Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Воскресенье| 24 Ноября, 09:11 |
|
|
Тема номера
|
Коснется ли кризис милосердия?
Отечественная благотворительность, в отличие от западной, очень зависима от бизнеса. Так, по данным национальной ассоциации благотворительных организаций, в России больше всего жертвуют коммерческие компании - 70% всех безвозмездных поступлений. Частные пожертвования составляют не более 20% от общего объема собираемых денег (в США - 80%). Поэтому эксперты прогнозируют, что новая экономическая ситуация может подорвать основание российской благотворительности. Впрочем, кризис может "съесть" часть запланированного на благотворительность бюджета, но вряд ли парализует желание оказывать помощь. Дело в другом. "Я давно убедился на собственном опыте, стоит мне только заикнуться о каком-нибудь социальном проекте, реализуемом компанией, как на меня обрушивается вал просьб, - сетует известный владивостокский бизнесмен и политик, попросивший не называть его имя. - Но ведь я не Бог и при всем желании не могу помочь всем сразу! Стоит же сказать "нет", как всем естеством ощущаешь презрительное "зажрался". И никому нет дела, что на моем содержании - огромное количество родственников, школа и церковь в родной приморской деревне, детский дом на 130 детей и полтора десятка добровольных социальных инициатив".
Мы попросили топ-менеджеров и владельцев известных приморских компаний ответить на три вопроса:
1. Кому и на какие нужды вы готовы помочь?
2. В чем, по-вашему, проявляется истинная благотворительность?
3. Какой % личного состояния
(или % от прибыли предприятия) вы готовы тратить на благотворительные цели?
1. Объясню на конкретных примерах. ВМТП на протяжении многих лет оказывает шефскую поддержку владивостокской средней школе №6. В свое время компания разработала специальную программу по масштабному переоборудованию и переоснащению этого учебного заведения, и вскоре его стали называть "школой будущего". Проекты, развивающие школу, реализуются и в настоящее время. Более того, сегодня к нашим программам подключилась и администрация Владивостока.
Кроме того, при участии компаний Ассоциации ВМТП проведена капитальная реконструкция комплекса храма Казанской Иконы Божией Матери, после чего там открылись детская воскресная школа и духовно-просветительский центр.
Также на протяжении десятков лет ВМТП сотрудничает с МГУ им. Невельского (ранее ДВВИМУ). Нами разработаны программы материальной поддержки студентов, содействия в их практике и дальнейшем трудоустройстве.
Фронтовики, ветераны войны и труда, пенсионеры порта тоже пользуются особой заботой порта. Задача - дать этим людям почувствовать себя нужными обществу - достигается различными способами: и материальной поддержкой, и организацией специальных мероприятий.
2. Истинная благотворительность заключается в создании таких условий, когда у нуждающегося отпадает необходимость обращаться за помощью к кому бы то ни было. Можно обеспечить человека и его семью всем необходимым - на год, десять или даже двадцать лет. Но, мне кажется, лучше обеспечить главу этой семьи работой, достойными условиями труда и заработной платой. Это позволит человеку, находящемуся в затруднительном положении, не просто встать на ноги, но восстановить свою гордость и самоуважение.
3. На мой взгляд, речь должна идти не об определении процента, а о желании и готовности оказывать посильную поддержку. Объемы помощи далеко не всегда характеризуются размером денежной суммы.
1. Помощь должна быть адресной. Важно знать, кому и на что пошли спонсорские средства. Для меня лично на особом счету находятся ветераны Великой Отечественной войны и дети-сироты. С первыми никакой благотворительной помощью не рассчитаешься за их заслуги (обидно, что государство не может создать им достойные условия жизни!). К детям-сиротам я, как женщина и мать, не могу равнодушно относиться.
2. Истинная благотворительность проявляется в неравнодушии и искренности. Иногда элементарное человеческое внимание дороже любых пожертвований.
3. Не думаю, что благотворительность должна оцениваться в процентах прибыли. Это разные категории.
1. Решение оказать помощь зависит, прежде всего, от того, как и чем мы можем помочь и как к этому отнесется непосредственный получатель помощи. Надо понимать, что кроме искренних намерений есть ряд обязательств перед теми, кому адресована помощь. И очень важна реакция адресата. Кроме того, если уж компания стала заниматься благотворительностью, это должно быть не сиюминутным порывом, а продуманной долгосрочной работой с четко определенной ответственностью и соблюдением сроков.
Группа компаний "Славда" почти 10 лет занимается благотворительностью. Проекты - разные: от поддержки краевого спорта до снабжения водой боевых отрядов, направляющихся в горячие точки. Есть и постоянные благотворительные программы для детских домов Владивостока, Преображения и Рощино. В частности, помогаем выпускникам поступить в один из университетов краевого центра, причем на время учебы за ними закреплены наставники, а в период каникул предоставляются этим ребятам рабочие места.
2.3. Истинная благотворительность всегда вызвана искренними побуждениями и чистыми намерениями. Что касается финансовой части, то при составлении годового бюджета на такие мероприятия выделяется примерно 2% от общих расходов.
Истинная благотворительность исходит от сердца человека. К сожалению, в "докризисные" годы смысл благотворительности был искажен, поскольку многие компании превратили ее в эффективный PR-инструмент. На самом деле, истинная благотворительность всегда скрыта от глаз широкой общественности. И это поистине хороший тон.
Компания George Dental Group всегда помогала детям. Но просто денежная помощь - не всегда хорошо. Детям важнее ощущать заботу взрослых. Поэтому мы уже давно бесплатно лечим детей из детских домов. Нередко нам помогают другие клиники Владивостока, за что мы им благодарны. Недавно, например, узнали о девочке, которая родилась с врожденной патологией, и из-за этого от нее отказались родители. Мы планируем организовать и оплатить ее операцию, а в дальнейшем принять участие в ее судьбе. Хотя таких историй много, и от этого становится очень грустно.
1. Благотворительность должна быть обязательным элементом расходов каждой успешной компании. В первую очередь помогать нужно тем, кто больше всех в этом нуждается: детям, инвалидам, больным людям, здоровье которых зависит от дорогостоящих препаратов. Росбанк уже 9 лет подряд проводит всероссийскую грантовую программу "Новый день", направленную на внедрение инновационных проектов по развитию и реабилитации детей с ограниченными возможностями, сирот, трудных подростков, а также одаренных детей. Реализуются и небольшие региональные благотворительные проекты, в т.ч. по оказанию помощи семьям погибших военнослужащих.
2. Истинная благотворительность лишена пафоса и шумихи и должна выражаться в реальной помощи, а не в стремлении создать себе положительный имидж.
3. Главное, на мой взгляд, не фиксировать какие-то проценты "отчислений" на благотворительность, а сделать ее постоянной частью нашей жизни и наших расходов. Участие каждого - а не размер этого участия - определяет достижение целей благотворительности.
1. Вспоминая известную притчу, я за то, чтобы давать нуждающемуся "удочку", а не "рыбу". Конечно, это не относится к немощным старикам и малолетним сиротам. В остальных случаях помощь должна быть системной и представлять собой не подачку, а инструмент для самостоятельного решения возникающих проблем. Часто сталкиваюсь с разовыми, спонтанными акциями в отношении тех же воспитанников детских домов. Выделили средства к Новому году или 1 июня, накормили детей шоколадом, задарили игрушками - и до следующего праздника. Нужно не жалеть детей, а помогать им. Растить не потребителей и иждивенцев, а способных к самостоятельной взрослой жизни личностей. А для этого нужно не просто дарить дорогие игрушки, а поощрять развитие конкретных навыков и талантов, которые обеспечат им достойную жизнь. Я - за такие проекты.
2. Это не должно быть модой, это должно быть внутренней потребностью, когда ты искренне считаешь, что сильный должен помогать слабому. При этом я не вижу ничего плохого в том, что компании рассказывают о своих благотворительных проектах в прессе (кроме тех случаев, когда расходы на PR превышают размер реальной помощи). Во-первых, это может побудить к благотворительности других, в т.ч. коллег по рынку. Во-вторых, клиентам этих компаний приятно сознавать свое косвенное участие в решении актуальных социальных вопросов.
3. Объем помощи не имеет значения, главное, чтобы она была эффективной и системной.
P.S. Во времена моей учебы на филфаке на одном из семинаров мы жарко спорили, являются ли слова "богатый" и "Бог" однокоренными. Кто-то из однокурсников предложил заменить в этих словах "Б" на "М". Бог - мог, богатый - могатый (мочь, мощь, может...). Согласитесь, очень любопытная параллель. Впрочем, должен ли "наделенный богатством" "наделять благами" менее состоятельных, кому и когда говорить "да" на просьбу о помощи, каждый решает для себя сам. И все-таки жизнь показывает, что бизнес, выстраиваемый не только по законам делового мира, но и по божьим правилам, является более эффективным.
- Мемориал энергетикам – героям Великой Отечественной войны – открыт в России
- ФАС заинтересовался кнопками "ЭРА-Глонасс"
- Сбербанк создает дочернюю компанию Sber Automotive Technologies
- Путин поблагодарил Грефа и Сбербанк за больницу в Тулуне
- Российские спортивные тренеры получат статус педагогов
- В России дорожает авиасообщение
- Сбербанк осуществил самую масштабную за всю историю банка трансформацию
- Сбербанк провёл платёж клиента, находящегося в Северном Ледовитом океане
- Сбербанк профинансировал компании группы "Аэрофлот" на 1,8 млрд рублей по госпрограмме кредитования под 2%
- Сбербанк просит увеличить лимиты госпрограммы поддержки занятости с кредитами под 2%