащих. Благодаря решению президента обеспечить жильем ветеранов Великой Отечественной войны средства, выделенные федеральным бюджетом, направлены именно в строительную индустрию, а не на вторичный рынок жилья. Параллельно строятся дома и для молодых семей. Полагаю, что после того, как мы обеспечим квартирами ветеранов, федеральный центр выделит средства на предоставление жилья молодежи. Чтобы человек жил на определенной территории, ему, прежде всего, необходимы хорошая работа, достойная заработная плата и перспектива получения жилья в ближайшее время. Если мы создадим человеку эти условия, он будет жить на Дальнем Востоке.
2010 год стал годом больших изменений, произошедших на Курильских островах Сахалинской области. За последние три года на строительство различных объектов на островах было вложено более 8 млрд рублей. Уже сегодня строятся два аэропорта. Один на Кунашире, второй аэропорт на Итурупе, возводятся больницы, школы, жилье.
Первых пациентов в этом году принял федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии в Хабаровске.
Ни в какие времена за идею люди здесь не жили и не работали. Помните, когда Столыпин проводил реформу, то он давал приезжим по 100 рублей, бесплатную землю и инвентарь. И сегодня человеку нужно, чтобы его окружала нормальная инфраструктура – спортивные заведения, театры, дороги, красивые фасады, места отдыха для взрослых и детей. Если всего этого не будет – мы не удержим людей на Дальнем Востоке.
Базовый сценарий дальнейшего развития Дальневосточного региона предусматривает создание и развитие локальных инновационно-производственных центров и технопарков, которые, прежде всего, будут ориентированы на создание новых продуктов. В перспективе здесь появятся образовательные и научные центры с технологическими и маркетинговыми исследованиями по цепочке «идея – технология – товар – услуга».
Причем наши богатства – природные ресурсы – мы будем использовать в первую очередь, но подход к ним изменится. Простая добыча ресурсов останется в прошлом. Современные условия таковы, что будущее экономики – за производствами с высоким потенциалом развития. В этой связи реализация экономического потенциала зон опережающего роста и формирование комфортных условий для жизни населения в значительной степени будут способствовать развитию Дальнего Востока.
Виктор ИШАЕВ, полномочный представитель Президента РФ в ДФО
- Мемориал энергетикам – героям Великой Отечественной войны – открыт в России
- ФАС заинтересовался кнопками "ЭРА-Глонасс"
- Сбербанк создает дочернюю компанию Sber Automotive Technologies
- Путин поблагодарил Грефа и Сбербанк за больницу в Тулуне
- Российские спортивные тренеры получат статус педагогов
- В России дорожает авиасообщение
- Сбербанк осуществил самую масштабную за всю историю банка трансформацию
- Сбербанк провёл платёж клиента, находящегося в Северном Ледовитом океане
- Сбербанк профинансировал компании группы "Аэрофлот" на 1,8 млрд рублей по госпрограмме кредитования под 2%
- Сбербанк просит увеличить лимиты госпрограммы поддержки занятости с кредитами под 2%