Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Пятница| 22 Ноября, 03:10 |
|
|
Тема номера
|
А. ХОРОШАВИН, губернатор Сахалинской области: Сахалин на пороге нового этапа развития
– Александр Вадимович, еще несколько лет назад Сахалинская область демонстрировала невиданные темпы прироста валового регионального продукта – до 30%. В прошлом году он составил всего 3%. Это последствия кризиса?
– Нет, островной экономике удалось избежать самых тяжелых последствий мирового финансового кризиса. Снижение темпов прироста ВРП – это свидетельство завершения важнейшего этапа развития региональной экономики – запущены в эксплуатацию крупные нефтегазовые проекты «Сахалин–1» и «Сахалин–2», на проектную мощность вышел завод СПГ в Пригородном. Таким образом, создана основательная база для дальнейшего поступательного движения вперед. В 2010 году в области добыто 14,8 млн тонн нефти и 24,3 млрд куб. м газа. На экспорт отправлено более 10 млн тонн сжиженного природного газа. По существу за последние годы на Сахалине создан новый центр нефтегазовой индустрии международного масштаба. И это признано всеми. Теперь мы можем с полной уверенностью утверждать, что именно высокотехнологичный топливно–энергетический комплекс способен стать важнейшей точкой опоры для дальнейшего развития региона, эффективной интеграции в российское и глобальное экономическое пространство, для снятия существующих инфраструктурных ограничений в развитии.
От положения дел в нефтегазовом комплексе зависит наполняемость областного бюджета, сегодня это примерно 48%, привлечение внешних инвестиций, реализация важнейших социальных программ. В течение ближайших 5–10 лет сахалинский шельф будет основным реальным поставщиком углеводородов как на внутренний, так и на внешние рынки Азиатско–Тихоокеанского региона. В течение последних месяцев мы активно обсуждали с Минэнерго, Газпромом, Роснефтью концепцию дальнейшего развития сахалинских шельфовых проектов, сохранения оптимального баланса энергоресурсов в Дальневосточном регионе (прежде всего газа и угля) с учетом последующего промышленного развития дальневосточных территорий.
– Каким видится вам дальнейший сценарий развития ситуации в нефтегазовой отрасли?
– Правительство Сахалинской области считает наиболее целесообразным вариантом ускоренное развитие проекта «Сахалин–3». Принятие в 2011 году инвестиционного решения по строительству третьей линии завода СПГ мощностью до 5 млн тонн, интенсификация добычи газа по проекту «Сахалин–2» с Лунского месторождения, скорейший ввод в строй Киринского блока проекта «Сахалин–3», а также «размораживание» газовой составляющей по проекту «Сахалин–1» определяют для нас новый этап развития.
Это позволит к 2015 году запустить третью линию завода СПГ. Будут обеспечены первоочередные потребности в газе внутреннего рынка (Сахалинская область, Приморский край, в перспективе Хабаровский край). Мы сможем проработать перспективы экспорта трубопроводного газа в Китай и Южную Корею. Уже сейчас надо говорить о сроках, объемах и цене.
Параллельно с началом ускоренной разработки названных проектов и строительством третьей линии завода СПГ вполне реально подготовить и заключить долгосрочные контакты по поставкам СПГ в сопредельные государства, в том числе в Японию, начиная с 2015 года. Как известно, 12 крупных энергетических компаний Японии уже законтрактовали на длительный период (более 20 лет) около 65 % всех поставок сжиженного природного газа с Сахалина. Ну а сейчас последние события в Японии, выпадающая генерация атомных электростанций говорят о том, что востребованность дополнительных объемов СПГ абсолютна реальна.
На наш взгляд, решение о строительстве третьей линии завода СПГ необходимо принимать в кратчайшие сроки, поскольку мы имеем дело с жесткой конкуренцией со стороны Катара и Австралии, других государств, которые имеют государственную политику в этом регионе.
– Как расставляет приоритеты областная власть? Модернизация экономики, инвестиции в проекты – это ведь не самоцель. Сахалинским гражданам от этого жить становится лучше?
– Вообще, если уйти от высоких материй, то жизнь человека складывается из важных мелочей. Человек должен иметь достойную, желательно высокооплачиваемую работу, хорошее жилье, в полном объеме обеспеченное теплом, водой, другими благами жилищно–коммунального хозяйства. Если у человека возникла потребность устроить ребенка в детский сад, значит, она должна быть удовлетворена. В школе ребенок должен получить достойное, современное образование. Если есть желание, поступить в высшее учебное заведение или продолжить учебу каким–то другим образом. Получить современное высокотехнологичное лечение, если человек заболел, и так далее.
Поэтому модернизация социальной сферы – это то, что было, есть и будет в ближайшее время одним из ключевых направлений в нашей работе. Трудностей, конечно, много, но, считаю, мы сделали серьезный задел по улучшению качества жизни наших земляков. В условиях кризиса первостепенной задачей было предпринять все возможные меры для уменьшения безработицы, обеспечения людей рабочими местами. По этому показателю сегодня Сахалинская область находится на первом месте, у нас самый низкий уровень безработицы, он существенно ниже, чем в среднем по России.
В общей сложности на обеспечение мер социальной поддержки населения из областного бюджета выделено около 5 млрд рублей (рост к 2009 году порядка 12 %). Это одна из самых высоких расходных статей областного бюджета. Эти деньги пошли в том числе на региональные социальные надбавки к пенсиям, дотации на оплату жилищно–коммунальных услуг. Принят закон о региональном материнском капитале.
Значительные средства инвестированы в строительство жилья. В приоритетном порядке квартирами обеспечивались ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны. При поддержке областного бюджета для молодых семей и молодых ученых ведется строительство многоквартирных жилых домов. 63 молодым семьям выданы свидетельства на предоставление социальной выплаты на улучшение жилищных условий. Большая работа проведена по переселению граждан из аварийного и ветхого жилья. Здесь мы действуем последовательно. Всего на улучшение жилищных условий жителей области в 2010 году было выделено 4 млрд рублей.
Областной бюджет вкладывался в развитие образования – в прошлом году это 447 млн рублей. В области началась реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», которая включает развитие системы подготовки талантливых детей, меры по укреплению здоровья школьников, повышению квалификации учителей и расширению самостоятельности школ. Для решения проблемы детских садов принята областная целевая программа «Обеспечение доступности дошкольного образования в Сахалинской области на 2011–2015 годы». В рамках этой программы должны быть возвращены или построены порядка 7,5 тысячи мест в детских садах. Стоимость этой программы около 10 млрд рублей. В 2010 году построено 7 детских садов на 750 мест, 2 школы.
Последовательно улучшая возможности медицинского обслуживания наших земляков, мы идем по пути развития собственных учреждений здравоохранения и помогаем с оплатой проезда в федеральные медицинские центры. Но стоит задача расширять возможности оказания специализированной помощи, формировать систему высокотехнологичных медучреждений. При этом у нас нет ни одного района, где так или иначе не шло бы строительство или ремонт учреждений здравоохранения муниципальной формы собственности.
– При этом, наверное, прагматичнее тратиться на здоровый образ жизни.
– Это не дешевле, но без инвестиций в здоровый образ жизни мы никогда не догоним высокоразвитые страны по продолжительности и качеству жизни. В прошедшем году в области впервые приняты и реализуются программы по развитию культуры и спорта. Совокупный объем бюджетных средств и частных инвестиций на эти цели определен в размере более 11 млрд рублей. Надо сказать, что в бюджете 2011 года вот эти статьи расходов не подверглись никакому секвестированию, деньги на культуру и спорт выделены в полном объеме. В перечне объектов десятки новых строек как областного, так и муниципального значения.
– Возвращаясь к экономике, тому, что наполняет бюджет и дает возможность реализовывать социальные программы, какие проекты, помимо нефтегазовых, в ближайшее время должны стать опорой в развитии области?
– Это угольная отрасль и электроэнергетика, синергия двух этих направлений позволит нам уже в ближайшее время создать крупный топливно–энергетический комплекс на Сахалине. Его важными составляющими будут угольный разрез «Солнцевское–2», который существенно увеличит объемы угля, поставляемые на внутренний и внешний рынки, а также высокотехнологичная угольная электростанция ГРЭС–2, которая должна заместить старую ГРЭС. Кстати, существует более глобальный проект по строительству на Сахалине двух электростанций суммарной мощность 3,5 Гигаватта с перспективой передачи электроэнергии на Японию. Для того чтобы обеспечить транспортировку угля на экспорт через незамерзающий морской порт в г. Холмске, будет строиться железнодорожная ветка Ильинск – Углегорск.
Срок реализации проекта около 7 лет. Вполне реальный интерес к нему проявляют зарубежные инвесторы. В случае своевременной выдачи лицензии «с обременением», ускорения начала разработки проектной документации по ГРЭС и железной дороге, выработки оптимального механизма инвестирования с участием федеральных служб реализация этого проекта возможна уже с 2016–2017 г.г., что увеличит экспортные поставки угля с 1,2 до 5–6 млн тонн.
Что касается других направлений модернизации островной экономики, то, прежде всего, здесь надо говорить о снятии инфраструктурных ограничений, главным образом в энергетике. Это строительство 4–го энергоблока на Южно–Сахалинской ТЭЦ–1 и перевод существующих энергоблоков на газ. В дорожном хозяйстве мы добились увеличения темпов строительства транссахалинской магистрали Юг–Север. Продолжается реконструкция автомобильных дорог Огоньки – Невельск, Южно–Курильск – с. Головнино, Малокурильское – Крабозаводское. Всего на выполнение дорожных работ направлено 5,2 млрд рублей, из них 4,5 – средства областного бюджета. Идет переустройство на широкую колею железнодорожного пути. Немало сделано в сфере модернизации объектов транспортной инфраструктуры, развития системы аэропортов и морских портов, обеспечения транспортной доступности наших островов.
Все это основа для развития других локальных инвестиционных проектов, которые готов реализовывать бизнес. Наша задача – создать ему для этого условия.
Досье "ДК"
По информации Министерства регионального развития Российской Федерации за 2010 год, Сахалинская область по сводному индексу социально–экономического развития заняла 5-е место среди регионов России. По развитию реального сектора экономики – 3-е, по индексу производства продукции сельского хозяйства – 4-е место, по темпам роста прибыли прибыльных предприятий – на 5-м месте, по инвестиционной привлекательности – на 6-м месте.
- Мемориал энергетикам – героям Великой Отечественной войны – открыт в России
- ФАС заинтересовался кнопками "ЭРА-Глонасс"
- Сбербанк создает дочернюю компанию Sber Automotive Technologies
- Путин поблагодарил Грефа и Сбербанк за больницу в Тулуне
- Российские спортивные тренеры получат статус педагогов
- В России дорожает авиасообщение
- Сбербанк осуществил самую масштабную за всю историю банка трансформацию
- Сбербанк провёл платёж клиента, находящегося в Северном Ледовитом океане
- Сбербанк профинансировал компании группы "Аэрофлот" на 1,8 млрд рублей по госпрограмме кредитования под 2%
- Сбербанк просит увеличить лимиты госпрограммы поддержки занятости с кредитами под 2%