Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Пятница| 22 Ноября, 14:15 |
|
|
Тема номера
|
Транспортная инфраструктура Якутии: свобода движения
Очень многое в жизнеобеспечении территории республики до сих пор подчинено расписанию, продиктованному природой. И с ней невозможно договориться, можно лишь подстроиться, и крайне важно точно рассчитать ее намерения на этот конкретный год, чтобы не остаться с грузом в верховьях Амги, Вилюя или Индигирки. Как это произошло в прошлом году, например, из-за стремительного обмеления реки Яны, 26 тысяч тонн угля пришлось доставлять в поселок Батагай по автозимнику. Цена вопроса для бюджета республики выросла на 150 млн рублей. Подобный случай произошел уже и в этом году – обмелела боковая река Амга. Тем временем гидрологи предрекают, что на реках республики в целом начинается мелководный период.
По данным министерства транспорта и дорожного хозяйства, основной объем грузов в республике перевозится в короткий навигационный период речным транспортом. Он же является лидером по перевозке массовых грузов на дальние расстояния – среднее плечо здесь более 3 тысяч километров, это на порядок выше, чем в европейской части России и других регионах Крайнего Севера.
И еще очень важные для понимания транспортной спе-цифики Республики Саха (Якутия) цифры: плотность автомобильных дорог здесь в расчете на тысячу кв. км в 13 раз меньше, чем в среднем по стране (0,53 км – по ДВФО и 3,2 км – по РФ), а железнодорожных путей в расчете на 10 тыс.кв. км – всего 1,5 км (13 км – по ДФО, 50 км – по РФ). Сегодня и в ближайшем будущем более чем у половины населенных пунктов республики не будет альтернативы авиационному транспорту.
Но республика определила для себя стратегию активного и комплексного развития своей территории, и в этих планах формированию транспортной инфраструктуры отведено ведущее место. Именно в этой отрасли сегодня реализуются крупные инвестиционные проекты, финансируемые за счет федерального бюджета и собственных средств республики. Наиболее масштабный из них – строительство железной дороги Беркакит-Томмот –Якутск.
В сентябре прошлого года в районе станции Кердем (в 80 км от Якутска) в строящейся стальной магистрали уложено «серебряное» звено. Этим событием завершился первый этап строительства пускового комплекса Томмот-Якутск (Нижний Бестях) протяженностью 363 км. В Якутск, вернее на правый берег Лены напротив республиканской столицы, железная дорога должна прийти в конце 2012 года. Здесь, на будущей станции Нижний Бестях, ей уже готовят необходимую инфраструктуру: строятся грузовой двор, депо для пассажирских поездов и маневровых локомотивов, железнодорожный вокзал на 100 пасс/ в сутки и т.д. Всего с начала строительства, которое ведется с 2005 года, в проект уже инвестировано более 33 млрд рублей, только в прошлом году 8 млрд.
Приход железной дороги к Якутску – важнейшее событие для экономики республики. Но это не точка в масштабном транспортном проекте. Отсюда дорога должна двинуться в сторону Магадана (Нижний Бестях – Мома – Магадан) и далее на Анадырь. Таким образом будут обеспечены круглогодичные транспортные связи северо-восточной части Якутии, доступ к портам в Охотском море. Для Магаданской же области будет открыт выход в общероссийскую сеть железных дорог. Переоценить значение этого проекта для развития Северо-Востока России трудно. Этот участок в перспективе может стать частью Трансконтинентальной магистрали «Евразия-Америка» – единой глобальной сухопутной транспортной системы, которая соединит четыре из шести континентов планеты.
Этот объект предусмотрен во всех государственных документах, определяющих стратегию развития региона и транспортной отрасли: Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, Транспортной стратегии РФ, Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года.
Но сегодня Якутия первостепенной задачей ставит решение вопроса строительства второго пускового комплекса дороги – до станции Якутский речной порт с совмещенным мостовым переходом через реку Лена, что также обозначенными выше стратегиями признано объектом общегосударственного значения.
«С вводом моста будет достигнута наибольшая эффективность грузо – и пассажирских перевозок, – комментирует значимость проекта министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) Семен ВИНОКУРОВ, – образуется Якутский транспортный узел, который соединит широтные автомагистрали «Колыма», «Вилюй», «Амга» с автодорогой «Лена» и железной дорогой Беркакит-Томмот-Якутск. Поэтому данный объект является ключевым в создании полноценной и эффективной круглогодичной транспортной сети на Северо-Востоке страны».
«В Якутске сходятся все дороги, и строительство мостового перехода обеспечивает максимальный экономический эффект, поскольку это исключает перевалку грузов на машины, перевозку паромом, – продолжает первый заместитель министра Марианна НИКИФОРОВА. – Необходимо также отметить, что при строительстве совмещенного автомобильно-железнодорожного моста обеспечивается пропуск прогнозного грузопотока в обоих направлениях в объеме 5,5 млн тонн к 2020 году и до 2000 автомобилей в сутки. Согласно предварительным технико-экономическим обоснованиям, чтобы дорога была экономически окупаемой, ее загруженность должна составлять не менее 4-х млн тонн в год. Загрузку железной дороги даст разработка Кангаласского угольного разреза и поставка угля с Джебарики – Хайинского угольного месторождения. Есть масса проектов частных компаний, планы которых зависят от того, будут ли за счет государственных средств решены вопросы транспортной инфраструктуры. Плюс весь северный завоз, который осуществляется через Якутский речной порт. Здесь идет накопление грузов, которые потом уходят по рекам республики – Яне, Колыме и Индигирке».
А если подкрепить эти слова руководителей министерства цифрами, то железная дорога коренным образом меняет расклад транспортной доступности – ее в итоге будут иметь уже 47% территории республики и 85% ее жителей. Подсчитано, что переключение на железную дорогу основной доли грузопотоков сократит сроки хранения в среднем на 83 дня. Средневзвешенная экономия по разным видам грузов составит от 30 до 70 %, общая экономия средств для республики может исчисляться 2,5 – 12 млрд рублей ежегодно.
Тем временем в Якутске уже готовится площадка под строительство железнодорожного вокзала, дорожного полотна, которое должно от моста подойти к Якутскому речному порту. По крайней мере, здесь уже снесли мешающий будущей стройке жилой фонд. В целом общая стоимость второго пускового комплекса в соответствии с федеральной целевой программой составляет около 80 млрд рублей.
Одновременно со строительством железной дороги перед республикой стоит задача завершить формирование опорной сети автомобильных дорог круглогодичного действия. В автодорожном хозяйстве за последние пару лет действительно заметны существенные перемены, достигнутые во многом благодаря настойчивой позиции региональной власти.
– Таким образом, мы обеспечиваем межрегиональные транспортные связи – Иркутская, Амурская, Магаданская области, Хабаровский край, – говорит Марианна Никифорова. – И все это должно происходить синхронно: приход в Якутск железной дороги и строительство автотрасс, которые расходятся в разные стороны – на запад, восток, юг.
В прошлом году в строительство, ремонт и реконструкцию федеральных, региональных автодорог инвестировано более 6 млрд рублей. Это средства Федеральных целевых программ и Республики Саха (Якутия). В ближайшие три года только на федеральные автодороги «Лена», «Колыма» и «Вилюй» будет направлено более 12 млрд рублей. Доведение их до ума признано главным автодорожным приоритетом на Дальнем Востоке.
«Сегодня уже обеспечен сквозной проезд по трассе «Колыма», – рассказывает Марианна Никифорова. – Последним камнем преткновения на этой важнейшей автомагистрали остался мост на реке Алдан, через которую сегодня организовано паромное сообщение. Во второй половине этого года должна завершиться экспертиза проекта этого мостового перехода с объемом финансирования 13 млрд рублей, а затем будут решаться вопросы начала его строительства. Общая длина моста составит более 1600 погонных метров».
Автодорога «Лена» обеспечивает единственный автомобильный заход не только в республику, но и в Магаданскую область. Сегодня здесь также не осталось непроходимых мест, говорят в министерстве транспорта. Идет ее масштабная реконструкция, итогом которой должно стать доведение трассы до третьей технической категории, а это значит, что она последовательно будет покрываться асфальтом.
А вот на другой федеральной трассе – «Вилюй» – пока остаются так называемые разрывы. В соответствии с транспортной стратегией республики она должна обеспечить сквозной проезд в западном направлении – от Якутска до Усть-Кута (Иркутская область). Сегодня от Якутска в этом направлении дорога доходит только до Мирного, в этом году на этой автодороге начинается строительство мостовых переходов Чыбыда и Тангнары, завершение которых в 2014 году обеспечит сквозной проезд из Якутска до Верхневилюйска.
Варианты дальнейшего прохождения этой автотрассы определяются исходя из планов развития Чаяндинского, Талаканского, Верхнечонского месторождений углеводородов. Ее дальнейший маршрут будет определен и тем, как проляжет нитка будущего газопровода, который станет составной частью единой газотранспортной системы Востока России. Этот проект тесно связан с реализацией государственных планов в этом районе Якутии и обеспечивает интересы инвесторов-недропользователей.
Пока вопрос о том, как проляжет дальнейший маршрут автодороги «Вилюй», остается открытым, республика торопится навести порядок в дорожном хозяйстве регионального масштаба на территориях, где шло строительство ВСТО, и сегодня обустраиваются нефтяники и газовики. По словам Марианны Никифоровой, заключено соглашение между правительством республики и компанией «Транснефть» о финансировании развития дорог в Олекминском и Ленском районах. Эта территория при строительстве нефтепровода оказалась наиболее подвержена разрушениям, и сегодня по ней идут большегрузные машины ведомств, так что активное дорожное строительство здесь в общих интересах.
Региональные дороги в ближайшие годы тоже получат более активное развитие. В частности, ставка делается на дорогу «Кобяй», которая соединит нефтегазовую провинцию с автотрассой «Вилюй». Якутия по-прежнему вынашивает планы организации короткого выхода к морю. Его должна обеспечить дорога «Амга», которая свяжет Якутск с поселком Аян на побережье Охотского моря.
Надежды на то, что у региональных дорог будет надежный и стабильный источник финансирования, в республике связывают в том числе и с тем, что с 2012 года начнет работать Республиканский дорожный фонд, который будет наполняться налогами специального назначения – транспортным, акцизами на топливо. Таким образом, финансирование дорожного хозяйства в России, как говорится, возвращается на круги своя. Подобные дорожные фонды существовали до 2002 года. По словам Марианны Никифоровой, таким образом, по расчетам, финансирование дорожного хозяйства в республике существенно увеличится, появится возможность более уверенно планировать работу на перспективу.
Авиация была, остается и будет оставаться единственным видом транспорта для жителей многих отдаленных населенных пунктов районов Крайнего Севера и арктического побережья. И это особая тема для регионального правительства. В прошлом году в Якутии принята Концепция развития авиатранспортного комплекса республики на долгосрочную перспективу, реализация которой позволит повысить конкурентоспособность республиканских авиапредприятий. Заключено Соглашение между Правительством РС(Я) и Федеральным агентством воздушного транспорта о взаимодействии в сфере устойчивого развития авиатранспортного комплекса республики.
Основной республиканский авиаперевозчик АК «Якутия» в последние годы занимает лидирующие позиции на рынке авиаперевозок Дальнего Востока, где выполняет полеты в 8 из 9 регионов (исключение Еврейская автономная область), она успешно конкурирует с крупными российскими авиаперевозчиками на дальних расстояниях – Москва, Петербург, юг России, осуществляет регулярные полеты в 5 стран, ежегодно расширяет чартерные программы.
Ежегодно по лизинговым схемам компания приобретает новые суда: в прошлом году два Боинга (Boeing) и Ан-140, в этом году в летную эксплуатацию уже приняли два пассажирских Боинга и один грузовой. К концу года компания ожидает поставки 2-х самолетов Sukhoi SuperJet-100, договор финансовой аренды самолетов подписан с ОАО «Финансовая лизинговая компания».
В Якутске идет строительство нового аэровокзального комплекса, которое должно быть завершено к 2012 году, когда в Якутии пройдут Международный спортивный форум «Россия – спортивная держава» и V Международные спортивные игры «Дети Азии», в которых по предварительным планам примут участие около 5 тысяч спортсменов.
Самой проблемной составляющей авиационной отрасли остаются внутриреспубликанские перевозки. Часть этих проблем – содержание и обустройство местных аэропортов удалось решить благодаря созданию в 2007 году первого в России Федерального казенного предприятия «Аэропорты Севера», в которое перешли 23 из 33 аэропортов республики.
«Это коренным образом изменило их жизнь, – рассказывает Марианна Револьевна. – Раньше они своими доходами не могли покрыть даже текущие расходы, не говоря уже о модернизации навигационного оборудования, взлетных полос. Сейчас обеспечена работа всех аэропортов в соответствии с федеральными требованиями, все они сертифицированы. Если бы мы не сделали этого своевременно, то в республике Росавианадзор мог закрыть одновременно несколько аэропортов».
Однако открытым остается вопрос: кто через несколько лет будет летать на внутриреспубликанских линиях? Необходима срочная замена самолетов малой авиации. По данным министерства, из 218 единиц воздушных судов в республике исправна только треть. Большинство самолетов и вертолетов, осуществляющих местные перевозки, устаревшей конструкции, дорабатывают свой назначенный ресурс и через несколько лет будут выведены из эксплуатации. Особенно низкий уровень летной готовности – в пределах 20% – у ветеранов российской авиации Ан-2, Ан-12. И это проблема не только Якутии. Российская авиапромышленность больше не может обеспечить производство малой авиации, способной летать в экстремальных условиях Крайнего Севера.
«Мы купили для республиканских перевозок четыре Ан-140, могли бы приобрести еще, но их выпуск уже прекращен. В прошлом году прекратился выпуск Ан-3Т, которых республика тоже успела приобрести всего семь единиц на замену Ан-2, – рассказывает Марианна Никифорова. – И приемлемой альтернативы нет. Есть варианты приобретения канадских, китайских, французских малых самолетов, но они нам неподъемны по цене».
И этот вопрос уже выходит на российский уровень, не только Республике Саха (Якутия), но и всем дальневосточным и северным регионам страны крайне необходима федеральная программа государственной поддержки авиакомпаний, осуществляющих перевозки пассажиров на судах российского производства.
Основной объем грузов (более 60% в грузообороте) в Якутии перевозится речным транспортом в короткий навигационный период (на некоторых реках он длится не более месяца, а то и двадцати дней). Судоходные компании республики работают не только в бассейне реки Лена и ее притоков – Витима, Олекмы, Алдана, Вилюя, но и обслуживают северные районы Иркутской области, Красноярского края, Чукотского автономного округа. Суда смешанного класса «река-море» обеспечивают доставку грузов в труднодоступные районы, прилегающие к Северному морскому пути, заходят в арктические реки: Анабар, Оленек, Яну, Индигирку, Колыму. Этот вид транспорта в северных условиях обеспечивает самую дешевую доставку народнохозяйственных грузов. Крупным перевозчиком выступает ОАО «Ленское объединенное речное пароходство», обеспечивающее транспортировку более 500 тыс. тонн грузов в арктические районы от Хатанги до Певека.
В министерстве транспорта и дорожного хозяйства РС(Я) называют основные проблемы: северные территории нуждаются в срочном увеличении финансирования на дноуглубительные работы в районе баров рек, поддержание в необходимых параметрах габаритов водных путей. Это вопросы стабильности работы предприятий и безопасности плавания по рекам республики. В прошлом году, к примеру, финансирование этой программы было осуществлено только на 85% от необходимой суммы.
И второй вопрос, стоящий также остро, как в малой авиации республики, – пополнение и реновация флота – главным образом судов «река-море», ведь только они могут обеспечивать завоз энергоносителей и продовольствия в арктические районы Северо-Востока России и загрузку морских танкеров, работающих на Северном морском пути. По данным министерства, износ большинства судов достигает 90%, а возраст превышает 20-30 лет. В основном на реках республики работают суда, построенные еще на советских верфях. Их капитально ремонтируют, проводят реновацию, но это лишь временное решение назревающей проблемы.
«Сегодня стоимость строительства такого судна порядка более 500 млн рублей, у наших компаний, которые могут что-то заработать в очень короткий навигационный период, таких денег просто нет, – поясняет Марианна Револьевна. – Здесь нужны меры, которые уже действуют в авиационной отрасли, – субсидирование процентных ставок по кредитам, лизинговые поставки. А по большому счету заказ на строительство подобных судов необходимо осуществлять в рамках федеральных программ в целях обеспечения жизнедеятельности районов Крайнего Севера.
Работая на опережающее развитие транспортной инфраструктуры, в республике рассчитывают на мультипликативный эффект программ освоения и развития Востока страны. Это позволит обеспечить высокое качество жизни жителей Якутии. Они будут иметь надежную связь с центром республики и близлежащими районами. Бюджеты всех уровней будут получать полновесные поступления от проектов ускоренного освоения месторождений, предприятий, производящих конечный продукт с высокой добавленной стоимостью. В соответствии с транспортной стратегией к 2025 году будет завершено создание всесезонной опорной транспортной сети без разрывов и «узких мест».
- Мемориал энергетикам – героям Великой Отечественной войны – открыт в России
- ФАС заинтересовался кнопками "ЭРА-Глонасс"
- Сбербанк создает дочернюю компанию Sber Automotive Technologies
- Путин поблагодарил Грефа и Сбербанк за больницу в Тулуне
- Российские спортивные тренеры получат статус педагогов
- В России дорожает авиасообщение
- Сбербанк осуществил самую масштабную за всю историю банка трансформацию
- Сбербанк провёл платёж клиента, находящегося в Северном Ледовитом океане
- Сбербанк профинансировал компании группы "Аэрофлот" на 1,8 млрд рублей по госпрограмме кредитования под 2%
- Сбербанк просит увеличить лимиты госпрограммы поддержки занятости с кредитами под 2%