Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Суббота| 23 Ноября, 11:55 |
|
|
Тема номера
|
Владимир ХРИСТОВ, председатель совета директоров ОАО «Сусуманский ГОК «Сусуманзолото»: Не стоит сбрасывать со счетов россыпную добычу
О перспективах этого направления золотодобычи, отработке техногенных месторождений и вольном приносе драгоценного металла «ДК» побеседовал с председателем совета директоров компании Владимиром ХРИСТОВЫМ.
– Владимир Кириллович, есть мнение, что век добычи россыпного золота в регионе на исходе, а будущее за масштабными проектами по разработке рудных месторождений. И это многое меняет для золотодобывающих территорий. По существу это не только другие технологии добычи, но и другая идеология организации производства, и даже в значительной степени смена уклада жизни поселков, живущих сегодня за счет россыпей. Работая в этом бизнесе, вы не можете не думать о перспективе. Или так – «на наш век хватит»?
– ОАО «Сусуманский горно-обогатительный комбинат «Сусуманзолото» никогда по такому принципу не работало и работать не собирается. Сегодня это единственное сохранившееся в области действующее предприятие из тех структур, которые начинали освоение Колымы в составе треста «Дальстрой». На протяжении более 70 лет коллектив предприятия являлся лидером отрасли, добивался самых высоких производственных показателей. И это основывалось прежде всего на внедрении новых технологий и техники, постоянном развитии производства. Горняки компании первыми в отрасли осваивали работу драг в условиях вечной мерзлоты, разрабатывали и внедряли гидрооттайку вечномерзлых полигонов, задействовали импортные тяжелые бульдозеры при разработке россыпей. Еще в 80-е годы прошлого века горняки Сусуманского ГОКа по своей инициативе начали освоение рудного месторождения "Светлое", которое сегодня уже отработано.
Прекрасно понимая, что будущее за рудой, как я уже сказал, мы в свое время взялись за строительство рудника «Светлый». После этого было месторождение Школьное, сегодня работаем на Ветренском. Это месторождение с очень тяжелыми горно-геологическими условиями, со сложной для обогащения рудой. В свое время, когда оно выставлялось на аукцион, называлось содержание 10 – 17 г/т. Сегодня работаем на содержаниях золота в руде менее 4 г/т. Нам пришлось провести реконструкцию фабрики, задействовать более совершенные технологии для того, чтобы отработка месторождения была рентабельной. Так что в этой области мы не дилетанты, и не исключено, что компания в дальнейшем увеличит количество рудных объектов.
Но не стоит сегодня сбрасывать со счетов и россыпную золотодобычу. Пока что именно она составляет основу золотодобычи в области. В тех регионах, где добывается больше рудного золота, доля россыпного также не мала. И я думаю, что не следует ожидать резкого ее снижения. По крайней мере, могу так сказать о нашем регионе. ОАО «Сусуманзолото» в последние годы обеспечивает непрерывный рост золотодобычи из россыпей. Если в 2005 году из 2700 кг общей добычи металла из россыпей получено 2140 кг, то в 2010 году из 3450 кг из россыпей добыто 2890 кг.
Действительно, переход на разработку рудных месторождений многое меняет для регионов. Но ведь и россыпная золотодобыча сейчас не та, что была раньше. Образ старателя в замасленной спецовке, который работает на старом бульдозере Т-100 и «проходнушке», ушел в прошлое. Наша компания за несколько лет произвела замену техники, применяемой на промывке песков, и полностью перешла на бульдозеры и погрузчики лучших иностранных фирм. В итоге мы получили по предприятию увеличение производительности труд и соответственно снижение себестоимости конечной продукции.
Мы также рассматриваем вопросы замены парка буровых станков на гидрооттайке, промприборов, землесосов. И это не только меняет в лучшую сторону организацию горных работ и технологию промывки песков, на эти машины теперь охотно идет работать молодежь. При этом мы прекрасно понимаем, что хороший специалист не будет жить в бараке, без возможности помыться, отдохнуть, вкусно поесть. Поэтому компания большое внимание уделяет обустройству вахтовых поселков.
Если говорить о сырьевой базе россыпной золотодобычи, то, конечно, за многие годы эксплуатации качественные характеристики месторождений снизились. Но мы не считаем, что в ближайшее время нам негде будет работать. В составе компании работает ООО «Разведчик», которое ежегодно обеспечивает прирост запасов. Специалисты компании занялись изучением современного дражного оборудования, выпускаемого лучшими зарубежными фирмами, и увидели для себя перспективу отработки глубоких россыпных месторождений, которые ранее для нас были недоступны. Важным резервом для россыпников является разработка техногенных запасов. На территории области имеются перспективные для россыпной золотодобычи районы, такие как Рассошинский узел, освоение которых сегодня затруднено из-за отсутствия инфраструктуры. Так что работы хватит не только на наш век. Кроме того, рост цен на драгметаллы позволит включать в операционные наборы месторождения, которые ранее отрабатывать было экономически нецелесообразно.
– Каков сегодня горизонт планирования для ОАО «Сусуманзолото» и входящих в него отдельных предприятий? Чем он определяется – жизненным циклом отдельных месторождений, сроками действия лицензий?
– ОАО «Сусуманзолото» – холдинг, в котором головное предприятие является владельцем 50 лицензий на разработку месторождений, собственником более 120 единиц современной землеройной техники и различного горного оборудования. Разработкой и разведкой месторождений на основании договоров занимаются дочерние предприятия ОАО «Сусуманзолото», созданные в форме обществ с ограниченной ответственностью.
Предприятия, работающие по договорам, заняты краткосрочным и среднесрочным планированием. На их уровне происходит разработка планов развития на текущий год, они формируют заявки на материальные ресурсы, проведение ремонтов техники, определяют потребности в трудовых ресурсах. С нашими подрядными организациями мы заключаем договоры на несколько лет, а ежегодно в соответствии с меняющимися условиями подписываем дополнительные соглашения. Это позволяет нашим дочерним предприятиям строить планы на более длительный период.
Головное предприятие определяет техническую политику, программу развития, занимается вопросами финансирования, снабжения, обновления фондов, разработки проектной документации, подготовки кадров. Практика показывает, что выбранная в середине 90-х годов модель внутрикорпоративных отношений, при которой сочетаются мощь и стабильность головного предприятия с мобильностью и заинтересованностью в результатах своего труда дочерних предприятий, была верной.
Нельзя не сказать и о проблемах, которые возникают при планировании. Мы живем в условиях, когда постоянно меняются правила игры – условия лицензирования и налогообложения, порядок оформления проектной документации и др. Похоже, что мало кого в наших властных структурах волнует, как отразятся очередные реорганизация государственных органов или принятие законодательного акта на реальном производстве. И в то же время уже многие годы не меняются некоторые положения, которые тормозят развитие горного бизнеса.
Лишь один пример. ОАО «Сусуманзолото» ежегодно направляет на развитие производства до 1 млрд рублей. Эти средства идут на приобретение новой техники и оборудования, развитие инфраструктуры компании, реконструкцию объектов и цехов, разведку месторождений. Но когда ты вкладываешь такие серьезные инвестиции в производство, ты должен понимать, в течение какого времени будешь обеспечен ресурсами для работы. ОАО «Сусуманзолото» владеет 49 лицензиями на разработку россыпных месторождений с запасами категории С1 21281 кг. Ежегодно нами из россыпей добывается около 3 тонн золота, и наших запасов хватит только на 7 лет работы. А если учесть, что часть запасов неактивны и нерентабельны к отработке, то этот срок сократится до 4-5 лет. Мы считаем, что предприятие должно иметь запасов хотя бы на срок амортизации своей техники и оборудования, что должен быть какой-то резерв месторождений. Учитывая, что крупных месторождений практически не осталось, предприятия, особенно крупные, вынуждены иметь большое количество лицензий, запасы на которых по 10-100 кг золота. И это, в свою очередь, тоже порождает проблемы.
– Понятно, что у каждого случая задержки освоения месторождений свои обстоятельства, но есть и общие поводы. Что, на ваш взгляд, главным образом ведет к нарушениям лицензионных соглашений?
– Прежде всего, это несовершенство законодательства. ФЗ «О недрах» един и для крупных месторождений с запасами в десятки тонн, и для мелких, с запасами в несколько килограммов. В соответствии с законом на всех лицензированных месторождениях должна осуществляться добыча, но у каждого объекта своя история. Кто-то, имея лицензию, не ведет работы из-за отсутствия финансовых или технических возможностей. Но чаще всего предприятию, имеющему большое количество лицензий на мелкие месторождения, невыгодно одновременно вести эту работу, добывая по 10-15 кг в год на каждом. Гораздо эффективнее зайти на куст месторождений и отработать их за один-два сезона, но для этого другие какое-то время должны постоять, что автоматически становится нарушением лицензионных условий.
– Какими, на ваш взгляд, наиболее действенными способами государство может влиять на владельцев лицензий, допустимы ли здесь компромиссы?
– Государство должно, прежде всего, не мешать стабильно работающим предприятиям. Подход должен быть индивидуальным, и компромиссы, конечно, возможны. Если предприятие выполняет заявленную квоту добычи, то оно должно иметь резерв месторождений с балансовыми запасами на 10-12 лет работы. При этом существующая система лицензирования, замкнутая на федеральный центр, не позволяет оперативно решать вопросы обеспечения горнодобывающих предприятий сырьевой базой. С момента подачи заявки до получения лицензии проходит два-три года, поэтому предприятия, думающие о будущем, вынуждены приобретать лицензии заблаговременно. Они-то и являются наиболее уязвимыми с точки зрения отзыва. В первую очередь это негативно сказывается на предприятиях, добывающих россыпное золото.
Выход из этой ситуации – децентрализация управления горнопромышленным комплексом и передача центром своих полномочий в вопросах лицензирования недропользования регионам. Мы считаем, что в Закон РФ «О недрах» необходимо внести поправки об отнесении к участкам недр местного значения месторождений россыпного золота с запасами до одной тонны и рудные месторождения золота с запасами до десяти тонн. Это позволит субъектам РФ и федеральным структурам более эффективно взаимодействовать в сфере регулирования отношений в недропользовании. Либо на первом этапе можно пересмотреть положения приказа МПР РФ от 22 мая 2006 г. № 120 «Об утверждении временных методических рекомендаций о порядке формирования перечней объектов, предлагаемых для предоставления в пользование» и передать полномочия по утверждению перечней объектов, предлагаемых для предоставления в пользование с запасами и ресурсами, определенными приказом Роснедра от 15 ноября 2004 г. № 393, территориальным органам управления государственным фондом недр. Это приведет к оперативному решению вопросов лицензирования.
Наверное, следует обсудить возможные, в том числе налоговые, меры повышения рентабельности освоения отдаленных месторождений. Изменить ситуацию может полная отмена налога на добычу золота для предприятий, добывающих россыпное золото, путем установления нулевой ставки НДПИ. Все это позволит не только остановить падение россыпной золотодобычи в России, но и увеличить ежегодную добычу металла, снимет социальную напряженность в районах Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера.
– В последние годы неоднократно менялись правила проведения аукционов на получение лицензий. Конкурентность здесь возросла? Остается ли место для небольших старательских артелей?
– В настоящее время в Магаданской области наблюдается дефицит минерально-сырьевой базы, в связи с этим шансов у небольшого предприятия выиграть аукцион по месторождению, представляющему хоть какой-нибудь интерес, практически нет. Всегда найдется более мощное предприятие. Конкуренция очень высока.
Кроме того, по ныне существующему регламенту предприятие после уплаты разового платежа должно иметь на счетах еще двойную величину денежных средств. Разовый платеж на среднее месторождение (100-200 кг) составляет 5-8 млн рублей, соответственно вывести из оборота 15-24 млн рублей в период подготовки к промсезону может позволить себе далеко не каждое предприятие. Таким образом, количество предприятий с относительно малой годовой добычей золота резко сокращается.
– Сегодня активно обсуждается тема, связанная с вовлечением в отработку техногенных месторождений. Какие основные проблемы необходимо решить, чтобы доизвлечение золота из уже отработанных пластов стало экономически выгодным делом?
– Прежде чем отвечать на ваш вопрос, нужно сделать уточнение терминологического характера. Очень часто люди, не связанные с горным производством, понимают под отработкой техногенных месторождений извлечение мелкого золота, которое содержится в отвалах эфелей, образовавшихся после отработки месторождений. Извлечение мелкого золота – это действительно сложная технологическая задача. Но она возникает не только при разработке техногенных запасов. Много такого золота и в целиковых площадях, поэтому эта задача актуальна и при отработке балансовых запасов. Но при современном развитии технологии не всегда это бывает экономически выгодно.
Специалисты горного производства понимают отработку техногенных месторождений более широко. Золото в техногенном месторождении находится не только в эфелях, значительное его количество имеется в отвалах вскрыши, недоработках, недоактировках, в целиках разных типов. Именно это золото интересует горняков в первую очередь по причине более высоких содержаний и компактных размеров. И такое золото горные предприятия давно научились добывать с достаточно высокой экономической эффективностью. Проблемы сегодня возникли с другой стороны – в законодательной сфере.
По большому счету многие проблемы горняков, занимающихся разработкой россыпных месторождений золота, начинаются с того, что основной закон, по которому мы работаем, – закон «О недрах» не отражает все многообразие и спе-цифику местных условий нашей огромной страны. В основе всех нормативных актов лежат принципы освоения крупных месторождений: разработка и согласование проекта ГРР, многостадийная разведка, утверждение запасов в ГКЗ или ТКЗ, разработка и согласование технических проектов отработки месторождения во многих инстанциях с проведением многочисленных экспертиз. И нет в этом законе места техногенным месторождениям. Не существуют они для закона, а значит, и для многих чиновников, решающих на его основе наши проблемы.
Статья 29 закона гласит: «Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов». И точка. Возникает вопрос – а если запасы уже отработаны? Все равно, по логике документа, необходимо затратить денежные средства на проект ГРР, на экспертизы, на ведение геологоразведочных работ, на отчеты и согласования. У производственников большое сомнение вызывает возможность провести достоверную разведку техногенных месторождений. Различные нормативные документы относят техногенные месторождения к 4-й группе сложности, требующие при разведке проходки в больших объемах горных выработок, и рекомендуют совмещать разведку с разработкой месторождения. То есть достоверные сведения о запасах техногенного месторождения могут быть получены только после его полной отработки. И эти запасы уже добытого металла должны пройти экспертизу, после этого поставлены на учет и тут же списаны как отработанные.
Ситуация возникает достаточно нелепая. Именно поэтому было предложено внести изменения в законодательные акты. По инициативе администрации области был разработал проект ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ «О недрах», который поддержан Магаданской областной думой и направлен на рассмотрение в Государственную Думу. Данным законопроектом предлагается предоставлять в пользование техногенные россыпи без проведения конкурсов и аукционов; проводить без геологического изучения недр добычу полезных ископаемых из техногенных россыпей в границах горного отвода, предоставленного в соответствии с лицензией, а также исключить из основных требований к рациональному использованию и охране недр проведение государственной экспертизы и государственного учета запасов полезных ископаемых по отношению к техногенным россыпям, представляющим собой вторичный комплекс переработки сырья.
Но сегодня процесс принятия этих изменений в закон затормозился, и это мешает освоению огромных запасов, которые могли бы быть вовлечены в отработку сейчас, когда на мировом рынке золота хорошие цены.
– Магаданская область настойчиво продвигает закон о вольном приносе золота. Что, по вашему мнению, тормозит его принятие и какие возможные негативные последствия он может повлечь?
– На проблему вольного приноса у меня есть две точки зрения. Первая – руководителя крупного золотодобывающего предприятия – как на проблему производственную. Я убежден, что принятие закона о вольном приносе ситуацию в золотодобывающей промышленности не изменит и опасности для золотодобывающих предприятий не представляет.
Легализация вольного приноса не приведет к какому-либо заметному увеличению добычи золота. В масштабах страны это составит сотни килограммов, т.е. доли процента. Кто думает иначе, тот просто не знает реальной ситуации. Ведь и сегодня, без принятия закона, большое количество людей занимается добычей золота примитивным ручным способом. Разрабатывают они неучтенные запасы, оставшиеся от промышленной добычи недоработки, борта брошенных полигонов в пределах горных отводов предприятий.
Не опасаются руководители успешных золотодобывающих компаний и того, что высококвалифицированные кадры горнодобывающих предприятий оставят свои рабочие места и займутся вольным приносом. Это из области фантастики. Сегодня заработная плата машиниста землеройной техники, проходчика, драгера несопоставима с уровнем доходов вольноприносителя. И уж тем более нельзя сравнивать уровень социальной защищенности. Во многом, на мой взгляд, преувеличены и опасения лавинообразного роста хищения драгоценных металлов с горнодобывающих предприятий, которое произойдет при разрешении вольного приноса.
Вторая – это точка зрения депутата Магаданской областной думы на вольный принос как на проблему социальную. С ней я знаком не понаслышке – получаю большое количество обращений от избирателей с просьбой помочь. Сегодня вольным приносом занимаются самые разные категории граждан. Кто-то проживает в районе, где слабо развита горная промышленность и нет достаточного количества стабильно работающих предприятий. А человек не готов сниматься с насиженного места. Кто-то не имеет требуемой квалификации для работы на сложной современной технике. Но все они являются нашими гражданами и должны иметь легальный доход. Сегодня, занимаясь вольным приносом, они вынуждены, вольно или не вольно, вступать в конфликт с законом. Некоторые из них попадают под контроль криминальных структур. Принятие закона позволит поставить ситуацию с вольным приносом в цивилизованные рамки.
Тормозят его принятие прежде всего инертность мышления и то, что стопорит решение и более важных для нас проблем, – бюрократизм государственного аппарата.
- Мемориал энергетикам – героям Великой Отечественной войны – открыт в России
- ФАС заинтересовался кнопками "ЭРА-Глонасс"
- Сбербанк создает дочернюю компанию Sber Automotive Technologies
- Путин поблагодарил Грефа и Сбербанк за больницу в Тулуне
- Российские спортивные тренеры получат статус педагогов
- В России дорожает авиасообщение
- Сбербанк осуществил самую масштабную за всю историю банка трансформацию
- Сбербанк провёл платёж клиента, находящегося в Северном Ледовитом океане
- Сбербанк профинансировал компании группы "Аэрофлот" на 1,8 млрд рублей по госпрограмме кредитования под 2%
- Сбербанк просит увеличить лимиты госпрограммы поддержки занятости с кредитами под 2%