Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Воскресенье| 24 Ноября, 12:14 |
|
|
Тема номера
|
В 2010 году российский лизинг вырос до 1 трлн рублей
Досье «ДК»
По оценкам экспертов Высшей школы экономики (ВШЭ), представленным в ежегодном аналитическом исследовании российского рынка лизинга, портфель российских лизинговых компаний в 2010 году превысил отметку в 1 трлн рублей, или $36,29 млрд. При этом объем нового бизнеса составил около 730 млрд рублей ($24 млрд) против 325 млрд рублей ($10,45 млрд) годом ранее.
В течение 2010 года лизинг Дальнего Востока также испытал определенные изменения. Доля новых сделок в ДФО на рынке российского лизинга снизилась с 4,4 % до 2,7%. Такое падение показателей произошло за счет существенной активизации лизинга в Москве и Санкт-Петербурге.
Вместе с тем, дальневосточный рынок в контексте общих региональных оборотов вырос в среднем в 1,5 раза. Количество субъектов дальневосточного лизинга и их поведение на рынке осталось практически неизменным. Заметим, что наибольшую конкуренцию лизингодатели испытывают в Хабаровском крае, более вольготно себя чувствуют в Приморье. Четверку лидеров по портфелю сделок на Дальнем Востоке за 2010 г. возглавили Универсальная лизинговая компания (4,51 млрд руб. – 2010 г., 3,9 млрд– 2009 г.) , Сбербанк Лизинг (2,08 млрд руб. – 2010 г., 1,2 млрд – 2009 г.), ДельтаЛизинг (1,9 млрд руб. – 2010 г., 1,14 млрд руб. – 2009 г.), «ВТБ-Лизинг» (1,61 руб. – 2010 г.).
Сегодня в ренкинге лизингодателей на Дальнем Востоке фигурирует ряд компаний, сделки с которыми ранее местный бизнес не осуществлял. Все дело в том, что некоторые лизинговые компании, дошедшие до Сибири, подключились к операциям в краях и областях ДФО. Кроме того, активное строительство объектов саммита АТЭС во Владивостоке, а также иных крупных инфраструктурных объектов привело на Дальний Восток новых игроков. В их ряду ОАО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК), заключившая в 2010 году договор с ЗАО «Аргус Пайплайн Сервис» на поставку специальной техники и автотранспортных средств для строительства второй очереди нефтепровода ВСТО на участке от г. Сковородино до нефтеналивного порта в бухте Козьмино. Кроме того, ГТЛК выиграла в конкурсе на поставку аэродромной специализированной наземной техники для ОАО «Международный аэропорт Владивосток».
Наряду с этим на рынке лизинга Дальнего Востока стали активны дочерние банковские субъекты лизинга – Газпромбанк Лизинг (0,48 млрд руб.), Юниаструм Лизинг (0,34 млрд руб.), Райффайзен Лизинг (0,19 млрд руб.). Лизинговая компания «ЭКСПО–Лизинг» (0,5 млрд руб.) укрепила позиции на счет сотрудничества с Азиатско-Тихоокеанским Банком. Данные компании не всегда открывают свои филиалы даже в столицах субъектов ДФО, сделки проводят напрямую через региональные подразделения банков.
Таким образом, российская тенденция и на Дальнем Востоке получила свое подтверждение. Ряд экспертов полагают, что активность госбанков в сфере лизинга связана с большим объемом свободных ресурсов и отсутствием качественных заемщиков. Банки как участники рынка делают ставку на кредитование именно через лизинг.
Хороший уровень в ДФО поддерживает ГК «Балтийский лизинг» – 0, 34 млрд руб. Кстати, за время работы ГК «Балтийский лизинг» было реализовано более 43000 проектов по всей России на сумму более 53 млрд руб. Портфель группы компаний на начало 2011 года составил 16 млрд руб., а сумма заключенных договоров за 2010 год превысила 11 млрд руб.
По мнению экспертов, лизинговая отрасль стала выходить из кризиса. Но уровень наиболее благополучного 2007 года еще не достигнут. Ожидается, что это произойдет в 2011 г.
Ведущие лизинговые компании страны постепенно транслируют свои главенствующие позиции и на рынок Дальнего Востока, хотя тройка лидеров российского рынка по объему новых сделок в 2010 году в лице «ВЭБ-Лизинг», «Сбербанк Лизинг» и «ВТБ-Лизинг» отличается от дальневосточной. В сумме на указанные компании пришлось 41,1% объема новых сделок в России. Наибольший объем контрактов (106,3 млрд руб.) был заключен ОАО «ВЭБ-Лизинг». В 2010 году ОАО «ВЭБ-Лизинг» заключило одну из самых крупных сделок на российском лизинговом рынке – контракт в пользу ОАО «Совкомфлот» на предоставление в лизинг арктических танкеров для перевозки нефти. Компания провела масштабную работу по организации и расширению филиальной сети: в 2010 году были открыты 53 подразделения практически во всех крупных региональных центрах России, в том числе во Владивостоке.
«Сбербанк Лизинг» активно развивал филиальную сеть во всех федеральных округах России. Наиболее крупными сделками компании в 2010 году стали в том числе контракты по авиатехнике с авиакомпанией «Якутия», в общем объеме сделок компании удалось заработать более 2 млрд руб.
Наиболее заметными сделками ОАО «ВТБ-Лизинг» в 2010 году стали поставка ОАО «ИСС» им. М.Ф. Решетнёва оборудования для производства космических аппаратов (поставщик – SORALUCE S.Coop.).
Несколько региональных дальневосточных компаний также поддерживают свой статус, о чем свидетельствует ренкинг сотни российских лизингодателей по новым договорам, заключенным в 2010 г.
Объем нового лизингового бизнеса компании «ДельтаЛизинг» (Владивосток) увеличился по сравнению с предыдущим годом в 2,5 раза и составил 7,29 млрд руб. Улучшив свои позиции на 7 пунктов по сравнению с 2009 годом, компания заняла 13-е место. «ДельтаЛизинг» также входит в ТОП-20 лизингодателей страны по объему портфеля (8 млрд руб.), занимает ведущие позиции в основных отраслевых сегментах. В соответствии с ренкингом Универсальная лизинговая компания (Хабаровск) оказалась на 21-м месте, с объемом нового бизнеса равным 4,54 млрд руб., Сахалинская лизинговая компания на 71-м месте, объем нового бизнеса – 0,31 млрд руб.
Продолжают стабильно работать и региональные лизингодатели. Так, за 2010 год стоимость новых договоров Дальневосточной лизинговой компании (дочерней Дальневосточному банку) только по Приморскому краю составила 1,05 млрд рублей. Сумма лизингового портфеля компании «Яков Семенов» («дочки» банка Приморье) достигла 990,10 млн руб., стоимость новых заключенных договоров за 2010 год – 894,50 млн руб.(данные www.all-leasing.ru)
Наибольший объем сделок по видам оборудования на рынке российского лизинга второй год подряд приходится на железнодорожный подвижной и тяговый состав (39,5% от всего объема сделок). В число лидеров вошли также авиатехника (13%), как один из наиболее капиталоемких сегментов, и автотранспортные средства для перевозки грузов (7,8%). Лизинг легковых автомобилей составляет лишь 6,8% сделок. Самые масштабные сделки в названных сферах были проведены «ВТБ-Лизинг» и «Сбербанк Лизинг».
Масштабные стройки последних лет и профессиональная ориентация компаний, которые осуществляют сделки на Дальнем Востоке, рисуют иную картину дальневосточного лизинга, которую определяют потребности бизнеса. На первом месте – грузовой автотранспорт, на втором – строительная техника, далее – нефте – газодобывающее и перерабатывающее оборудование.
Генеральный директор ОАО «ВТБ-Лизинг» Андрей КОНОПЛЕВ в своих комментариях специально для «ДК» отметил, что также наблюдается спрос на лизинг у предприятий добывающей отрасли (в т.ч. по добыче драгоценных металлов). В последнее время, в связи с наличием государственной поддержки отрасли судостроения, появляется также интерес к покупке морских рыболовецких судов по лизинговой схеме. С учетом специфики Дальневосточного региона (приоритет добывающих отраслей) наибольшие объемы лизинговых сделок в данном регионе осуществляются с различного рода спецтехникой и транспортными средствами (бульдозеры, экскаваторы, самосвалы, грузовые автомобили, тягачи и т.д.).
Генеральный директор ЗАО «Дальневосточная лизинговая компания» (ЗАО «ДВЛК») Эдуард АНТОНЮК констатирует: «На рынке Приморского края все еще пользуется высоким спросом разнообразная строительная и дорожная техника, что связано с реализацией проектов саммита АТЭС. В апреле 2011 года, к примеру, нашей компанией был заключен очередной договор с одной из таких строительных компаний по поставке в лизинг самоходных кранов Liebherr. Стоимость сделки составила 115 млн рублей. Мы также отмечаем увеличение спроса на лизинг новых грузовых автомобилей одновременно с уменьшением спроса на аналогичную б/у технику. Стабильно увеличивается количество сделок возвратного лизинга, что не отражает роста спроса на определенные виды оборудования, но отражает интерес бизнеса к лизингу, как удобному и выгодному инструменту финансирования различных потребностей предприятия».
По словам Эдуарда Антонюка, сегодня успешное развитие лизингового бизнеса невозможно без изменения формы рассмотрения проектов. «В настоящее время, – отмечает собеседник, – мы двигаемся в сторону упрощения процедуры приобретения в лизинг некоторых наиболее ликвидных предметов лизинга. С несколькими постоянными клиентами компании реализованы первые проекты, отличающиеся сокращенным пакетом документов и высокой скоростью (2-3 дня от подачи заявки на лизинг до подписания договоров и оплаты поставщику). В дальнейшем мы планируем сделать такие упрощенные программы стандартом, доступным всем потенциальным лизингополучателям».
В планах развития Приморского филиала ЗАО «Сбербанк Лизинг» рост нового бизнеса и лизингового портфеля в 2 раза за счет реализации 4-х моделей продаж, включающих дистрибуцию через территориальные банки Сбербанка России, собственные продажи в сети, через партнерство и альтернативные каналы с инновационной составляющей. Об этом рассказывает директор Приморского филиала ЗАО «Сбербанк Лизинг» Антон ЗОТОВ. Сделки, которые компания заключила уже в нынешнем году в Приморье, демонстрируют, что «Сбербанк Лизинг» предлагает наиболее конкурентные ставки. Сегодня идет успешная реализация программ «До 6 миллионов» и «До 40 миллионов», которые предусматривают предоставление автомобильной и специальной техники, а также средств производства для предпринимателей. В 2010 году «Сбербанк Лизинг» существенно увеличил финансирование малого и среднего бизнеса. Ранее на крупный бизнес приходилось 80% портфеля – теперь только 56%.
Директор филиала в г. Владивосток ООО «Балтийский лизинг» Дмитрий ИВАНОВ отмечает: «Рынок лизинга восстанавливается и постепенно выходит на докризисный уровень. В 2010 году объем нового бизнеса ГК «Балтийский лизинг» рос чуть выше рынка, и компания предполагает сохранить эту тенденцию в будущем. Стратегическая задача компании в 2011 году – разработка усовершенствованных программ и предложений в сегменте лизинга легковых автомобилей и легкового коммерческого транспорта, а точнее переход к простейшим решениям в сфере автолизинга».
Дмитрий Иванов считает, что в 2010 году предприятия Дальнего Востока начали восстанавливать свою инвестиционную активность и приступили к реализации программ по модернизации и переоборудованию производств. Это подтверждают сделки, осуществленные ГК «Балтийский лизинг» с предприятиями пищеперерабатывающей, строительной, деревообрабатывающей отраслей.
«В качестве некого локомотива развития лизинга на Дальнем Востоке наша компания выбрала автолизинг, – рассказывает директор обособленного регионального подразделения ОАО «ВЭБ-Лизинг» во Владивостоке Михаил ХВОРОСТОВ. – Планируем через некоторое время выйти на первое место в данном сегменте предложений». По мнению Михаила Хворостова, в Хабаровске на первом месте лизинг грузовой автотехники, в Приморье безусловный фаворит лизинга – техника строительная.
Многие эксперты «ДК» солидарны во мнении, что пришло время розницы. Именно поэтому компании, уже работающие на Дальнем Востоке или только заходящие в регион, делают ставку на лизинг легковых автомобилей, а значит, субъекты рынка нацелены на работу с малым бизнесом. Председатель подкомитета по лизингу Торгово-промышленной палаты РФ Алексей АКИНДИНОВ называет данное направление микро – или минилизингом. В свете обсуждаемых поправок, которые планируется внести в налоговое законодательство, об отмене ускоренной амортизации такие устремления становятся некой защитной реакцией. Впрочем, по мнению специалистов, они вряд ли компенсируют потери, связанные с отказом от лизинговых инструментов крупного бизнеса. В результате налоговой реформы российский рынок может потерять несколько десятков миллиардов долларов, предупреждают эксперты рынка, и прежде чем совершать такие резкие движения, нужно хорошенько подумать. Впрочем, это уже тема будущего времени, надеемся, как можно более отдаленного.
- Мемориал энергетикам – героям Великой Отечественной войны – открыт в России
- ФАС заинтересовался кнопками "ЭРА-Глонасс"
- Сбербанк создает дочернюю компанию Sber Automotive Technologies
- Путин поблагодарил Грефа и Сбербанк за больницу в Тулуне
- Российские спортивные тренеры получат статус педагогов
- В России дорожает авиасообщение
- Сбербанк осуществил самую масштабную за всю историю банка трансформацию
- Сбербанк провёл платёж клиента, находящегося в Северном Ледовитом океане
- Сбербанк профинансировал компании группы "Аэрофлот" на 1,8 млрд рублей по госпрограмме кредитования под 2%
- Сбербанк просит увеличить лимиты госпрограммы поддержки занятости с кредитами под 2%