Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Пятница| 22 Ноября, 14:16 |
|
|
Тема номера
|
Арктическая дорога жизни
При этом, если еще в начале 90-х годов объем перевалки грузов через якутские порты Тикси и Черский за одну навигацию составлял до 1 млн тонн, то в прошлом году – не более 14 тыс. тонн! И эта разница красноречивое свидетельство того, в каком состоянии сегодня находится экономика приполярных поселков, в которые раньше завозились строительные материалы, оборудование для золото – и оловодобывающих предприятий, обратно отгружались руда, уголь. Север жил полной жизнью, а Северный морской путь, обустроенный на берегу и обеспеченный необходимым флотом, играл важнейшую роль в его развитии. В условиях общей экономической депрессии и уменьшения государственного финансирования инфраструктура Северного морского пути стала приходить в упадок.
И лишь в последние пару лет тема сохранения и развития этой транспортной артерии вошла в повестку дня федерального правительства. Ведь в глобальном смысле Север – это экологический и стратегический резерв не только нынешнего века, но и на более далекую перспективу, здесь сосредоточена богатейшая минерально-сырьевая база страны – и на суше, и на шельфе арктических морей.
В повестке дня международной конференции «Комплексное развитие инфраструктуры на Северо-Востоке России» вопросы развития Северного морского пути, приполярных территорий и зон Арктики будут центральными на заседании Бизнес-саммита Ассоциации Торгово-промышленных палат северных (приполярных) и дальневосточных территорий. «Вопросы социального и экономического развития Арктики, возрождение Северного морского пути – одно из приоритетных направлений деятельности ТПП, одобренное шестым съездом и правлением Торгово-промышленной палаты России, – говорит председатель ТПП Республики Саха(Якутия) Владимир ЧЛЕНОВ. – У этой темы различные аспекты, наша задача – привлечь к ней внимание бизнеса, без участия которого реализовать стратегические планы невозможно».
Владимир Михайлович подчеркивает, что Северный морской путь нельзя воспринимать лишь как маршрут прохождения судов от Мурманска до Владивостока, речь идет об огромной территории, которая тяготеет к Северному Ледовитому океану. А значит, нужно говорить прежде всего о развитии береговой инфраструктуры, которая должна включать в себя сеть полярных и гидрографических станций, флот необходимого класса, снабженческо-сбытовые системы и т.д., не забывая при этом о подготовке профессиональных кадров.
«Его нужно наполнить содержанием, представлять те грузопотоки, которые могут в конечном счете обеспечить коммерческую составляющую возрождаемой инфраструктуры», – подчеркивает Владимир Членов и обращает внимание на то, что новое развитие Северного морского пути должно идти с учетом тех изменений, которые в последние годы претерпели транспортная логистика, формирующиеся грузопотоки, да и сами цели встроенного в рынок бизнеса.
«Мы не хотим, чтобы морские суда просто проходили 2 тысячи километров мимо территории Якутии и никак не влияли на экономику республики, – говорит Владимир Михайлович. – Один из проектов, который прорабатывает Якутская ТПП, – формирование нового транспортного коридора, который будет эффективен с точки зрения развития бизнеса. Сегодня мощные грузопотоки формируются в Китае и следуют на Европу. Наши соседи – Амурская область – планируют строительство железнодорожного моста через Амур (Мохе – Джалинда), в эту логистику может быть встроена железная дорога, которая уже в ближайшее время придет в Якутск. Дальше товар может следовать по реке Лена и передаваться непосредственно на Северный морской путь. Этот путь в три раза короче, чем доставка через Тихий и Индийский океаны, через Суэцкий канал в Атлантику. Он значительно менее затратный, исключает многочисленное пересечение государственных границ. Эта идея нашла понимание у китайских деловых кругов, сейчас важно, чтобы ее поддержали на государственном уровне и в России».
По мнению председателя ТПП РС(Я), необходимо срочно принимать закон о Севморпути, также как и о Байкало-Амурской магистрали, перспективы развития которой сегодня активно обсуждаются в совместном диалоге власти и бизнеса. Для этих транспортных артерий и прилегающих к ним зон необходимы особые налогообложение и тарифная политика, должны быть решены вопросы северных коэффициентов для проживающего здесь населения. Только тогда можно будет рассчитывать на то, что развитие Северного морского пути будет идти комплексно, а усилия государства поддержаны бизнесом и населением. Будет работать принцип государственно-частного партнерства. Со своей стороны Торгово-промышленная палата России, по словам Владимира Членова, будет всеми доступными способами поддерживать бизнес Севера.
- Мемориал энергетикам – героям Великой Отечественной войны – открыт в России
- ФАС заинтересовался кнопками "ЭРА-Глонасс"
- Сбербанк создает дочернюю компанию Sber Automotive Technologies
- Путин поблагодарил Грефа и Сбербанк за больницу в Тулуне
- Российские спортивные тренеры получат статус педагогов
- В России дорожает авиасообщение
- Сбербанк осуществил самую масштабную за всю историю банка трансформацию
- Сбербанк провёл платёж клиента, находящегося в Северном Ледовитом океане
- Сбербанк профинансировал компании группы "Аэрофлот" на 1,8 млрд рублей по госпрограмме кредитования под 2%
- Сбербанк просит увеличить лимиты госпрограммы поддержки занятости с кредитами под 2%