Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Понедельник| 25 Ноября, 14:06 |
|
|
Тема номера
|
Динамичный лизинг
Как отмечают эксперты, возрастающая популярность лизинга обусловлена потребностью предприятий в обновлении и расширении материально-технической базы в условиях ограниченности их собственных средств. Для России это очень актуальный вопрос, потому что в некоторых отраслях износ производственных фондов превышает 80%. Актуален лизинг и для развития малого бизнеса, испытывающего повышенные потребности в долгосрочных инвестициях.
По мнению заместителя генерального директора ЗАО "Универсальная лизинговая компания" Ивана КРИВОНОСОВА, этот инструмент хорошо дополняет возможности банковского кредитования и может рассматриваться как инструмент долгосрочного финансирования проектов компаний по модернизации производства.
На Дальнем Востоке услуги лизинга сегодня предлагает более 50 лизинговых компаний. Разворачиваются здесь крупные московские и инорегиональные компании - "РГ лизинг", "ВТБ-лизинг", "Уралсиб-лизинг", "НОМОС-лизинг". Уже по названиям некоторых из них можно понять, что они являются дочерними структурами крупных банков. Есть представительства компаний, работающих на специализированных рынках - авиализинга, лизинга морских судов и т.п. И столь разностороннее лизинговое присутствие, естественно, определяет уровень конкуренции, которая становится намного жестче, чем 2-3 года назад.
Лизинговые компании, созданные банками, ориентируются на оказание стандартных лизинговых услуг широкому кругу клиентов, что не исключает, впрочем, преимущественного обслуживания клиентов "собственного" банка. Обычно банки не только финансируют деятельность дочерних компаний, но и активно поставляют им клиентов из числа тех, кто обращается сюда за получением кредита на приобретение основных средств.
Естественно, что компании, входящие в структуру крупных банков, и сами являются наиболее крупными игроками на рынке, их портфель лизинговых договоров характеризуется большими суммами и длительными сроками. Впрочем, некоторые из них, по мнению экспертов рынка, устанавливают довольно жесткие параметры сделок, попадающих в сферу их интересов, один из которых - минимальная сумма договора. В московских офисах компаний разговор идет о миллионах долларов, а в их дальневосточных филиалах - о сотнях тысяч.
Впрочем, банки в обстоятельствах не менее жесткой конкуренции на своем рынке готовы работать и активно работают по лизинговым схемам и с региональными компаниями, обслуживающими более скромные проекты - от одного миллиона рублей. Средний размер сделки в таких компаниях составляет порядка десяти - пятнадцати миллионов рублей.
Лизингополучатель от этого, можно сказать, зарождающегося изобилия, только в выигрыше - чем шире предложения, тем больше возможности выбирать.
"С точки зрения экономики региона и позиции предприятий, увеличение числа лизинговых компаний - абсолютное благо, потому что конкуренция приводит к снижению стоимости услуг, - рассказывает Иван Кривоносов. - И на сегодня, судя по результатам работы Универсальной лизинговой компании, стоимость лизинговых услуг снизилась практически в 2 раза по сравнению с тем, что мы имели несколько лет назад. Рост рынка в целом влечет за собой увеличение объемов операций каждой из компаний. Например, по итогам прошлого года Универсальная лизинговая компания выросла по объемам предоставленных услуг в 2 раза, и уже в первом полугодии объем операций удвоился по сравнению таким же периодом 2007 года".
В пользу лизингополучателей и то, что компании стремятся разнообразить условия для клиентов, поскольку каждая из них старается развивать свои конкурентные преимущества. Кто-то готов увеличивать объемы и сроки, кто-то уменьшать сумму первого платежа, и здесь, по понятным причинам, в выигрыше оказываются лизинговые компании, сотрудничающие с крупными банками федерального уровня. Хотя в силу ситуации, которая наблюдается на рынке последний год, тенденция роста объемов при росте сроков прервалась. Специалисты связывают этот факт с кризисом ликвидности на западных рынках и дефицитом "длинных" финансовых ресурсов, но пока драматизировать ситуацию не намерены.
Региональные компании в этой конкурентной борьбе также имеют свои преимущества. Одно из них, как и у местных банков, - общая с клиентами история и индивидуальный подход.
"Мы были в своем роде первооткрывателями, многие руководители предприятий еще лет пять-семь назад смутно представляли, что такое лизинг, - продолжает Иван КРИВОНОСОВ. - Основной нашей задачей тогда было объяснить все преимущества нового финансового продукта. С этой задачей мы справились успешно, компания развивалась сверхдинамично. Сегодня уже никому не нужно доказывать, что лизинг наиболее выгодный способ обновления основных средств. Сейчас руководитель предприятия смотрит не только на то, где дешевле, но и где более удобно вести сделку, теперь наша задача - предложить наиболее привлекательные условия для клиента".
Если исходить из аксиомы, что "время - деньги", то одним из преимуществ региональных компаний является скорость принятия решения. "Бизнес-процессы Универсальной лизинговой компании настроены так, чтобы принимать решение здесь и сейчас, - добавляет Иван Валерьевич, - и при наличии необходимых документов решение будет принято в течение 2-3 дней. Кроме того, у нас нет лимитов на сумму сделки, все зависит от финансовых возможностей лизингополучателя и целесообразности сделки. Мы же свои собственные потребности в ресурсах удовлетворяем за счет сотрудничества с крупными банками, например, Сбербанком и ВТБ, а также иными финансовыми компаниями и инвесторами".
Одним словом, лизинг "уверенной походкой" вошел в экономическую жизнь современного бизнеса. Это подтверждают данные мониторинга предприятий, проводимого Банком России в Приморском крае: "Доля предприятий, использующих лизинг в качестве источника финансирования своего основного капитала, выросла за 2005-2007 годы с 5,2% до 6,7% от общего числа участников опроса. При этом использование лизинга носило многоотраслевой характер. Со вступлением экономики в фазу инвестиционного роста в своей деятельности все шире используют лизинг предприятия промышленного производства (7% участников мониторинга данного вида деятельности в 2007 году против 2% в 2005 г.), транспорта (11% в 2007 г. против 8% в 2005 г.), строительства (9% в 2007 г. против 4% в 2005 г.)".
Данные тенденции в целом соответствуют отраслевой структуре лизингового портфеля Универсальной лизинговой компании. Эксперты компании также говорят о росте доли промышленных предприятий, подчеркивая, что существенную его часть, как и в первые годы работы, представляют компании строительной отрасли и промышленности стройматериалов. Впрочем, сегодня в числе лизингополучателей - не только мостостроители, дорожники и транспортники, оказавшиеся к лизинговой услуге наиболее "восприимчивыми", но и недропользователи, лесозаготовители, представители сферы услуг - предприятия малого, среднего и крупного бизнеса.
"Я не мог бы назвать отрасль, с которой мы не хотели бы сотрудничать по каким-то принципиальным причинам, - замечает г-н Кривоносов, - Как, впрочем, и такую, которая категорически не воспринимала бы лизинговые услуги. Все дело в конкретной компании. И если она работает прибыльно и ответственно подходит к вопросу налогового планирования, то обновлять основные фонды предприятия с помощью лизинга выгодно, в какой бы отрасли компания ни работала".
И все-таки до насыщения дальневосточного рынка лизинга еще далеко. Например, по данным ГУ ЦБ по Приморскому краю, в 2007 году в крае лизинговые операции составили лишь 5,3% всех инвестиций, вложенных в долгосрочные активы компаний. "Доля лизинга в объеме инвестиций в основной капитал по РФ в целом в 2007 г. оценивалась в 14,1%, а в мировой практике значение этого показателя достигает 38%". Как видим, резерв для роста есть и у лизингополучателей, и у лизинговых компаний.
Развитие этого инструмента специалисты связывают как с расширением линейки лизинговых продуктов (например, лизинг недвижимости, пока не очень развитый в силу более сложного оформления), так и с совершенствованием условий лизинговых сделок. Речь идет о снижении стоимости лизинговых услуг, размера аванса и увеличения сроков финансирования, но все эти условия будут изменяться в благоприятную сторону после стабилизации финансового рынка.
В целом тенденция роста на лизинговом рынке региона, по мнению специалистов, сохранится. И здесь существенное влияние уже оказывают и в ближайшее время будут оказывать в более значительной степени грандиозные дальневосточные проекты, намеченные к реализации Федеральной целевой программой. В этой глобальной стройке ищут свое место и лизинговые компании.
- Мемориал энергетикам – героям Великой Отечественной войны – открыт в России
- ФАС заинтересовался кнопками "ЭРА-Глонасс"
- Сбербанк создает дочернюю компанию Sber Automotive Technologies
- Путин поблагодарил Грефа и Сбербанк за больницу в Тулуне
- Российские спортивные тренеры получат статус педагогов
- В России дорожает авиасообщение
- Сбербанк осуществил самую масштабную за всю историю банка трансформацию
- Сбербанк провёл платёж клиента, находящегося в Северном Ледовитом океане
- Сбербанк профинансировал компании группы "Аэрофлот" на 1,8 млрд рублей по госпрограмме кредитования под 2%
- Сбербанк просит увеличить лимиты госпрограммы поддержки занятости с кредитами под 2%